Цели:
- формировать у детей мотивацию интереса к морю и его обитателям;
- корректировать творческое воображение;
- обогащать словарный запас (мореход, рифы, порт);
- воспитывать экологическую культуру.
Форма проведения: экологическое путешествие.
Оборудование: атрибуты к аппликации и ручному труду, дидактические карточки, телевизор, видеомагнитофон, видеофильм, медальки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- На нашем занятии мы отправимся в увлекательное и познавательное путешествие. (Приложение 1). Нас ждут испытания, чтобы их преодолеть, понадобятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.
2. Вводная беседа.
- Где мы будем с вами путешествовать, узнаем, если вспомним сказку А.С. Пушкина “Золотая рыбка” и ответим на вопрос: “Куда ходил старик?”.
- Мы отправимся в путешествие по морю.
- Какие названия морей вы знаете?
- Итак, мы с вами будем мореходами.
- Кто такой мореход?
ТУРИСТ
РАЗВЕДЧИК МОРСКИХ ГЛУБИН
КИТОБОЙ
МОРЕХОД
ОТКРЫВАТЕЛЬ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ
КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВНИЯ
ВОДОЛАЗ
3. Введение в тему.
- Молодцы, ребята, правильно ответили на все вопросы. Вот мы с вами уже и в теплом море. Мы плывем на большом белом корабле. Правда, красиво! Кто же живет в море? Каких вы знаете обитателей морских глубин?
- Рассмотрите этих обитателей морского дна и скажите, почему их так называют?
- А еще в море живут и волшебные, сказочные существа – Русалки. В каких сказках мы с ними встречаемся? К одной из них мы и отправимся в гости. Кто такая русалка?
- Правильно. Это красивая девушка с зелеными волосами и рыбьим хвостом.
- Где же она живет?
- Да, живет она на дне морском. Но когда проплывают мимо русалок корабли, русалки выплывают на поверхность моря и поют свои мелодичные песни. Моряки заслушиваются их пением и ведут свои корабли на рифы. Что же такое рифы?Правильно, рифы – это возвышения морского дна (мелководье). Поэтому корабли разбиваются и моряки тонут.
- Давайте послушаем с вами, как же описывает А.С. Пушкин русалку в своем стихотворении “Песня русалок”.
Веселой толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем.
Нас греет луна
Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольной головою
Высь речную разрезать.
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать
И зеленый влажный волос
В нем сушить и отряхать.
- Вот какие эти проказницы Русалки. Ребята, хотели бы вы отправиться в гости к Русалочке, опустится на дно морское, полюбоваться красотой подводного мира, увидеть тайны морских глубин.
4. Физминутка.
- Тогда начнем погружение.
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вместе раз – это брас,
Одной другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
5. Путешествие по водному миру.
- Итак, мы с вами находимся на морском дне. Что вы видите вокруг?
- Как дышите под водой?
- Что можете делать, а чего не можете? Почему?
- А можно ли пить морскую воду?
- У вас на столах стоят стаканчики с морской водой. Какая она по цвету? Попробуйте ее на вкус. Какая она на вкус? Так можно ли пить морскую воду? Почему?
- Давайте с вами немного пройдемся по морскому дну. Что же мы с вами видим.
Показ видеофильма “Удивительная подводная Одиссея”. Дети вспоминают названия морских животных, растений, рыб, воспитатель комментирует фильм.
- Вот мы с вами увидели несколько обителей подводного мира. А чтобы вы лучше запомнили их и поближе познакомились с некоторыми жителями моря, Русалочка приготовила вам загадки.
Волны к берегу несут
Парашют – не парашют.
Не плывет он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза)Перекати-поле
Поселилось в море.
Шарик иглокожий,
На репей похожий.
Прочные колючки –
Как ножки и ручки .
Посмотрите, малыши:
Ползают по дну… (Ежи)
Если звездочка устала,
Нет в ней света, нет в ней жара,
То она живет на дне,
В океанской глубине. (Морская звезда)
Прочно скручены стволы,
Нет и не было листвы,
На ветвях цветы стоят –
Известковый райский сад. (Кораллы)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак)
Рыбка, а не лошадка. (Морской конек)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки)
6. Работа по карточке.
7. Завершение путешествия.
- Очень красиво на морском дне. Здесь можно бродить целую вечность. И никогда не устанешь любоваться морскими просторами. Но, к сожалению, нам пора возвращаться. Давайте возьмем с собой на память какого-нибудь обитателя морского дна. Как вы думаете, сможет ли этот обитатель жить на суше? Почему?
- Правильно. Каждое существо приспособлено к определенной среде обитания. Но Русалочка разрешила нам сфотографировать кусочек морского дна.
8. Творческое самовыражение.
Детям предлагается с помощью аппликации сконструировать модель фрагментов подводного мира.
- Мы с вами на прошлом занятии изготовили фрагменты подводного мира – это различные животные, водоросли, кораллы. Сегодня мы их немного украсим.
- Возьмите свой фрагмент моря. Тонкими линиями нанесите клей, эти линии посыпьте солью.
Затем работы детей объединяются в одну композицию – большую фотографию на память.
- Вот какая красивая у нас получилась фотография на память о нашем путешествии.
- Нам нужно подняться с морских глубин на свой корабль.
Под музыку дети имитируют всплытие
9. Итог занятия.
- Наше путешествие подходит к концу. Наш корабль прибывает в порт. Что такое порт? Порт – это вокзал для кораблей.
- Где проходило наше путешествие?
- Кем мы с вами были?
- У кого в гостях побывали?
- Что привезли на память из путешествия?
10. Самооценка.
- Путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги.
- Кто считает, что работал сегодня на занятии отлично, пусть возьмет медальку красного цвета, хорошо – зеленого, не все получалось так, как хотелось бы – желтого.
Все крепится на доску.
- Взгляните на доску. Что у нас получилось?
- Салют.
- Таким красим салютом, в порту приветствуют корабль, вернувшийся из дальнего плавания. И нас – мореплавателей.
- Занятие закончено. Вы все молодцы. Спасибо.