Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие по городам и странам"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

образовательные:

  • закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях;
  • актуализация знаний по лексической теме "Города. Страны. Денежные единицы";

коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового и слогового анализа и синтеза;
  • развитие памяти, внимания, мышления, восприятия;
  • обогащение и активизация словаря по теме "Путешествия";

воспитательные: создание ситуации успеха.

Оборудование: карта Европы, маршрутный лист, таблицы, инструкция по работе с картой, индивидуальные задания в конвертах, отрывки из сказок, плакаты с загадками, предметные картинки с изображением игрушек, сказок, магнитофон, краски, мячик, призы участникам.

Ход занятия

Организационный момент /снятие психического и эмоционального напряжения, настрой на позитивную работу, поднятие настроения у детей/

Психолог: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Вы все любите путешествовать? Тогда мы совершим увлекательное путешествие по некоторым городам и странам. Вместе с вами в путешествие отправлюсь я, ваш логопед Елена Николаевна и все наши гости, которые присутствуют сегодня у нас на занятии. А в конце нашего путешествия вас всех ожидает приятный сюрприз.

Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять. Итак, вы готовы?

  • Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10 сек).
  • Разогретыми руками потрите щёчки:, мочки ушей (10 сек).
  • Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10 сек).
  • Ладошкой правой руки поглаживаем внешнюю сторону левой руки, а теперь ладошкой левой руки поглаживаем внешнюю сторону правой руки (10 сек).

Молодцы! А вы знаете, ребята, что успех любого путешествия зависит от настроения? В путешествии не должно быть хмурых и сердитых людей. А сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь! Вы чувствуете, как от улыбок всем вам стало тепло и уютно?

А чтобы наше путешествие прошло удачно, вам понадобятся все ваши знания, полученные на логопедических занятиях, а также смекалка, собранность и внимание!

Основная часть. Путешествие /развитие зрительного восприятия, логического мышления, зрительной памяти/

Психолог: Ребята, на доске изображён маршрутный лист, на нём отмечены остановки, на которых мы с вами сегодня побываем. Посмотрите внимательно на маршрутный лист и скажите, какая остановка будет первой в нашем путешествии? (Европейская)

- Правильно, ребята. Сегодня мы будем путешествовать на разных видах транспорта, которые вы видите на доске (показать указкой). А на каком транспорте мы отправимся до ост. "Европейская", вы узнаете, если отгадаете загадку. Но загадку вы должны будете не просто отгадать, а сначала её прочитать по мере возрастания чисел, а затем уже отгадать. Такие загадки вам встречались на занятиях, и вы с ними знакомы. А чтобы вы правильно её прочитали, у каждого на парте лежит чистый листочек, куда вы можете записать загадку. Загадку вы должны прочитать чётко и ясно, без запинок, затем отгадать её, только тогда мы сможем отправиться в путь. (На доске вывешивается загадка. Дети отгадывают - олень.)

7
красавец
4
ходит
10
И
11
легко
9
смело
2
копытами
  13
раскинув
3
касаясь
8
ходит
14
широко
1
трав
5
По
6
лесу
12
рога

- Итак, до остановки "Европейская" мы отправимся в путь на оленях.

Остановка "Европейская" /развитие фонематического, слогового анализа и синтеза, развитие слухового внимания, зрительной памяти, обогащение и активизация словаря/

Логопед: Мы прибыли на ост. "Европейская". На ней мы познакомимся с некоторыми государствами и городами Европы. У каждого из вас на парте лежит карта Европы, а также лежит таблица, которую вы должны будете заполнить в течение всего нашего занятия. Такая же таблица изображена на доске.

СТРАНА СТОЛИЦА ДЕНЕЖНАЯ ЕДЕНИЦА
     
     
     
     
     

Сейчас, ребята, я буду загадывать название стран, а вы должны будете отгадать, какую страну я загадала. А в этом вам поможет карта. Названия стран на карте обозначены красными буквами. Посмотрите внимательно! Нашли названия стран? Кто первый отгадает название страны, тот называет её и записывает в таблицу на доске, остальные в свои таблички в графу "Страны".

- Итак, название первой загаданной мной страны состоит из шести букв, в середине слова - двойная согласная. Что это за страна? (Россия). Запишите её название в таблицу. С какой буквы вы будете записывать название стран? Почему? (Дети говорят правило).

- Ребята, а какая ещё орфограмма есть в названии страны Россия? (Удвоенная согласная С). А что это за страна Россия? Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей)

- В названии следующей страны 14 букв. Какая это страна? (Великобритания). Ребята, это многосложное слово, сколько слогов в названии этой страны? (Семь).

А кто знает, как по-другому называют эту страну? (Англия) (Если дети затрудняются ответить, то за помощью можно обратиться к гостям). Запишите её второе название в таблицу.

- В названии следующей страны 6 букв, а звуков 5 и средний, т.е. третий согласный Ль. Что это за страна? (Польша). Запишем её название в таблицу.

- В названии этой страны 7 букв, первая и последняя - гласные первого ряда. (Украина)

- И последнее название страны, которую вы должны угадать, состоит из 10 букв и среди них удвоенная согласная. (Белоруссия)

- Молодцы, ребята! А вот как называется народ, который живёт в этих странах, мы узнаем, поиграв в игру с мячом "Лови - говори", я называю страну, а вы народ, который в ней проживает:

Россия - русские (россияне); Украина - украинцы; Белоруссия - белорусы; Польша - поляки; Англия - англичане; Италия - итальянцы; Германия - немцы; Франция - французы. А сейчас немного поменяем игру - я называю представителя национальности мужского рода, а вы женского: русский - русская, украинец - украинка, белорус - белоруска, англичанин - англичанка, поляк - полячка, итальянец - итальянка.

- Молодцы, ребята! Продолжаем наше путешествие дальше.

Остановка "Сказочная" / развитие зрительного, слухового восприятия, воображения/

Психолог: Ребята, внимательно посмотрите на маршрутный лист и скажите, куда дальше мы отправимся? /на ост. Сказочная/. А на чём мы будем добираться, вы узнаете, прослушав фрагмент музыки (включается запись шума моря - на пароходе). Правильно. Молодцы! /Пароход прикрепляется на ост. Сказочная/

Мы прибыли на ост. "Сказочная".

Прежде, чем мы отправимся дальше, сядьте поудобней, сделайте глубокий вдох:, выдох:, закройте, пожалуйста, глаза. Я рада приветствовать вас на нашем пароходе. Вы сидите на палубе, солнечный зайчик ласково касается ваших ног:, поднимается выше к животу:, к плечам:, тепло растекается по рукам: и поднимается к голове: Солнечный зайчик на вашей макушке:, ласково гладит вас по волосам:. А сейчас потихоньку начинайте открывать глаза. Итак, мы с вами побывали в сказке! Расскажите мне, какие чувства охватывали вас, когда вы находились в сказке? (Дети высказывают свои впечатления). Скажите, ребята, а вам понравилось находиться в сказке?

Хорошо. Путешествуем с вами дальше. Какая следующая остановка? (Столичная). Правильно, ребята! А, чтобы узнать вид транспорта, на котором мы туда отправимся, вы должны отгадать загадку:

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое?.. (Самолёт)

Молодцы! На ост. Столичная мы отправимся на самолёте. /Самолёт прикрепляется на ост. Столичная/

Остановка "Столичная" /развитие зрительного восприятия, слухового внимания, фонематических представлений, звукового и слогового анализа и синтеза, логического мышления, обогащение и активизация словаря/

Логопед: На остановке "Столичная" мы познакомимся с главными городами тех стран, названия которых записаны у вас в табличках. А что такое главный город? (Столица государства). Столицы на карте обозначены тёмным цветом и подчёркнуты. Какое первое государство записано в таблице? (Россия) Я думаю, что столицу нашего государства, где мы с вами проживаем, вы назовёте, не глядя на карту (Москва) /Дети записывают в таблицу/

- А сейчас попробуйте самостоятельно поработать с картой и найти столицы остальных государств. А чтобы вам легче было работать, я вам раздам инструкции, и вы поэтапно будете выполнять то, что в ней написано:

1. Найдите нужную страну.

2. Найдите её столицу.

3. Запишите название столицы в таблицу.

Ребята, я хочу вам напомнить, что страна Англия на карте называется по другому.? (Великобритания). /Дети выполняют самостоятельную работу на фоне музыки/

А сейчас давайте проверим, правильно ли вы выполнили самостоятельную работу? Столица Англии - Лондон; столица Польши - Варшава; столица Украины - Киев; столица Белоруссии - Минск. /Параллельно дети записывают названия столиц в таблицу на доске./

Молодцы, ребята! Проверьте, пожалуйста, все ли записали названия городов с большой буквы? Но чтобы нам отправиться в путь дальше, нам необходимо выполнить ещё одно задание. У каждого из вас на парте лежат конверты, в которых находятся индивидуальные задания. Все задания связаны с названиями городов, которые вы записали в табличку.

  • Назовите город, в названии которого звуков больше, чем букв. Обоснуйте свой ответ. (Киев)
  • Назовите города, в названии которых все согласные твёрдые. (Москва, Лондон, Варшава)
  • Из названия города Лондон составьте словосочетание прилагательное + существительное (Лондонские улицы)
  • К названию города Москва подберите родственные слова (Москва - москвич, москвичка, московский)
  • Назовите город, название которого нельзя переносить. Почему? (Минск. В названии города Минск один слог)
  • Назовите город, в названии которого 3 слога (Варшава)

Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями на этой остановке. И наше путешествие продолжается дальше.

Остановка "Игровая" /развитие памяти, внимания, воображения, пространственных координаций/

Психолог: Куда дальше мы держим свой путь? (На ост. Игровая)

А на чём мы будем добираться до неё, вы узнаете, если соберёте это слово из букв. В нём буквы потерялись, их нужно собрать по порядку, чтобы узнать вид транспорта, на котором мы отправимся дальше.

О А Л Ь Ш Д (Лошадь)

Правильно, ребята! Дальше мы отправимся на лошади.

(Лошадь прикрепляется на ост. Игровая)

Как вы думаете, ребята, на ост. "Игровая" чем мы будем заниматься? (Мы будем играть)

Проводится игра "Если нравится тебе, то делай так".

Хорошо, ребята! Все принимали активное участие в игре, поэтому отправляемся дальше в путешествие! Какая следующая остановка? (Денежная) А вид транспорта, на котором мы отправимся дальше, вы узнаете, если правильно его прочитаете, /указываем стрелочками от цифры к букве:1-п, 2-о, 3-е, 4-з, 5-д/.

1 Д
2 О
3 З
4 Е
5 П

Правильно, ребята, дальше мы поедем на поезде.

Остановка "Денежная" /развитие фонематических представлений, звукового и слогового анализа, фонематического синтеза, слухового внимания, памяти/

Логопед: Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься с вами на ост. Денежная? (Мы будем знакомиться с денежными единицами разных стран).

Итак, в России, какая денежная единица? (Рубль). Скажите, ребята, а названия денежных единиц вы будете записывать с какой буквы? /С маленькой, т.к. денежные единицы не относятся к именам собственным. Логопед записывает название денежных единиц на доске, дети работают в тетради. Параллельно с записью в тетради логопед демонстрирует показ денежных единиц./

- А как называется денежная единица Англии (Фунт).

- Денежная единица Польши? (Злотый) /

- Как называется денежная единица Украины? (Гривна)

- А кто знает, как называется денежная единица Белоруссии? (Белорусский рубль)

/Здесь можно сказать о том, что сейчас во многих странах Европы действует денежная единица, которая называется "евро" и показать её ребятам/

А сейчас мы проверим, как вы усвоили новые для вас названия денежных единиц.

  • Назовите денежную единицу, название которой состоит из словосочетания. (Белорусский рубль)
  • Назовите слово, которое заканчивается на Ль. (Рубль)
  • Назовите слово со стечением согласных в конце слова. (Фунт)
  • А это денежная единица какой страны? (Англии)
  • Назовите слово со стечением согласных в начале слова и с мягким согласным на конце (Злотый). Это денежная единица какой страны?
  • Назовите слово со стечением согласных в начале слова и гласным на конце. (Гривна) Это денежная единица какой страны? (Украины)

Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся в магазин и за эти деньги купим игрушки и книжки. (Вывешивается плакат с картинками-игрушками и картинками - книжками). Посмотрите внимательно, какие игрушки есть в нашем магазине, давайте их назовём: кукла, барабан, шары, пирамида, юла, матрёшка.

А теперь найдите игрушку, в названии которой звуков больше, чем букв. (Юла)

  • Найдите игрушку, название которой начинается и заканчивается на твёрдый согласный. (Барабан).
  • Найдите игрушку, в названии которой все слоги - слоги-слияния и первый звук мягкий согласный (Пирамида).
  • В названии следующей игрушки 5 звуков (Кукла)
  • В названии следующей игрушки 3 слога и оно заканчивается открытым слогом (Матрёшка)
  • В названии следующей игрушки гласных столько, сколько и согласных и все согласные твёрдые (Шары)

А теперь назовите, какие книжки есть в нашем магазине?

- "Горшочек каши", Братья Гримм;

- "Три медведя", Лев Толстой;

- "Сказка о рыбаке и рыбке", А.С. Пушкин;

- "Бременские музыканты", Братья Гримм;

- "Путаница", Корней Чуковский;

- "Красная Шапочка", Шарль Перро.

А кто какие сказки сейчас себе приобретёт, мы узнаем, прослушав отрывки из них. /Логопед раздаёт детям по очереди отрывки из сказок, один ребёнок читает, все остальные слушают и кто догадается из какой сказки отрывок, поднимают руку и называют сказку и её автора/

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работаете на занятии! И мы спокойно можем отправляться в путешествие дальше! Какая следующая остановка? (Художественная). На чём мы будем добираться до неё, вы узнаете, прослушав звуки, которые я сейчас произнесу: Сначала А, потом В, затем Т, после О, потом Б, за ней У и последний С. (Автобус). Правильно, ребята!

(Автобус прикрепляется к ост. Художественная).

Остановка "Художественная" /развитие воображения, мелкой моторики, наглядно-образного мышления/

Психолог: На ост. Художественная мы с вами порисуем, а рисовать мы будем своё настроение, которое у вас было на протяжении всего нашего путешествия. Сейчас я вам раздам краски и кисточки. Ваша задача изобразить своё настроение в каком-либо образе. (Дети рисуют на фоне музыки).

/После рисования рисунки вывешиваются на доску и анализируются/

Возвращение из путешествия.

Логопед: Итак, наше путешествие подходит к концу. Скажите, ребята, вам понравилось сегодня путешествовать? А что нового вы для себя узнали? (Узнали о городах, странах, о денежных единицах). А что понравилось вам больше всего? /Ответы детей/. Пусть те знания, которые вы получили сегодня на занятии, пригодятся вам в дальнейшем! Но вас всех сегодня ещё ожидает сюрприз. А что это за сюрприз, вы сможете узнать, если прочитаете его название по первым звукам названия картинок.

(Волшебный сундучок) Правильно! А в волшебном сундучке лежат для вас подарки за хорошую работу на занятии!