Цели.
- Создать условия для обобщения знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры.
Оборудование: Литературное чтение Л.А. Ефросинина М.И. Оморокова (учебники и тетрадь), выставка книг М.Ю. Лермонтова, книги-справочники, детские творческие работы к произведениям автора.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Повторение произведений М.Ю. Лермонтова.
Учитель.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!
Так писал М.Ю. Лермонтов. Но в прожитые неполные 27 лет успел сделать очень многое. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова.
1. Игра “Послушайте и назовите”
Учитель. “В отчаянии он схватил себя за голову: оставалось только три дня до рокового часа. Однако он сел на коня, взял с собой суму с золотыми монетами – и поскакал, не жалея коня. Наконец измученный бегун упал бездыханный на Арзинган-горе, что между Арзиньяном и Арзерумом…”.
Дети. М.Ю. Лермонтов Ашик-Кериб. Восточная сказка.
Учитель. Перечитайте сказку по ролям и найдите ответ на вопрос.
Что помогло Ашик-Керибу доказать то, что он в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз?
Дети. Помогло чудо. Мать его прозрела, и все ему поверили.
Учитель.
“И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки…”.
Дети. М.Ю. Лермонтов. Три пальмы. Восточное сказание.
Учитель. Перечитайте сказание. Какой глубокий смысл описан в сказании?
Сообщение из книг-справочников.
Дети. Описание аравийской пустыни, каравана и трёх пальм заключает в себе глубокий смысл. Лермонтов видел цель жизни в упорном творческом труде, в непрестанном действии, в полезной деятельности. Но осуществление мечты невозможно. Пальмы мечтают приносить благо, хотят, чтобы люди отдыхали под их сенью. Но свершиться, их мечтам, не дано. Человек пришёл и погубил их. Цветущий оазис превратился в пустыню.
Учитель.
“Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко…”.
Дети. М.Ю. Лермонтов. Казачья колыбельная песня.
Учитель. Чтение песни наизусть.
Сообщение из книг-справочников. Отношение писателей к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Дети. Сохранилось предание, что Лермонтов написал казачью колыбельную песню на Северном Кавказе, в станице Червлённой. Будто бы, войдя в хату, где ему была отведена квартира, он застал там красавицу казачку, напевавшую песню над колыбелью. В этой песне вся будущая судьба ребёнка: военная служба, разлука с родными, походы, сражения, героические подвиги, а может быть, и гибель вдали от родной станицы.
По словам Белинского, Лермонтов сумел передать всё, что есть беззаветного в любви матери: весь трепет, всю её страсть, и кроткую нежность, и безграничную бескорыстную преданность.
III. Физкультминутка.
2. Конкурс “Лучший чтец стихов М.Ю. Лермонтова”.
Дети. М.Ю. Лермонтов “Утёс”.
Учитель. Что скрыто в образах утеса и тучки?
Сообщение из книг-справочников.
Дети. Под высокохудожественным описанием природы скрыты человеческие отношения.
В образах УТЁСА и ТУЧКИ мы угадываем человеческие встречи и расставания.
Как называется такой прием? Олицетворение.
Вывод. Движение и неподвижность, веселье и плач – так сталкиваются две судьбы. Но симпатии автора явно обозначены на стороне думающего и страдающего утеса.
Учитель. Лермонтов начал переводить стихотворение И.В. Гёте НОЧНАЯ ПЕСНЬ СТРАННИКА. Но отклонился от его текста и создал своё – прекрасное восьмистишие, непохожее на оригинал.
Дети. Вольное переложение стихотворения Гёте “Над всеми вершинами” (Встреча переводчика А.Н. Струговщикова и М.Ю. Лермонтова у писателя В.А. Соллогуба.)
Лермонтов: Не перевёл ли ты “Молитву путника” (“Ночную песнь странника”) Гёте?
А.Н. Струговщиков: С первой половиной я сладил, а во второй – не достаёт мне её певучести и неуловимого ритма.
Лермонтов: А я, напротив, мог только вторую половину перевести. Вот моё стихотворение “Горные вершины”.
Учитель. Можно ли сказать, что это стихотворение – метафора: поэт рассказывает о своих чувствах, изображая картину природы?
Сообщение из книг-справочников.
Дети. В.Г. Белинский восхищённо писал “Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня из маленькой пьесы Гёте в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Горные вершины”, так грациозно переданной нашим поэтом”.
Вывод. Это стихотворение – 8 коротких строк – как бальзам для израненной души уставшего от жизненных трудов человека.
Дети. М.Ю. Лермонтов. Парус.
Учитель. Какой парус среди бушующей стихии? Не кажется ли вам, что “одинокий парус” – это метафора: поэт говорит, таким образом, о своём одиночестве?
Вывод. За строчками этого стихотворения мы видим личность и судьбу самого поэта.
Сообщение из книг-справочников.
Дети. Впервые стихотворение ПАРУС было напечатано в 1841 году, уже после смерти Лермонтова. Оно стало, очень популярным, в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени. Стихотворение о парусе, который “просит бури”, наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы Родины – о революционных бурях.
Учитель. М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы “Сашка” “Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын”.
Назовите главную мысль-чувство стихотворения.
Назовите метафору… (дети выполняют дифференцированное задание на карточках).
Сообщение из книг-справочников.
Дети. М.Ю. Лермонтов родился в Москве. И где бы ни находился потом, всегда говорил: “Москва – моя Родина”. В поэме “Сашка” он вспоминает Отечественную войну 1812 года, когда под Москвой – в Бородинском сражении – и в самой Москве сокрушилось могущество французского императора, прославленного полководца Наполеона.
Учитель. Послушаем диалог о великой победе русского оружия под Москвой во время Отечественной войны 1812 года.
Сообщение из книг-справочников.
Дети. Бородино – название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва, в которой русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова нанесли поражение французской армии Наполеона.
В царствование Николая I солдатская служба продолжалась 25 лет, и в 1830-х годах в армии служили многие участники Отечественной войны 1812 года. Вот почему молодой солдат, обращаясь к ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать ему о бородинской битве, называет его дядей. Это солдат другого поколения.
– Дядя, расскажи мне о великом сражении под Москвой, в котором русские солдаты-богатыри, сподвижники Суворова и Кутузова, сокрушили могущество армии Наполеона.
– И тогда, и сейчас я не просто солдат, я солдат-артиллерист. Я забивал снаряд в свою пушку, дремал у лафета, у станка, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия для стрельбы, т.к. бивак, т.е. стоянка войск, под открытым небом. Наша батарея под командованием Раевского защищала редут. Редут – это квадратные полевые укрепления, обнесённые рвом и насыпью. На Бородинском поле такой редут был возведён на невысоком кургане в центре расположения русских войск. Этот редут вошёл в историю под названием “редута Раевского”. Наш редут французы атаковали в течение всего дня.
– И раздавались залпы тысячи орудий?
– “Залпы тысячи орудий” – не случайная цифра, а точное число пушек, действовавших в бородинском бою с обеих сторон.
Учитель. Нелегко найти в нашей стране человека, который не читал бы стихотворения “Бородино”.
Дети. М.Ю. Лермонтов “Бородино” (диалог).
Учитель. Бородино – это первое в русской поэзии стихотворение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны – народ. Таких правдивых, неприкрашенных, исторически точных описаний войны до М.Ю. Лермонтова не было. Этой точности и правдивости описаний учился у Лермонтова другой великий русский писатель – Лев Николаевич Толстой.
Сообщение из книг-справочников.
Дети. Лев Николаевич Толстой в 1909 году сказал: “Бородино – зерно моего романа "Война и мир" – правдивое, исторически точное описание войны”.
Дети. Великий русский критик В.Г. Белинский писал о “Бородино” – “В каждом слове слышится речь солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии”.
Вывод. Как великий поэт, М.Ю. Лермонтов исповедался в своей поэзии и, перечитывая ее, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
3. Работа в тетради.
Рубрика “Проверь себя”. (Работа в парах, взаимопроверка.)
(Проба пера – сочини стихи о Лермонтове.)
Игра “Исправьте ошибку”
Жанры произведений М.Ю. Лермонтова: стихи, сказки, басни, песни, поэмы.
Дети. Лишний жанр – басни, т.к. у поэта их нет.
4. Сообщения о биографии М.Ю. Лермонтова.
Учитель. Что нового вы узнаете о биографии М.Ю. Лермонтова? (Группа готовит сообщения из книг-справочников.)
Дети. М.Ю. Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года.
Его мать, Мария Михайловна Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова – капитан в отставке. Бабушка М.Ю.Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежно полюбила внука.
Маленькому Михаилу не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в имение бабушки – в Тарханы. Здесь и прошло детство будущего поэта. В имении он дружил с деревенскими ребятишками, слышал богатую и чистую русскую речь.
Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для развития его мировоззрения и воспитания. Здесь он познал неброскую красоту природы.
В Тарханах М.Ю.Лермонтов приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания.
В 1817 году умерла мать М.Ю. Лермонтова, и маленький Михаил остался жить с бабушкой Елизаветой Алексеевной в Тарханах. Елизавета Алексеевна Арсеньева любила и боготворила внука Мишеньку. Михаил Юрьевич тоже любил свою бабушку. Но, оставшись на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны, благодарный ей за её любовь к нему, он часто вспоминал отца.
В 1827 году М.Ю.Лермонтов переехал с бабушкой в Москву. А в следующем году поступил учиться в Благородный пансион при Московском университете. Это было одно из самых прославленных учебных заведений. Здесь учился Жуковский, Ф.И.Тютчев, Тургенев и другие известные русские писатели и поэты. В пансионе было распространено увлечение литературой. Здесь Михаил Юрьевич начал писать первые стихи.
В 1830 году юный Лермонтов стал студентом Московского университета. Московский университет был одним из центров культурной жизни России. Михаил Юрьевич продолжал свою литературную деятельность. В 16 лет он был уже зрелым поэтом, но в печати не выступал – сочинял для себя, читал близким людям.
В 1832 году Лермонтов переезжает в Петербург.
В Петербурге М.Ю. Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь он проучился 2 года. Он был полон творческих замыслов. В нём горела и билась живая мысль. Он пишет стихи.
Петербург ему не по душе – Москва ближе и роднее. О Москве позднее в поэме “Сашка” он говорит так: Москва, Москва! Люблю тебя, как сын.
В 1834 году М. Ю. Лермонтов окончил военную школу. Его определяют на службу в гвардейский полк, который располагается в Царском селе.
От скуки и разочарования его спасает творческий дар, т.к. его неодолимо влечёт к поэзии.
М.Ю. Лермонтов любил стихи А.С. Пушкина. Он был его современником. Переломным моментом в жизни Лермонтова явилась трагическая гибель Пушкина. На это событие он откликается стихотворением “Смерть поэта”.
Власти восприняли стихотворение как дерзкое и мятежное.
По повелению самого царя Лермонтов был выслан из Петербурга на Кавказ, где шла война – под пули.
Жизнь на Кавказе дала ему новое и более глубокое знание жизни людей. В его творчество вошла величественная природа Кавказа, кавказские темы.
Лето и осень 1840 года М.Ю. Лермонтов проводит в военных походах и в сражениях с горцами.
17 июня 1840 года он пишет А.А. Лопухину: “Завтра я еду в действующий отряд на левый фланг в Чечню брать пророка Шамиля…”.
А 12 сентября этого года сообщает: “У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов подряд. Нас было всего 2 000 пехоты, а их до шести тысяч, и всё время дрались штыками…” Сражение проходило на реке Валерик, поэтому Михаил Юрьевич написал стихотворение “Валерик”, где изобразил войну не в парадном виде, а в крови, в страданиях, в смерти.
15 июля 1841 года около шести часов вечера у подножия горы Машук, состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Зарядили пистолеты. Скомандовали: “Сходись!”.
Михаил Юрьевич остался неподвижен, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх.
Перед дулом пистолета выражение его лица было спокойное, почти весёлое.
Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. В правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь, пуля пробила сердце и лёгкие.
Дети. У М.Ю. Лермонтова было тяжелое детство. Он стал офицером, но продолжал свою литературную деятельность. Поэт погиб на дуэли.
IV. Итог урока.
Учитель. М.Ю. Лермонтова не стало. Но осталась память о нём.
Дети. В.Г. Белинский писал: “Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу” (“Отечественные записки”).
Дети. Чернышевский называл М.Ю. Лермонтова “…оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов”.
Дети. В 1840 году В.Г. Белинский говорил: “М.Ю. Лермонтов – глубокий и могучий дух!. Как он, верно, смотрит на искусство, какой глубокий вкус изящного.
О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! Каждое слово – он сам, во всей глубине и целости творческая натура…”.
Учитель. Через всю жизнь пронесешь ты в душе и в памяти стихи и образ этого человека… (продолжите по одному слову).
Дети. Грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, волевого, проницательного, умного, гениального, бессмертного, свободолюбивого, независимого и навсегда молодого.
V. Домашнее задание.
Учитель. “Проба пера”. Закончите сочинение стихов.
Приготовьте выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова.
Учитель. А теперь поделитесь своим впечатлением от урока.
С каким настроением ты уйдешь с урока?
а) возвышенным;
б) радостным;
в) хорошим;
г) плохими?
Захотелось ли тебе познакомиться с другими произведениями Лермонтова?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
Оцени свою работу на уроке.
а) никак;
б) плохо;
в) нормально;
г) хорошо;
д) очень хорошо.
Я вижу настроение у вас хорошее, радостное, возвышенное. Вы хотите продолжить свое знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.