Цели:
- Познакомить учащихся с отличительными признаками позвоночных животных.
- Дать сравнительную характеристику позвоночным животным..
- Обобщить знания учащихся о позвоночных животных.
- Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: картинки животных, карточки, схемы.
ХОД УРОКА
Оформление доски
1. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
(Слайд № 1. Приложение)
2.Фронтальный опрос.
- Что такое фауна?
- Какие животные называются одноклеточными и многоклеточными?
- В чем отличие позвоночных животных от беспозвоночных?
- Кто из нарисованных животных не является насекомым?
(На доске иллюстрации с изображением паука-крестовика, бабочки, жука-могильщика осы, муравьи.)
- Какое слово не вписывается в общий ряд: комар, муха, пчела, оса, божья коровка, скорпион?
- Как же узнать, насекомое перед вами или нет?
- Сколько у насекомых лап?
- Когда вы слышите слово “насекомые”, то кого представляете?
- Какие группы животных вы знаете?
Распределите карточки с животными по группам:
3. Знакомство с новым материалом.
Какая наука изучает животных? Зоология (от греческого слова "зоо" - животное) изучает животных. Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп.
Таблица “Классификация животных”
4. Беседа о рыбах и их разновидностях.
- Какие животные называются позвоночными? (К позвоночным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)
- Какие из перечисленных мною животных живут только в воде? (Рыбы.)
1 ученик: Рассказ о рыбах.
(Cлайд № 2)
- Знакомством с рыбами мы начнем изучение позвоночных животных. Примерно 2/З поверхности нашей планеты покрыто океанами, морями, реками и озерами. Их населяют мириады животных значительную часть, которых составляют представители класса рыб. К 90-м гг. ХХ столетия зоологи описали около 22 тысяч видов — больше, чем всех остальных позвоночных животных.
(Cлайд № 3)
Рыбы появились на Земле более 450 лет назад. Рыбы — самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живы существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись. В настоящее время они являются самыми многочисленными представителями класса позвоночных.
- Рассмотрите иллюстрацию с изображением рыб.
- Какие особенности внешнего вида существуют у рыб?
- Какое значение имеют плавники?
5. Работа по учебнику.
- Прочитайте предложения в учебнике на с. 69. Найдите верные высказывания.
- Какую роль играет позвоночник для рыб?
2 ученик: Рассказ о классе рыб.
(Cлайд № 4)
Всех рыб условно делят на три типа.
Первый тип — это хрящевые рыбы (скаты, акулы), то есть рыбы с хрящевым позвоночником. Они имеют прочную, толстую, но без чешуи кожу.
Второй тип это костистые рыбы, с бесхрящевым позвоночником и чешуйчатой кожей. Пожалуй, этот тип самый многочисленный.
Третий тип – рыбы, имеющие и легкие, и жабры. Все легочные рыбы живут только в пресной воде. Их плавники очень напоминают конечности животных, поэтому такие рыбы, как особый вид окуня, способны иногда выходить на берег.
- А вы знаете, какая самая большая рыба? Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы на Земле. Они иногда достигают 16–18 м в длину. А вот самая маленькая рыба в мире обитает на Филиппинских островах. Это бычок Пандака длиною 0,6 см, признанный самым крошечным позвоночным.
6. Ознакомление с земноводными. (Слайд № 5)
- Каких животных называют земноводными? Почему?
3 ученик: Рассказ о земноводных. (Слайд № 6)
- Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова, означающего “живущий двойной жизнью”. Они могут жить и на суше, и в воде.
Существует три группы или отряда земноводных: лягушки, саламандровые и червяги. Различные виды тритонов относятся к саламандровым. Червяги – это существа, живущие в норах. Они слепые, у них нет ни ног, ни хвоста. Земноводные дышат жабрами в юном возрасте, а потом у многих из них развиваются лёгкие. (Слайд № 7)
У земноводных кожа гладкая и клейкая, поддерживаемая во влажном состоянии специальными слизистыми железами. Вода легко проникает через их кожу, поэтому большинство земноводных высыхает и умирает, если их надолго вытащить из воды. (Слайд № 8)
Работа по учебнику.
С. 70. Чтение рубрики “Этот удивительный мир”.
- Какие животные относятся к пресмыкающимся?
- Ребята, а вы знаете, почему у животных такое название?
4 ученик: Рассказ о пресмыкающихся. (Слайд № 9)
- Название “пресмыкающиеся” точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище - наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами. (Слайд № 10)
Настоящая ходьба и бег с выпрямленными конечностями и приподнятым телом наблюдаются, сравнительно редко, обычно же рептилии ползут, “пресмыкаются”, безногие иначе просто не могут.
7. О разнообразии пресмыкающихся. (Слайд № 11)
В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Ученые считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет тому назад, В те времена пресмыкающиеся составляли основную группу животных и часто имели гигантские размеры. Но эти огромные рептилии вымерли, а пресмыкающиеся наших дней имеют сравнительно небольшие габариты. Самые крупные из них - крокодилы и питоны.
Пресмыкающиеся с холодной кровью передвигаются ползком и имеют позвоночник.
Пресмыкающиеся подразделяются на четыре основные группы черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.
Черепахи отличаются от прочих пресмыкающихся тем, что их тело окружено костным панцирем. Все черепахи откладывают яйца. Некоторые черепахи живут возле водоемов или в них, а некоторые — исключительно на суше.
Аллигаторы, крокодилы и им подобные имеют удлиненное тело с четырьмя конечностями, покрытое чешуйками или пластинками. Ящерицы и змеи относятся к пресмыкающимся высшего порядка. Основное различие между ящерицами и змеями состоит в строении челюстей. У змей и верхняя и нижняя челюсти имеют подвижные части с острыми, загнутыми внутрь зубами. (Слайд № 12)
Работа по учебнику с.71 рубрика “Жил на свете человек...”.
С давних времен и поныне змеи в восточной медицине служат одним из основных источников лекарственных средств при лечении многих заболеваний. Больному могут давать змеиную кровь, желчь, а также настойку на змеях, в состав которой входит и яд.
Профессия змееловов — охотников за змеями — очень опасна. Однако и змеям можно порой посочувствовать. Некоторые виды стали редкими и уже нуждаются в охране. (Приложение 3)
Работа в группах1. Заполните таблицы, используя информационную карту.
Рыбы |
Вывод |
1. Форма и окраска 2. Передвижение 3. Орган, при помощи которого плавают. 4. Как дышат. 5. Чем питаются. 6. Как реагируют на яркий свет, стук, хлопок. |
Лягушка |
Вывод |
1. Форма тела и окраска. 2. Передвижение. 3. Орган, при помощи которого передвигаются. 4. Чем питаются. |
|
Ящерица |
Вывод |
1. Форма тела и окраска. 2. Передвижение. 3. Орган, при помощи которого передвигаются. 4. Чем питаются. |
2. Определение признаков различных групп животных
1 группа
- Тело покрыто нежной влажной кожей.
- Передние конечности – крылья.
- Тело покрыто шерстью.
2 группа
- Имеются две пары крыльев.
- Выкармливают детёнышей молоком.
- Тело покрыто чешуёй.
3 группа
- Тело покрыто роговыми чешуйками.
- Орган передвижения – плавники.
- Тело покрыто перьями.
Итог урока:
- Назовите позвоночных животных, с которыми сегодня познакомились. (Слайд № 13)
Домашнее задание: пересказ текста на с. 68–71, подготовить сообщения о пресмыкающихся. (Слайд № 14)
Литература:
- Окружающий мир поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, автор-составитель О.А.Исакова.
- Карточки “В мире дикой природы”.
- Учебник “Окружающий мир. 3-й класс”, автор Н.Ф.Виноградова.
- Энциклопедия для детей.
- “Открытая биология”.
- “Звери”, авторы М.Ф.Березина, Е.Л.Богатырёва.