Цели:
- создать условия для формирования способности чувствовать, осознавать и передавать свои ощущения через звук, движения, цвет;
- создать условия для формирования навыка художественного анализа музыкальных произведений;
- способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся, вокально-хоровых и творческих навыков учащихся, расширять кругозор.
Методы:
- метод сравнения;
- метод моделирования художественно-творческого процесса;
- метод создания композиций;
- метод перспективы и ретроспективы;
- словесный, наглядный, практический методы;
- игровые методы.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, треугольник, портрет В.А.Моцарта.
Музыкальный материал:
- В.А.Моцарт. Дивертисмент D-dur (фр.);
- А.Шнитке. Пастораль из “Сюиты в старинном стиле”;
- Г.Струве. “Грустная песенка”;
- М.Парцхаладзе. “Солнечные зайчики”;
- А.Филиппенко. “Веселый музыкант”;
- р.н.п. “Дон-дон”;
- И.Кадомцев. “Песенка о солнышке, радуге и радости”.
ХОД УРОКА
У. Ребята, обратите внимание, как сегодня оформлена доска в классе. Это… (палитра).
Для чего и кому она необходима?
Д. Художнику для рисования.
У. Но ведь у нас урок музыки, как вы думаете, почему появилась в нашем классе палитра?
Д. …
У. Оказывается, музыка замечательная художница: любит рисовать природу, портреты людей, только не красками, конечно. А чем?
Д. Звуками.
У. Верно, музыка своим таинственным языком звуков рассказывает разные истории про людей, главным образом про то, что они чувствуют и переживают.
Сегодня на уроке мы будем учиться понимать этот язык, понимать те настроения и чувства, которые выражает музыка. Тема нашего урока “О чем говорит музыка”. А поможет нам в этом Палитра настроений, а еще наши замечательные ушки, которые умеют слушать музыку и душа, которая умеет музыку чувствовать.
А что чувствует ваша душа сейчас?
Звучит фрагмент песни Г.Струве “Грустная песенка”
Д. Грусть, печаль.
1 изображение на палитре (используются мимические картинки, передающие разное настроение и чувства человека)
У. А кому из вас музыка знакома, кто её узнал?
Исполнение песни
У. Скажите, в какие моменты жизни вы испытывали настроение, которое мы сейчас услышим в музыке?
Слушание Дивертисмента D-dur В.А.Моцарта
Д. …
У. Как мы назовем это настроение?
Д. Радость.
2 изображение на палитре
У. Эту музыку написал замечательный композитор В.А.Моцарт (портрет), музыку которого очень часто сравнивают с солнцем. Почему?
Д. …
У. Как удалось композитору создать в музыке радостное настроение? Какие музыкальные краски использовал композитор?
Повторное слушание
У. Какими были звуки?
Д. (с помощью учителя) быстрые – медленные, звонкие – приглушенные, плавные – отрывистые и т.д.
У. Какие музыкальные произведения, выражающие радостное, веселое настроение вы помните?
А.Филиппенко. “Веселый музыкант” – исполнение с движениями
М.Парцхаладзе. “Солнечные зайчики” – исполнение
У. А давайте посмотрим, какие ещё чувства спрятались на нашей палитре?
3 изображение на палитре
Д. Тревога
Учитель играет на треугольнике тревожные звуки
У. У кого случилась беда? Что произошло? А что напоминает нам звучание треугольника?
Д. У кошки случился пожар. Звучание треугольника напоминает звуки колокола, который всех извещает о случившейся беде.
Исполнение р.н.п. “Дон-дон” с треугольником
У. А охарактеризовать следующее музыкальное произведение нам помогут слова, которые я вам предлагаю (из словаря В.Ражникова: нежная, решительная, мечтательная, задумчивая, стремительная, ласковая, светлая, неторопливая, мягкая, резкая). Какие слова нам подойдут?
Слушание Пасторали А.Шнитке
Дети выбирают слова.
У. Настроение?
Д. Спокойное.
4 изображение на палитре
У. Какие музыкальные инструменты выбрал композитор?
Д. Фортепиано, скрипка
У. Чем можно объяснить выбор именно этих инструментов?
Д. …
У. А можем ли мы передать это настроение через движение наших рук?
Повторное слушание, пластическое интонирование (можно играть на воображаемой скрипке)
У. На нашей палитре есть ещё одно настроение. Мы его придумаем сами. Я прочитаю вам стихотворение. Если бы вы были композиторами и на эти стихи сочинили песню, как бы вы её назвали, какое настроение в ней было бы, как бы вы её предложили исполнить?
На земле привольной и счастливой
Для добра и света мы растем.
Пусть сияет солнышко над миром,
Льются песни звонким ручейком.
Поем о солнышке, о ясной радуге,
О ласке маминой и о весне.
Пусть наше солнышко
Улыбку радости
Подарит поровну тебе и мне.
Песня дружбы над планетой кружит,
И вокруг становится светлей.
Сколько в мире у меня подружек,
Сколько в мире у меня друзей.
Д. …
И.Кадомцев. “Песенка о солнышке, радуге и радости” – слушание
Сравнение с ответами детей.
Разучивание песни.
Домашнее задание: нарисовать настроение этой песни.