Тема: Умножение и деление на 2. Половина числа. Путешествие в космос. (Интегрированный урок по программе «Начальная школа 21 века»)
Цели:
1. Закрепить понятие: «Умножение есть сумма одинаковых слагаемых».
2. Закрепить таблицу умножение и деления на 2; названия компонентов действия; уметь находить половину числа.
3. Закрепить понятия « чётные и нечётные числа».
4. Познакомить учащихся с разнообразием небесных тел.
5. Продолжить работу по решению простых задач на умножение.
6. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему нас миру.
7. Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация со слайдами (Приложение 1), музыка группы «Спейс», звёздочки с примерами, карточки, схемы задач, зашифрованные плакаты для работы в парах.
Ход урока
1. Мотивация урока. Рефлексия настроения
- Нам предстоит сегодня решать трудные задачи, а для этого мы должны настроиться на урок. Глазки закройте, улыбнитесь. Глубокий вдох. А на выдохе подарите свои улыбки классу. Вдох. На выдохе дарим улыбки, радость родному городу. Через своё духовное сердце подарим любовь планете, на которой живём. Садитесь.
2. Сообщение темы и целей урока (Приложение 1, Слайд 1)
- Ребята на планете Земля случилась беда. Космические пираты украли то, без чего не могут жить все живые существа на нашей планете. И только мы можем помочь. Мы должны отправиться в космическое путешествие. Чтобы оно прошло удачно, нам необходимо знать таблицу умножения и деления на 2; уметь находить половину числа; решать задачи.
- Готовы ли вы отправиться в путешествие? (Да.)
- Теперь нам нужно выбрать транспорт, на котором мы отправимся в космическое путешествие.
Отгадайте загадку (Слайд 2)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост -
Понесётся до звёзд. (Ракета.)
Появляется картинка на слайде.
- Откройте свои бортжурналы, (ваши тетради) и запишите дату сегодняшнего полёта. Пристегните ремни.
3. Минутка чистописания
- Посмотрите на пульт управления ракетой. (Слайд 3) Чтобы она взлетела, расставьте числа в порядке убывания.
77 |
89 |
65 |
15 |
11 |
29 |
7 |
13 |
1 |
Проверка: дети называют числа 89 77 65 29 15 13 11 7 1. На слайде 4 появляется слово ПУСК, звучит космическая музыка.
4. Проверка домашнего задания
(Слайд 5)
- Это Солнечная система. Она состоит из солнца и 9 планет, вращающихся вокруг него. Наша планета - третья от Солнца.
- Но на какой планете космические пираты спрятали то, что украли на Земле?
- Вспомните название планеты, которое встречалось в домашнем задании. (Венера.)
- Венера - самая яркая планета. Она слишком близка к солнцу, поэтому на ней никогда не было зелёных растений. На Венере нет ни осени, ни зимы, ни весны. Круглый год жаркое лето.
- Держим курс на планету Венера. (Показ планеты на слайде.)
5. Устный счёт
- Ребята, посмотрите в иллюминаторы. (Смотрят на окна, на которых прикреплены звёздочки с заданием.)
- Как много звёзд! Звёзда – это такое же солнце, только далеко удалена от нас, и поэтому кажется нам маленькой и холодной.
- Давайте познакомимся со звёздами.
3 человека работают на карточках, собирают слово МЕДВЕДИЦА.
5 * 2 =10 |
и |
4 * 2 = 8 |
д |
2 * 1 = 2 |
м |
9 * 2 = 18 |
а |
6 * 2 = 12 |
ц |
14 : 2 = 7 |
е |
10 : 2 = 5 |
д |
6 : 2 = 3 |
е |
12 : 2 = 6 |
в |
Расставь ответы в порядке возрастания.
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
12 |
18 |
м |
е |
д |
в |
е |
д |
и |
ц |
а |
2 человека у доски решают звёздное уравнение.
2 * х = 6
х * 2 = 18
Весь класс выполняет указанные действия.
12:2 |
|
|
|
14:2 |
13 |
6:2 |
|
|
|
18:2 |
|
|
16:2 |
|
|
|
|
|
|
8:2 |
|
|
|
|
|
|
10:2 |
|
|
Назовите половину числа 18. Найдите пример, ответ которого равен 9. Прочитайте его с названием компонентов действия.
Назовите половину числа 16. Найдите пример ,ответ, которого равен 8.
Назовите половину числа 14. Найдите пример, ответ, которого равен 7.
Назовите половину числа 12. Найдите пример, ответ которого равен 6.
Назовите половину числа 10. Найдите пример, ответ, которого равен 5.
Назовите половину числа 8. Найдите пример, ответ, которого равен 4.
Назовите половину числа 6. Найдите пример, ответ, которого равен 3.
18, 16, 14, 12, 10, 8, 6….(числа записаны на доске.) Продолжите эту закономерность. (4, 2.)
Как называются эти числа. (Чётные.)
Сделайте вывод:
У каких чисел можно найти половину. (У чётных.)
Назовите половину числа 13. (Нельзя, это нечётное число.)
Можно ли найти половину числа у чисел из минутки чистописании? (Нет, они нечётные.)
Камни в космосе называются метеориты. (Слайд 6)
Семь ярких звёзд образуют созвездие. А как называется это созвездие скажут нам дети, которые решали на карточках. (Медведица.)
(Слайд 7)
Созвездие в виде ковша называется Большая Медведица.
Проверка уравнений: дети объясняют решение уравнения.
Что обозначает число 3 в Солнечной Системе? (Земля - третья планета от солнца.)
Что обозначает число 9 в Солнечной Системе? (9 планет.)
6. Физкультминутка
- Мы подлетаем к планете Венера. Чтобы наше приземление было удачным, необходимо сбросить усталость.
Достанем до звёзд.
Поклонимся земле – матушке.
«Перекрёстные движения»
«Ёжики»
7. Самостоятельная работа. Разноуровневое задание
- Ребята, мы на планете Венера. (Слайд 8)
- Здесь нас подстерегает опасность. Космические пираты без боя не отдадут то, что украли. Необходимо разделиться на звёздочки. (У каждого ребёнка на груди звёздочка.)
Исправь ошибки |
Замени умножение сложением |
Продолжи запись |
2+2+2=2*4 |
6*3=… |
2+2+2=2* |
8+8+8>8*5 |
5*4=… |
3+3+3+3=3* |
7*3<7+7 |
2*5=… |
6*2=6+… |
Проверка: по одному ребёнку из каждой звёздочки вызываю к доске для проверки.
8. Работа по учебнику. Решение задач
- Космические пираты приготовили для нас ловушку. Чтобы не попасть в неё, мы должны воспользоваться нашим умением решать задачи. Откройте учебник на странице 56 №151. Из данных задач реши только задачу на умножение:
- В столовой за один стол сели 4 ребёнка, а за другой 2. Сколько всего детей село за два стола?
- Четверо туристов расселись в лодки по 2 человека. Сколько лодок заняли туристы?
- Четыре подружки съели по 2 плюшки. Сколько плюшек съели подружки?
- Три цыплёнка склевали трёх червяков. Сколько червяков склевал один цыплёнок?
- Прочитайте все задачи. Подумайте и скажите: Какая задача решается умножением? (3.)
- Прочитайте условие третьей задачи? (4 подружки съели по 2 плюшки.)
- Что значит «съели по 2 плюшки»? (Каждая по две.)
- Какой вопрос задачи? (Сколько плюшек съели подружки?)
- Что мы ищем: число плюшек или подружек? (Плюшек.)
Запишите решение задачи в тетрадь .Будьте внимательными при записи задачи. Что мы находим, то число и будет первым. (2*4=8(п.))
Проверка решения и ответа
- Что обозначает число 2? (Количество плюшек.)
- Что обозначает число 4? (Сколько раз взяли.)
- Ребята, обратите внимание на вторую задачу. Эта задача и была ловушкой. В ней тоже говорилось «по 2 человека». Но она не решается умножением. Почему? (Мы должны 4 туристов разделить в лодки по 2 человека, следовательно, задача решается делением.)
Обратить внимание на Д.З. №153, №155.
9. Задача на смекалку. ОБЖ
- Ребята мы прошли все испытания и победили космических пиратов. Теперь мы можем вернуть на Землю то, что они похитили. Это слово зашифровано.
3 16 5 1 (число – это номер буквы в алфавите) (Вода – слайд 9)
ОБЖ: Ребята, без воды на Земле не могут существовать все живые организмы. Поэтому мы должны беречь её.
- Как беречь воду? (Закрывать кран, не засорять водоёмы.)
10. Работа в парах.
- Теперь мы можем возвращаться домой. Поработаем в парах. Покажем, как мы умеем дружно работать вдвоём.
Первый ребёнок решает примеры:
2 * 6 =
4 * 2 =
12 : 2 =
Другой должен закрасить эти ответы.
Затем меняются.
Второй ребёнок решает примеры:
18 : 2 =
7 * 2 =
10 : 2 =
Первый должен закрасить ответы.
В конце работы появляется изображение большой цифры 5.
11.Итог урока
- Что же мы видим на нашей расшифрованной карточке? («Пятёрку»)
- Вы все прекрасно работали, и спасли планету. Молодцы!
- Но есть дети, которые особенно отличились в путешествии. (Выставление отметок за урок.)
- На уроке было много новых понятий. (Солнце, звезда, созвездие, Солнечная система, метеорит.)
- Дайте им определение.
- Что такое умножение?
- Для чего нужно умножение?
12. Домашнее задание
Стр. 56, №153; стр.57, №155.
13. Рефлексия. Снятие напряжения
- Надеюсь, что наше путешествие было увлекательным и интересным для вас. Давайте улыбнемся всем жителям нашей планеты, улыбнёмся друг другу, гостям.
- Пообещаем, что будем любить, беречь и защищать свою Родину.