Пояснительная записка
Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Большое внимание уделяется этим вопросам, и работам в данном направлении.
“Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения в последствии ведут к дезадаптации личности” (В.В. Лебединский, О.С. Никольская “Эмоциональные нарушения и их коррекция” - М.: 1990 г. стр.13).
Дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания. Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки. Существенную помощь детям, имеющим проблемы в эмоциональных нарушениях, могут оказать занятия под музыку. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В психологии разработано целое направление "Музыкотерапия для детей". Оно включает специальные программы занятий, в которых различная деятельность детей - пантомима, рисование протекает на "фоне" музыки. Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к сожалению, почти не касается музыкального образования, ведь в сегодняшнем понимании все, что связано с музыкой, на фоне важности преобразований в школьной системе, не выглядит серьезно и важно. Между тем, в образовательных системах западных стран всерьез проводят реформу музыкального воспитания в школах, поскольку новые достижения психологии и педагогики доказали важную роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. В результате таких изменений все большее внимание уделяется активным формам работы детей на музыкальных занятиях. Это значит, что тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует, развивается иначе, чем тот, который, о ней лишь говорил и слушал. Психолог Маслоу А. написал: “Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено”
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексной музыкальной деятельности, которая строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”. Приобщение к музыке, по мнению К.Орфа, должно основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения. Большое внимание уделяется музыкально-ритмическому воспитанию. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в мелодической декламации. Значимость приобретает слово как элемент, речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-интонационное звучание. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки и т.д.
Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”, по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.
Цель и задачи программы
Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы у детей 2-4-х классов КРО.
Задачи:
- Используя различные средства искусств (музыка, рисование, игры, лепка) способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы школьников 2-4-х классов КРО.
- Развить у детей умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (интонации, мимике, пантомимике), в собственной деятельности.
- Социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими) способствовать открытому проявлению эмоций и чувств, умению слушать и понимать других.
- Познакомить детей с особенностями развития эмоционального мира.
- Создать условия отреагирования отрицательных эмоций, осознания переживаемых проблем.
- Учить доверять себе и другим людям.
Данная программа представлена в виде отдельных частей:
- Музыкальные занятия
Цели занятия: обучение выразительной передачи эмоций через песни, инсценировки, психогимнастические упражнения, этюды, танцевальные импровизации, музыкальные игры; развитие саморегуляции и волевых качеств личности.
Занятия начинаются с музыкально-ритмических упражнений, которые помогают настроить детей на положительное эмоциональное настроение и закрепить навык согласованности движений с музыкой. Следующий психогимнастический этюд или упражнение – воспроизведение какого-либо эмоционального настроения, где обращается внимание на мимику, пластику движений, развитие творческого начала.
Через исполнение потешек, детских песен развивать у детей положительные эмоции, чувство общности. Дети учатся высказваться о музыке, передавать голосом и мимикой настроение песен.
Танцы и музыкальные игры, используемые на занятиях, снимают у детей напряжение, развивают выразительность движений, пластику, чувства единения, групповой сплоченности, а также навыки самоконтроля.
- Психогимнастика
Цели занятия: формирование у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика); развить умение выражать различные эмоциональные состояния, обучение элементам саморасслабления.
Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
У учащихся младших классов КРО внимание развито недостаточно, ещё не устойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. Для отдыха используются подвижные игры. Для проведения занятий используется методика М.И.Чистяковой "Психогимнастика" и Р.Р.Калининой "Тренинг развития личности".
- Занятия по восприятию музыки
(с элементами музыкотерапии и арттерапии)Цель занятия: учить слушать и понимать музыку, чувствовать её настроение, характер и выражать их на вербальном уровне, мимикой и пластическим движениями, а также в рисунках.
На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). У них расширяется круг понимания эмоций, чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Рисование под музыку помогает ребёнку самовыразится, ощутить удовольствие, снять эмоциональное напряжение.
- Игротерапия
Цель занятий – развитие коммуникативно-компетентного благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости и автономности.
Каждая часть, состоящая из серии занятий, направлена на развитие эмоциональной сферы и имеет свои определённые цели. Все части логически связаны между собой, но и могут существовать самостоятельно.
Программа предназначена для учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения, дети разделены на две подгруппы (разновозрастные), в каждой подгруппе по 2 часа в неделю.
Продолжительность | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество групп | Количество часов в год |
2 | 1 | 4 | 2 |
Тематический план занятий по коррекционно-развивающему музыкальному модулю “Маленькая шумная компания” для учащихся 2-4 классов КРО
№ п/п | Содержание занятия | Количество часов | ||||
1 подгруппа | 2 подгруппа | |||||
Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | |||
1 | Где живет звуки. Знакомство
детей с окружающими звуками природы. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. |
1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | Где живет звуки. Знакомство детей с окружающими звуками улицы, дома и т.д. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3 | Звук живет в любом предмете. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Звук – волшебник. Закрепление знаний детей о не музыкальных звуках. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Звук – волшебник. Знакомство детей со звуками музыки. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
6 | Знакомство детей с ударно-шумовыми музыкальными инструментами. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
7 | Знакомство детей с ударно-шумовыми музыкальными инструментами. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
8 | Знакомство с чувствами. Психогимнастика. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Знакомство с чувствами. Психогимнастика. Подвижные развивающие игры. Слушание музыки. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
10 | Радость. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
11 | Радость. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
12 | Удивление. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
13 | Удивление. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
14 | Интерес. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
15 | Интерес. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
16 | Гордость. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
17 | Гордость. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
18 | Страдание и печаль. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
19 | Страдание и печаль. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
20 | Чувство обиды. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
21 | Чувство обиды. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
22 | Отвращение. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
23 | Отвращение. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
24 | Гнев. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
25 | Гнев. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
26 | Вина и стыд. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
27 | Вина и стыд. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
28 | Страх. Передача эмоции музыкой. Восприятие музыки. Психогимнастика. Рисование эмоции под музыку. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
29 | Страх. Передача эмоции с помощью ударно-шумовых музыкальными инструментов. Подвижные развивающие игры. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
30 | Создать условия отреагирования отрицательных эмоций, осознания переживаемых проблем. Восприятие музыки. Психогимнастика. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
31 | Повторение, обобщение, закрепление пройденного материала. Ролевые игры на знание эмоций, сопровождение игр ударно-шумовыми музыкальными инструментами. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
32 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 128 часов в уч.г. |
Литература:
1. Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер,
2001 г.
2. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение
для всех. СПб., 2000 г.
3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа,
1999 г.
4. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.
5. Журнал Начальная школа.// №4, 1989 г., стр.18.
6. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у
ребенка. М., 1986 г.
7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в
поведении ребенка. М., 1986 г.
8. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как
помочь особому ребенку. СПб., 2001г.
9. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика
эмоций./ Вестник МГУ, №4, 1995.
10. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей
общению. Характер, коммуникабельность.
Ярославль: Академия развития, 1996г.
11. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.
СПб.: Питер, 2002 г.
12. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой
психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.
13. Лендер Г.Л. Игровая терапия: искусство
отношений. М.,2000 г.
14. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл,
1997 г.
15. Мухина В.С Использование детских рисунков в
целях диагностики. М.,1976.
16. Петровский А.В. Проблема развития личности с
позиций социальной психологии.// Вопросы
психологии. 1984, №4.
17. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2002
г.
18. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие
игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999,
№26, с.10.
19. Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.:
Совершенство, 1998 г.
20. Цыркун Н.А. Социально-психологические
закономерности развития воли у дошкольников.
Минск: НМ Центр, 2000 г.
21. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.
М.: МПСИ, 1998 г.
22. М.И.Чистяковой "Психогимнастика"
23. Р.Р.Калининой "Тренинг развития личности".
24. В.В. Лебединский, О.С. Никольская
“Эмоциональные нарушения и их коррекция”-М.:
1990г стр.13
25. К.Орф пособие по музыкальному воспитанию
“Шульверк”.