МОУ Гимназия № 1. Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Гласный звук [а]. Строчная буква -а-" ("Школа – 2100")

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Ознакомление обучающихся с гласным звуком [а] и обучение написанию строчной буквы а.

Задачи урока:

Развивающие:

  • Развивать умения сотрудничать с учителем, работать в парах и в группах.
  • Содействовать обогащению словарного запаса обучающихся, развивать умения работать с информационными источниками.

Обучающие:

  • Обучить написанию строчной буквы а и навыкам правильного соединения с другими буквами.
  • Способствовать формированию понятий "звук" - "буква".
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитывающие: Воспитывать аккуратность при письме и интерес к предмету; чувство патриотизма, любовь к малой родине.

Оборудование: диск с записью "Песенки Красной Шапочки", книги для чтения, звуковые "человечки", демонстрационная карта, алфавит, мяч, цветные магниты для звуко-буквенного анализа слова, карточки слогов, карточки для составления деформированных предложений, буквы - магниты.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Доброе утро, дети. (Занимают свои места за партами сначала девочки, потом мальчики).

Учитель начинает:

- Долгожданный дан звонок -

Дети продолжают:

Начинается урок.

2. Актуализация знаний.

2.1. Жужжащее чтение. (2 - 3 минуты каждый урок дети читают свои любимые книги.)

2.2. Установка на прослушивание музыкального фрагмента.

- Прослушайте музыкальный фрагмент и скажите, какой герой исполняет эту песенку и из какой сказки.

Если долго-долго-долго, если долго по тропинке,
Если долго по дорожке топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно, то, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно, можно в Африку прийти.
А-а, в Африке реки вот такой ширины.
А-а, в Африке горы вот такой вышины.
А-а, крокодилы, бегемоты, а-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, зеленый попугай, а-а, и зеленый попугай.
2.3. Работа в прописи со звуковыми человечками.

Откройте пропись № 2 на странице 11 ("Мои волшебные пальчики", О.В.Пронина). Найдите схемы звуковых человечков и заполните и во время прослушивания песни.

3. Подводящий диалог. (Песню дети знают, подводящий диалог проводится во время прослушивания музыкального фрагмента).

- Какие звуковые человечки изображены в прописи? (Согласные и гласные.)

- Назовите согласные буквы, звуки которых изображены.

- Назовите только звонкие звуки. Раскрасьте их. (Раскрашивают одну часть звукового человечка синим цветом, т.к. звук может быть твердым, другую часть - зеленым, т.к. звук может быть и мягким).

- Почему раскрасили звуковых человечков синим и зеленым цветами?

- Что нужно нарисовать у звонких звуков? (Звоночек, колокольчик.)

- Назовите буквы, звуки которых глухие. Как будете раскрашивать? Почему?

- Из оставшихся звуков, раскрасьте звуковых человечков, строчные буквы которых умеем писать. (Раскрашивают [о], [и].)

- Каким цветом раскрасили? (Красным.) Почему? (Они гласные.) Почему гласные?

4. Постановка проблемы.

- Какой звуковой человечек остался не раскрашенным? ([а])

Учитель демонстрирует детям гласного звукового человечка.

- Вы прослушали музыкальный фрагмент детской песни. Из какой сказки, и какой сказочный герой исполняет эту песенку. Какой звук Красная Шапочка повторяет чаще других?

- Какой это звук: гласный или согласный? Почему? Раскрасьте звукового человечка.

5. Определение темы урока.

(Обучающиеся сами формулируют тему урока.)

- Сегодня на уроке мы научимся правильно писать строчную букву а. (Демонстрационная карта.)

6. "Открытие" новых знаний.

- Шагает гордо буква А.

А - алфавита голова.

- Как вы понимаете "буква А - алфавита голова"?

6.1. Работа в альбомах-учебниках. У каждого обучающегося в альбоме "лента букв", где записывают букву А и раскрашивают ее "домик".

          й л м н р б в г д  

ж

 

з

 

 

 

ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

            п ф к т ш с  

х

 

ц

 

ч

 

щ

 

 

 

ь

6.2. Выделение звука [а]. Игра. (Учитель бросает ребенку мяч, тот бросает назад с ответом.)

- Придумайте слова, чтобы звук [а] в слове был первым (последним).

6.3. Работа с Азбукой, страница 44 ("Моя любимая Азбука" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).

- Рассмотрите кубики. Какие картинки на них изображены? (Мак, краски, карандаш, художник с палитрой).

- Какое из названных слов "лишнее"? Почему? Разделите слова на слоги и обозначьте ударный слог.

Физминутка.

Летели две птички (Сгибают руки в локтях)
Собой невелички. (Машут руками)
Как они летели (В таком же положении прыгают)
Все люди глядели. (Левая рука за спиной, правая около лба)
Как они садились (Помахивая руками, садятся на корточки)
Все люди дивились. (Встают, поднимая плечи от удивления)

6.4. Работа в парах по Азбуке. (Предлагаются задания на выбор).

- Напечатайте в Азбуке слово краски или краска.

- Выполните звуко-буквенный анализ одного слова. Самопроверка. (На доске открывается образец разбора с цветными магнитами). - Чья пара справилась с заданием без ошибок?

6.5. Работа в прописи, стр.10. Объяснение написания строчной буквы а.

- Строчная буква а пишется, начиная с овала, как буква о. Ведем вверх, влево, закругляем, ведем вниз до нижней линии строки, затем через точку начала письма буквы чуть выше и безотрывно пишем второй элемент буквы-прямую наклонную линию с закруглением внизу, вправо.

Письмо "в воздухе", письмо в прописи на табло, письмо в прописи по образцу.

- Подчеркните самую красивую букву а.

7. Первичное закрепление.

7.1. Работа в прописи на странице 11.

- Прочитайте слоги, написанные на второй строке. Каким соединением написаны буквы? Каким соединением написаны буквы? Показ написания на доске.

Письмо слогов аг, ап, ар, ат в прописи по образцу.

7.2. Письмо слогов по схеме, данной в прописи: г п т р -> и         ги пи ти ри

- Что обозначает гласный звук [и] ? (Мягкость предшествующего согласного).

8. Вторичное закрепление.

8.1. Самостоятельное письмо слогов по схеме: г п т р -> а         га па та ра

Индивидуальная работа.

- А что обозначает гласный звук [а]? (Твердость предшествующего согласного звука).

8.2. Работа по учебнику на странице 44. Чтение столбиков слов про себя.

8.3. Выборочное чтение.

- Прочитайте слово, которое обозначает неживую природу. (Гора).

- Что вырастает из костного вещества на голове у оленя, лося? (Рога).

- Какие из этих животных обитают в нашем крае, Кемеровской области? (Лось (сохатый). Он населяет тайгу, встречается в лесостепи).

- А есть еще одно животное - кабарга - это самый маленький из оленей, живущих в Кузбассе. Вес кабарги составляет около 15 кг.

- Найдите слово, называющее родственника. (Папа). А как ласково его можно назвать? Какие это слова? (Однокоренные).

- Как по-другому сказать "два"? (Пара).

- Найдите слово, обозначающее мебель, за которой сидит ученик в школе. (Парта).

- Прочитайте слова четвертого столбика. (Гитара, пирога, опора).

- Что общего у этих слов? (Они трехсложные, второй слог ударный).

- Все ли слова вам знакомы?

8.4. Работа со словарем.

Нахождение детьми в толковом словаре С.И Ожегова слова пирога.

(Пирога - это узкая длинная лодка у индейцев).

Физминутка.

Пошел маленький, маленький дождик (стучат по парте, перебирая пальчиками).

Дождик идет сильнее, сильнее, еще сильнее, начался ливень.

Грянул гром (хлопок в ладоши), сверкнула молния (показывают взмахом руки), дождик закончился. Выглянуло солнышко (встают, руки поднимают в стороны вверх и улыбаются).

8.5. Составление слов из слогов и букв с изученной буквой а.

па   р   па   ра   па   па   иг   ра

8.6. Работа в прописи, страница 11. Письмо составленных слов по выбору:

пар пара папа игра

9. Рефлексия (итог).

9.1. Работа в группах. Класс разбит сменные группы по 5 человек.

- Откройте конверты. Из шести слов нужно составить предложения.

Осень -   чудесная   пора.   Мне   пора   домой.

- Прочитайте, что у вас получилось. Что это вы прочитали? Назовите признаки предложений.

- Что интересного заметили у этих предложений? (Повторяется слово пора).

- Как написаны эти слова? (Одинаково). А значение слов одинаковое? (Нет, в первом предложении - время года, а во втором слово пора в значении времени).

9.2. Фронтальный опрос.

- Какую букву научились писать на уроке? (Гласную букву а).

- Какой звук обозначает буква А?

- Где в слове может стоять буква А?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Какое задание у вас вызвало затруднение?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

9.3. Эмоциональное завершение урока.

На доске открываются буквы - магниты: М О Л О Д Ц Ы.

- Назовите вторую и четвертую буквы.

- Какой звук в первом слоге (во втором) этого слова обозначается буквой О? ( [а] )

- Ответы на вопросы будем находить на уроках обучения грамоте и русского языка. Благодарю за урок.