Цели:
- повторить и обобщить знания учащихся о предложении и тексте о главных членах предложения;
- повторить правила переноса;
- развивать логическое мышление, устойчивость внимания, речь;
- воспитывать орфографическую зоркость, интерес к родному языку
Работа с текстом позволяет систематизировать и обобщить полученные знания учащихся при изучении любой темы.
Урок начинается с чистописания, переходит в словарную работу, работу с предложением, работу с текстом.
Оборудование: книги со сказками, где один из героев - медведь, картинка с изображением медведя в берлоге, словарное слово медведь, таблицы с фразеологическими оборотами.
Содержание урока
Этапы | Содержание |
1. Орг. момент | Организация класса. |
2. Чистописание | - Прочитайте буквы. д б в г м з (Приложение 1). - Что общего? (Обозначают согласнее звуки, звонкие) - Какая буква сегодня будет на минутке чистописания? (м) - Докажите, что вы правы. (Лишняя в этом ряду, так как обозначает непарный звонкий согласный, а все остальные - парные) - Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква м. (Буква м обозначает звуки [м], [м,]. Эти звуки согласные, звонкие непарные). |
3.Словарная работа. | Перед вами анаграмма. Отгадайте новое
словарное слово. д е м ь в д е (Приложение 2). Медведь (Приложение 3). - Кто такой медведь? - В каких сказках встречается? (Показ книг). - Каким он там изображен? На самом деле медведь - это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своей добыче - ни одна веточка не хрустнет под его лапами. Медведь - это мед едящий. Медведь - Подберите родственные слова. Запишем. Слов мы назвали много, все они могут не вместиться на строке, как же можно их перенести? (Учащиеся вспоминают правила переноса). - Еще о чем помним? (одну букву нельзя оставлять на строке и переносить). - Прочитайте, что записали. Докажите, что это родственные слова. - В каком еще значении употребляется слово медведь? Можно услышать: Медведь на ухо наступил (Приложение 4). (Отсутствие музыкального слуха). Медвежья услуга (Приложение 5). - Когда так говорят? (Неумелая услуга, которая вместо пользы приносит вред). Выражение медвежья услуга пошло из басни И. Крылова "Пустынник и медведь". Медведь, охраняя сон спящего человека, ударил камнем муху, севшую на лоб спящего. От удара человек умер. Медведь оказал ему медвежью услугу (Показ книги). |
4. Знакомство с текстом. | - Прочитайте, что написано на доске.
(Дети читают текст). Пришла осень. Позолотила она деревья, кустарники. Начался листопад. Медведь нашел яму под деревом. Там лежали сухие листья и ветки. Медведь сделал себе берлогу и лег там. Похолодало. Пошел снег. Тепло медведю под снегом! Медведь уснул. - Что прочитали? Докажите. |
5. Сообщение темы. | Сегодня на уроке мы обобщим знания о предложении и тексте, вспомним все, что о них знаем. |
6. Работа с текстом. | - Озаглавьте. - Определите вид текста (Текст- сообщение, текст-повествование). - Какие еще виды текстов знаете? (Текст-описание, текст-рассуждение) - Части текста? - Найдите и прочитайте первое предложение в основной части. Спишите его (Медведь нашел яму под деревом.) - Какие орфограммы? - Какие знаете главные члены предложения? - Подчеркните подлежащее и сказуемое (с комментированием). - На какие вопросы отвечают? - Что обозначают? |
7. Повторение о предложении. | - Что записали? Докажите. - Какой знак препинания? Почему? - Какие еще знаки препинания могут стоять в конце предложения? - Найдите в тексте восклицательное предложение. - Выпишите его. (Тепло медведю под снегом!) - Какой знак? - Прочитайте так, как будто стоит вопросительный знак. - Найдите последнее предложение. Прочитайте. (Медведь уснул.) Распространите его. - Запишем под диктовку (Медведь крепко уснул в своей берлоге.) - Какие орфограммы встретились? |
8. Самостоятельная работа. | - Подчеркните главные члены
предложения. - Проверяем. |
9. Итог. | - Прочитайте предложения, которое
записали. - Что можете сказать? - Докажите. - Что такое текст? - Виды? - Какой теме был посвящен урок? Молодцы. Урок окончен. |