Приступая к работе по данной методике, разработанной Горловой Н.А., проф. МПГУ, нас прежде всего заинтересовало само понятие “Квант”. Данное понятие в физике расшифровывается как “наименьшее количество какой-н. физической величины, обладающее самостоятельным существованием”. То есть, другими словами, применительно скажем к тексту, понятие кванта выступает в роли наименьшего смыслового целого и суть метода заключается в вычленении квантов, то есть смысловых центров при работе с текстом. Квант – это способ восприятия, переработки и усвоения информации, который основывается на психолигвистических особенностях человека перерабатывать информацию при восприятии окружающего мира. Квант – это основная мысль и ведущая идея автора текста, которая выявляется в процессе его анализа и интерпретации. Приложение 2.
Работа с текстом сама по себе зачастую вызывает много сложностей. Во-первых, учителю не всегда удается проработать текст в полной мере и убедиться в том, что его смысл до конца понят учащимися. Также, очень часто работа с текстом превращается в чтение и перевод предложений и лишь “разбавляется” вопросно-ответной формой работы. Метод “Квант” при работе с текстом помогает выйти за рамки привычной схемы: дотекстовые задания – текстовые – и послетекстовые. (Pre-reading – while reading – after reading). Преимущество использования метода “Квант” заключается в том, что, овладев принципами работы с тем или иным текстом, ребенок научится извлекать необходимую информацию уже из любого другого текста, то есть научится работать с информацией и вычленять главное, что является крайне необходимым и важным умением в современном мире информации. Этот метод позволяет формировать умения обобщать и систематизировать прочитанный учебный материал на более высоком уровне языковых обобщений и абстракции. Приложение 3.
Рассмотрим подробнее суть работы по данному методу.
Метод “Квант” включает несколько позиций: главных и дополнительных. К главным относятся: “Ключевое слово”, “Понятие”, “Тезисы”, “Схема” или “Таблица”, “Вопросы”. К дополнительным – “Театр” и “Поэзия”. Приложение 4.
Первый этап работы заключается в ознакомлении учащихся с методом “Квант”. Затем учащиеся делятся на 4 подгруппы и каждая выполняет выбранную позицию. В качестве небольшого материала выступает один текст. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания.
Первая подгруппа вычленяет 10-15 “ключевых слов”, и 3-4 уточняющих “понятия” (определений).
Вторая подгруппа составляет “Схему”/ “таблицу”, отображающую общее содержание текста.
Третья подгруппа пишет “Тезисы” – краткое содержание текста.
Четвертая подгруппа составляет вопросы по тексту.
Все подгруппы должны учесть и выполнить главное правило игры: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, представленный в Позициях был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания. Приложение 5.
Таким образом, задание выполняется 15 минут, после чего каждая подгруппа выполняет презентацию у доски. Рассмотрим, как это было сделано нами на примере текста. Одна подгруппа выписывает в столбик свои варианты ключевых слов и уточняющих позиций. В нашем случае работы с текстом про Лондон получились следующие списки:
Ключевые слова: |
Уточняющие понятия: |
– Britain |
– The Queen |
– the biggest city |
– the changing of guard |
– population |
– museums |
– seven million people | |
– The River Thames | |
- The Tower of London | |
– St. Paul’s Cathedral | |
– the Houses of Parliament | |
– Big Ben | |
– Buckingham Palace |
Приложение 6
Далее учащиеся из подгруппы “Вопросы” выписывают свои вопросы. В нашем случае получились следующие вопросы:
- What city is London?
- What is the population of London?
- What river does it lie on?
- What is London famous for?
- What historic buildings of London can you name?
- What palace is the London home of the Queen?
- What else can a lot of tourists see in London?
Приложение 7
Далее следующая подгруппа представляет “Схему” и свой вариант понимания текста.
Приложение 8
После того, как учебный материал будет выписан и подготовлен на доске, выступает подгруппа “Тезисы”. На этом этапе всем учащимся предлагается внимательно прослушать “Тезисы” и отметить совпадения с информацией, представленной другими позициями. Приложение 9.
Обратите внимание, что весь учебный материал, полученный всеми группами необходимо обратить в единый “Квант” – смысловое целое. Таким образом на первом этапе каждая подгруппа представляет свою позицию и проводит корреляцию (Соответствие) всех элементов в единое смысловое целое, то есть “квант”.
Наша работа проходила пока по первому этапу. Однако рассмотрим далее следующие этапы работы по данному методу.
На втором этапе каждая подгруппа выполняет все позиции, но на одном и том же учебном тексте. Затем следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.
На третьем этапе каждая подгруппа получает разные тексты и готовит материал для презентации по методу “Квант”. Приложение 10.
Этот метод можно дополнить различными видами контроля и еще раз следует отметить, что преимущество данного метода состоит в том, что он нацеливает учащихся на глубокий, детальный анализ текста, на его интерпретацию, а не пересказ, что значительно повышает мотивацию и способствует формированию самостоятельности мышления и деятельной жизненной позиции. Хочется заметить, что предлагаемый метод эффективен и в начальной школе и в старших классах, где объем усваиваемой информации и задания по типу reading for detail, reading for the main idea значительно выше, а времени на выполнение- меньше. Преемственность при работе с данной методикой лишь увеличивает эффективность занятий. Приложение 11.
(За Приложениями 2-11 обращайтесь, пожалуйста, к автору, т.к. он предоставил только презентацию)