Цели:
обучающая: систематизация и контроль качества знаний по теме “ Китай в древности”.
развивающая: формирование основных умений и навыков строить рассказ на основе текста учебника, делать несложные выводы.
воспитательная: развитие познавательного интереса, умения работать с историческими документами, воспитывать уважение к историческому прошлому стран мира.
Оборудование: компьютор, мультимедиопроектор с экраном, карта “ Индия и Китай”, учебник А. А. Вигасин, Г. И. Годер, рабочая тетрадь № Г. И.Годера.
План урока.
- Географическое положение и природные условия Древнего Китая.
- Конфуций его учение.
- Объединение китайского государства.
- Достижения и изобретения китайцев
Ход урока
1. Оргмомент.
- Урок истории. Проверьте, у вас на столе учебник, дневник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.
- Дети, вспомните историю народов какого древнего государства мы изучали несколько последних уроков.( Китая)
- Сегодня на уроке мы повторим знания по теме “Древний Китай”, а поэтому перед нами несколько задач, сначала проверим, знаете ли вы географическое положение, природные условия и занятия населения Древнего Китая.
- На втором этапе урока надо будет рассказать о китайском мудреце Конфуции и его учении.
- Потом попробуете составить рассказ об объединении Китая.
- Последняя задача урока узнать о достижениях и изобретениях Китая, ответить на вопрос, что дал Китай миру.
- А ещё мы увидим, кто на уроке из вас, ребята, самый активный, даст больше правильных, точных и полных ответов.
2. Проверка знаний по первому этапу.
- Приступаем к первому необычному заданию. Возьмите листок с текстом, ручку. Подпишите листок. Сейчас вы проверите, знаете ли вы географическое положение, природные особенности и занятия населения, а для этого внимательно прочитайте текст и попробуйте найти ошибки. Вам поможет карта на стр.103 учебника. Кто выполнит работу, поднимает руку.
- Проверим выполненное задание, а для этого поменяйтесь листочками ( взаимопроверка), возьмите карандаш, если найдена ошибка, поставьте на полях плюс, если не найдена- минус.
- Исправленный текст читаю, а вы проверяйте (на экране появляются слайды № 3, 4, 5.)
- Так скажите, на каком материке находится Китай?
- Какие реки протекают?
- Какие основные занятия мужского населения и женского?
3. Повторение материала о Конфуции и его учении.
- Жили китайцы на обширной территории Великой Китайской равнины.
- Объясните выражение – Великая Китайская равнина.
- В I тыс. до н. э. несколько государств враждовали между собой, но народы жили по одним обычаям. Об этих обычаях любил рассказывать мудрец Конфуций, которого почитали китайцы. А жил он 5 веков до н. э ( появляется слайд с изображением мудреца).
- Расскажите и вы, что знаете о Конфуции.
- Давайте вспомним, чему учил мудрец ( появляется др. слайд).
- Какие основные положения вы запомнили из учения?
- Давайте ещё прочитаем со слайда его учения.
- Почему необходимо с почтением относится к родителям?
- Выберите высказывание Конфуция, которое характеризует его отношение к знаниям, учебе.
- Приведите свои примеры из жизни, когда вы поступили согласно правила, совпадающего с советом Конфуция.
- Своим ученикам Конфуций излагал содержание учебников, а ученики помнили их . Но так ли выглядили книги во времена Конфуция ?( появляется слайд с изображением книг, ребята рассказывают о них).
- Конфуций говорил, что мудрость заключается в знании книг ( на экране показать это выражение ), но всякого ли человека, обладающего знаниями можно считать учёным?
- Ответ на этот вопрос поможет дать исторический документ на стр. учебника 104. (Дети читают отрывок и находят ответ на вопрос.)
- Подумайте и скажите, всякого ли обладающего знаниями можно назвать учёным?
- А ещё Конфуций считал, что воспитанного человека можно узнать по его манерам.
- По каким признакам можно было узнать воспитанного китайца?
- Как вы считаете, ребята, пользуемся ли мы сейчас советами из учения Конфуция?
- Многие положения из учения современны и сегодня, особенно отношение к старшим и учениям, и я хотела, чтобы вы о них всегда помнили.
4. Составление рассказа об объединении Китая.
- Мы знаем, что китайский мудрец учил правителей заботится о подданных и в 221г. до н.э единым правителем стал (появляется слайд с изображением властителя Китая) Цинь Шихуан.
- Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Задача, которую вам необходимо решить. Но сначала попробуйте составить рассказ, как произошло объединение Китая, используя логическую цепочку ( появляется на слайде схема).
- Что же положительного дало китайцам объединение страны в одно государство?
(Прекратились войны между жителями страны).
- Вскоре с севера (появляется слайд с картой и постепенно появляющиеся стрелки помогают детям увидеть, откуда появляются племена гуннов) на Китай стали совершать набеги гунны.
- Кто такие гунны?
- И тогда решил Цинь Шихуан возвести Великую Китайскую стену (появляется слайд с изображением стены)
- С какой целью?
- Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать,
Правители решили стену возвести,
Покой чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны.
-Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли, обезопасить торговые пути, чтобы жить спокойнее, чтобы не было войны. Вот к чему стремились китайцы ! Как важно это было для населения Китая, так и сегодня для всех народов всей планеты важно жить в мире и согласии, единым народом, в единстве сила.
5. Что же дал Китай миру?
Жители единого Китая считали себя единым народом, имели единую культуру.
- Что такое культура?
- Культура – достижения в различных областях.
- Вот о достижениях и изобретениях китайцев мы продолжим разговор.
(Появляется слайд, на котором перечислены достижения и изобретения китайцев)
- Давайте перечислим, что изобрели китайцы?
- Каковы их изобретения?
- Какой вывод можно сделать на основании этих данных?
- Китай своеобразная страна с особой культурой. А достижениями и изобретениями талантливых китайцев мы и весь мир пользуемся и сейчас.
- Но пришло время вам проверить свои знания по теме “ Древний Китай”, только каждый из вас сам выберет задание.
- 1) В рабочей тетради стр. 74 № 90, вставить недостающие слова.
2) Решить кроссворд.
- Те, ребята, которые выбрали кроссворд, подпишите листочек. Решение его вы проверите сами, если решите правильно, то по горизонтали получите имя мудреца, а те, кто работает в тетради, проверит свои ответы с экрана.
- Пока вы выполняете задание, звучит китайская музыка. Это тоже культура китайцев.
(На экране появляется слайд- “проверь себя”)
- К проверке присоединяются и те ребята, которые быстро решили кроссворд.
- В архитектуре достижениями китайцев является Великая Китайская стена, а скажите, чем было вызвано изобретения компаса? (Вставляется другой диск издательство “ Просвещения”.)
(Появляется слайд, на котором дети видят ещё изобретения китайцев), с какой целью изобретали бумагу (вспоминают о письменности и прослушивают информацию диктора о письменности).
- Ещё дети рассказывают, как выращивали чай, изготавливали шёлк.
- И в конце нашего урока прослушайте и запомните (открываю слайд “Запомните” и диктор проговаривает всю важную информацию по всем вопросам, которые повторяли на уроке).
6. Задание на дом по выбору.
Нарисовать рисунок, в котором отразите то, что больше всего запомнили с урока; или составьте свой кроссворд в необычной форме по теме.