Цели:
- образовательные - создание условий для выявления детьми способа нахождения неизвестного слагаемого, установления зависимости между компонентами и результатом сложения;
- развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать, формирование школьника как субъекта актуальных видов деятельности (учебной и коммуникативной);
- воспитательные – воспитание взаимопомощи, умения договариваться, закрепление некоторых правил этикета.
Оборудование: кинопроектор, экран, сигнальные карточки.
Тип урока: комбинированный урок с мультимедиа-презентацией.
Ход урока
— Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Настрой на работу
В парах пожелайте друг другу хорошей работы. (На экране кинопроектора презентация Приложение 1)
(Слайд 1)
Нас Сова приглашает к себе не день Рождения. Надо приготовить ей подарок. Так как Сова – символ мудрости, то лучшим подарком будет для нее наши знания.
— Как можно поприветствовать её? (Высказывания детей).
Разминка
(Слайд 2) 30 20 10 90 70 50 16 60
— Перед вами числа. Найдите лишнее. Как называются оставшиеся числа? (Круглые) Что можно сделать с этими числами? (Расположить в порядке возрастания, убывания, сравнить, выполнить сложение и вычитание, вставить пропущенные числа, разделить на группы).
— Какие задания возьмём для разминки? (Все.)
— Первый вариант записывает числа в порядке возрастания, а второй – в порядке убывания, два человека работают у доски. (Проверка в парах и на доске.)
— Какие круглые числа пропущены? (40 и 80)
— Какие неравенства можете составить, используя данные числа?
— Первый вариант уменьшите, а второй – увеличьте каждое из чисел на 10.
(Слайд 3)
— На какие две группы можно разделить все эти линии? (Отрезки и прямые, красные и синие.)
— Чем отличается прямая от отрезка? Дайте каждому отрезку имя.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы считать.
Раз – согнулись, разогнулись.
Два - друг другу улыбнулись.
Три – похлопали в ладошки,
Посмотрели вверх, в окошко,
На четыре – руки шире.
Пять – хотим луну достать.
Шесть – на место тихо сесть.
Целеполагание
(Слайд 4)
— Посмотрите на доску. Что это? (Уравнения). Сравните их. Найдите общее. Чем отличаются?
— Как называются числа при сложении? (сл + сл = сумма)
Надпишем над числами эти названия.
— Что не известно в 1-ом уравнении, во 2-ом?
— Что уже знаем как найти? (Сумму)
— Что не знаем как найти? (Слагаемое)
— Определите учебную задачу.
УЗ: Учусь находить неизвестное слагаемое.
Планирование
(Слайд 5)
— По какому плану будем учиться?
- Как? (Как найти неизвестное слагаемое)
- Применяю (Применяю полученные знания)
- Проверяю себя
Реализация плана
КАК?
— Что узнаем на этой ступеньке? (Как найти неизвестное слагаемое?)
— Откройте учебник стр.90 №224. Найдите значения сумм и разностей.
— Сравните числа в равенствах каждого столбика. Что заметили? Как связаны между собой числа? (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получим второе слагаемое, и если из суммы вычесть второе слагаемое, то получим первое.)
— Верно ли такое утверждение: «Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое»?
— Надо проверить всегда ли выполняется это правило, подтвердить гипотезу.
— Какое задание предложите выполнить? (Составить из тройки чисел равенства на сложение и вычитание).
Подписать компоненты сложения.
— Что находили в записи 9 – 5 = 4? (Слагаемое) Как находили? (Из суммы вычитали слагаемое)
—Что находили? Как?
— Можно ли сделать вывод, как найти неизвестное слагаемое?
Запись буквами:
а + в = с
с – а = в
с – в = а
— На какой ступеньке плана находились? (Как?)
— Что узнали на ней? (Узнали, как найти неизвестное слагаемое)
— Что будем делать на второй ступеньке? (Применять полученные знания)
— Где можем применить? (В решении примеров, уравнений, задач)
(Слайд 6)
— Используя открытый способ, найдите неизвестное слагаемое:
(Дети по цепочке комментируют)
— Можем ли мы подняться на следующую ступеньку плана? Что нужно сделать на ней? (Проверить себя и оценить)
(Слайд 7)
— Проверить себя вам поможет мудрая Сова. Первый ряд находит неизвестное слагаемое в первом уравнении, второй – во втором, третий – в третьем. Сова благодарит за правильное решение.
Рефлексия
— Чему учились сегодня на уроке? У вас сигнальные карточки, покажите (зеленый цвет – умею, желтый цвет – могу, но сомневаюсь, красный цвет – сомневаюсь)
(Слайд 8)
Презентация — Приложение 1.