Программа по коррекционно-развивающему музыкальному модулю (музыкотерапии) "Маленькая шумная компания" для учащихся 2–4-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Большое внимание уделяется этим вопросам, и работам в данном направлении.

“Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения в последствии ведут к дезадаптации личности” (В.В. Лебединский, О.С. Никольская “Эмоциональные нарушения и  их коррекция” - М.: 1990 г. стр.13).

Дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки. Существенную помощь детям, имеющим проблемы в эмоциональных нарушениях, могут оказать занятия под музыку. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В психологии разработано целое направление "Музыкотерапия для детей". Оно включает специальные программы занятий, в которых различная деятельность детей - пантомима, рисование протекает на "фоне" музыки. Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: “Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено”

Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке, по мнению К.Орфа, должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д.

Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Цель и задачи программы

Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы у детей 2-4-х классов КРО.

 Задачи:

  1. Используя различные средства искусств (музыка, рисование, игры, лепка) способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы школьников 2-4-х классов КРО.
  2. Развить у детей умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (интонации, мимике, пантомимике), в собственной деятельности.
  3. Социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, умению слушать и понимать других.
  4. Познакомить детей с особенностями развития эмоционального мира.
  5. Создать условия отреагирования отрицательных эмоций, осознания переживаемых проблем.
  6. Учить доверять себе и другим людям.

Данная программа представлена в виде отдельных частей:

- Музыкальные занятия

Цели занятия: обучение выразительной передачи эмоций через песни, инсценировки, психогимнастические упражнения, этюды,   танцевальные импровизации, музыкальные игры; развитие саморегуляции и волевых качеств личности.

Занятия начинаются с музыкально-ритмических упражнений, которые помогают настроить детей на положительное эмоциональное настроение и закрепить навык согласованности движений с музыкой. Следующий психогимнастический этюд или упражнение – воспроизведение какого-либо эмоционального настроения, где обращается внимание на мимику, пластику движений, развитие творческого начала.

Через исполнение потешек, детских песен развивать у детей положительные эмоции, чувство общности. Дети учатся высказваться о музыке, передавать голосом и мимикой настроение песен.

Танцы и музыкальные игры, используемые  на   занятиях,  снимают у детей напряжение, развивают  выразительность движений, пластику, чувства единения, групповой сплоченности, а также навыки  самоконтроля.

- Психогимнастика

Цели занятия: формирование у детей различных психических функций  (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика); развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.

   Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда  этюдов и игр. Они коротки, разнообразны  и доступны детям по содержанию.

   У учащихся младших классов КРО    внимание  развито недостаточно, ещё    не  устойчиво, дети  отличаются   большой  подвижностью  и впечатлительностью, поэтому  они  нуждаются   в  частой  смене  заданий. Для   отдыха  используются  подвижные   игры. Для проведения занятий используется методика М.И.Чистяковой "Психогимнастика" и Р.Р.Калининой "Тренинг развития личности".

 - Занятия  по  восприятию музыки (с элементами музыкотерапии и арттерапии)

Цель занятия: учить  слушать и понимать   музыку, чувствовать  её  настроение, характер и выражать  их  на  вербальном   уровне, мимикой и пластическим   движениями, а  также в рисунках.

На  занятиях  дети  проживают   эмоциональные  состояния, вербализуют   свои  переживания, знакомятся с культурным   наследием  человечества (литературой, живописью, музыкой). У  них  расширяется   круг  понимания  эмоций, чаще   наблюдаются  эмпатийные  проявления   по  отношению  к  окружающим.

Рисование  под  музыку  помогает   ребёнку  самовыразится, ощутить   удовольствие, снять  эмоциональное   напряжение.

- Игротерапия

Цель занятий – развитие коммуникативно-компетентного благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости и автономности.

Каждая часть, состоящая из  серии занятий, направлена на развитие эмоциональной сферы и имеет свои определённые цели. Все части логически связаны между собой, но и могут существовать самостоятельно.

Программа предназначена для учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения, дети разделены на две подгруппы (разновозрастные), в каждой подгруппе по 2 часа в неделю.

Продолжительность Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество групп Количество часов в год
2 1 4 2  

Тематический план занятий по коррекционно-развивающему музыкальному модулю “Маленькая шумная компания” для учащихся 2-4 классов КРО

№ п/п Содержание занятия Количество часов
1 подгруппа 2 подгруппа
Теор. Практ. Теор. Практ.
1 Где живет звуки. Знакомство детей с окружающими звуками природы.

Подвижные развивающие игры. Слушание музыки.

1 1 1 1
2 Где живет звуки. Знакомство детей с окружающими звуками улицы, дома и т.д. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. 1 1 1 1
3 Звук живет в любом предмете. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. 1 1 1 1
4 Звук – волшебник. Закрепление знаний детей о не музыкальных звуках. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. 1 1 1 1
5 Звук – волшебник. Знакомство детей со звуками музыки. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. 1 1 1 1
6 Знакомство детей с ударно-шумовыми музыкальными инструментами. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. 1 1 1 1
7 Знакомство детей с ударно-шумовыми музыкальными инструментами. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. 1 1 1 1
8 Знакомство с чувствами. Психогимнастика. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. 1 1 1 1
9 Знакомство с чувствами. Психогимнастика. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. 1 1 1 1
10 Радость. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
11 Радость. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
12 Удивление. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
13 Удивление. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
14 Интерес. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
15 Интерес. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
16 Гордость. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
17 Гордость. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
18 Страдание и печаль. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
19 Страдание и печаль. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
20 Чувство обиды. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
21 Чувство обиды. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
22 Отвращение. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
23 Отвращение. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
24 Гнев. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
25 Гнев. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
26 Вина и стыд. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
27 Вина и стыд. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
28 Страх. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. 1 1 1 1
29 Страх. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. 1 1 1 1
30 Создать условия отреагирования отрицательных эмоций, осознания переживаемых проблем. Восприятие музыки. Психогимнастика. 1 1 1 1
31 Повторение, обобщение, закрепление пройденного материала. Ролевые игры на знание эмоций, сопровождение игр ударно-шумовыми музыкальными инструментами. 1 1 1 1
32 Итоговое занятие. 1 1 1 1
Итого 128 часов в уч.г.

Литература:

1. Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.
2. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000 г.
3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.
4. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
5. Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.
6. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.
7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.
8. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку. СПб., 2001г.
9. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
10. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г.
11. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.
12. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
13. Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.,2000 г.
14. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
15. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.
16. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.
17. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2002 г.
18. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.
19. Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998 г.
20. Цыркун Н.А. Социально-психологические закономерности развития воли у дошкольников. Минск: НМ Центр, 2000 г.
21. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.
22. М.И.Чистяковой "Психогимнастика"
23. Р.Р.Калининой "Тренинг развития личности".
24. В.В. Лебединский, О.С. Никольская “Эмоциональные нарушения и  их коррекция”-М.: 1990г стр.13
25. К.Орф пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.