Интегрированный урок по русскому языку и информационным технологиям во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи: закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, о знаках препинания в конце  восклицательных и невосклицательных предложений, отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями,  совершенствовать технику печатания и навыки работы в программе «ЛогоМиры».

Материалы: вспомогательная тетрадь для учащихся «Учись учиться», «круг» с согласными, карточки с сочетаниями ШИ-ЖИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, заготовки «человечка».

Ход урока Примечание
1. Учитель н\кл и инф\техн Организационный момент:
- проверка учебных принадлежностей в компьютерный класс
- настрой на работу в компьютерном кабинете (правила безопасности)
Учебник Л.М.Зелениной «Русский язык» 2 кл.,
тетрадь «Учись учиться», рабочая тетрадь по русскому языку, пенал
2. Учитель н\кл Сообщение темы урока:
- Найдите, что общего в этих буквах? (все буквы обозначают согласные звуки)
- Найдите буквы, которые составляют пару.
(Ш-Ж)
- По какому признаку эти буквы составляют пару? (по звонкости и глухости)
на магнитной доске
3. Учитель инф. Печатание буквы (чистописание):
- расстановка пальцев на клавиатуре
- определить, какими пальцами надо работать
- печатание Шш
- проговаривание слов и их печатание
Шарик шина школа
(Шарик – имя собственное, шина – сочетание ШИ, школа – имя нарицательное)
Приложение 1
Средний ряд клавиатуры (средним пальцем правой руки «ш», мизинцем левой руки Shift + «ш»)
4. Учитель н\кл Работа в тетради:
- запись слов с подчёркиванием орфограмм
Шарик шина школа
- задание «Найди лишнее»
(Шарик, т.к. кличка животного, отвечает на вопрос кто?
можно шина, т.к. есть сочетание ши)
- какие сочетания в русском языке пишутся по традиции, кроме ШИ?
(ЖИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
Карточки с сочетаниями
5. Инф. и н\кл. Словарная работа (на компьютере):
- рассмотреть предметные картинки
- назвать слова
(чашка, машина, щука, груши, камыши, шиповник, чайка, снежинка)
- перетащить к картинкам соответствующие сочетания
- проверка – назвать слово и сочетание в нем
Приложение 2
6. Н\кл Работа в тетради:
- запись слов с сочетанием, которое не встретилось в задании (ЧУ)
(чудо, молчу, чудак, чугун и др.)
Слова дети берут из тетради «Учись учиться»
7. Н\кл

Физическая минутка:

Снежинки спускаются с неба
Всё тише, всё тише…
Сугробы пушистого снега
Всё выше, всё выше…
Шаги уходящего года
Всё тише, всё тише…
А песенки Нового года
Всё ближе, всё ближе…
- Кружение на носочках
- Прыжки
- На носочках крадутся
- Размахивают руками, как дирижёры
8. Учитель н\кл Работа над деформированными предложениями (на компьютере):
- рассмотреть задание
- ученики проговаривают его сами
(нужно составить предложение, вставить сочетания)
- повторение правил работы с мышью (перетаскивание)
- выполнение задания самостоятельно
- проверка – чтение предложения, соблюдая интонацию, проговорить вставленные сочетания в словах
Выпал пушистый снег!
Хороши белые снежинки!
Приложение 3
9. Н\кл Работа в тетради:
- запись первого предложения с комментированием
(Выпал пушистый снег!)
 
10. Учитель инф. Работа в текстовом редакторе:
-Рассмотрите страницу. Какое задание нужно выполнить.
-Вспомните, с помощью какого редактора можно печатать тексты?
-Каким должно быть текстовое окошко, если вам потребуется впечатать сочетание?
-Рассмотрите образец текстового окна. Проверьте размер шрифта. (16)
(Выполнение задания совместно с учителем).
Приложение 4
11. Учитель н\кл Итог:
- нарисован учителем грамматический человечек (дописать сочетания)
- Почему такой сегодня получился?
- О каких сочетаниях нужно помнить?

 

- Тетрадь «Учись учиться» заведена каждым учащимся, состоит из пяти разделов, в одном из них «Орфография» учащиеся вклеивают наборы слов на определённую орфограмму. Так из набора слов на сочетания ЧУ-ЩУ дети находят слова.

Дочурка
Кольчуга
Кручу
Молчу
Стучу
Схвачу
Хочу
Чуб
Чугун
Чудак
Чудеса
Чудовище
Чужой
Чуткий
Чучело
Выращу
Вытащу
Отпущу
Отращу
Поищу
Пощупать
Притащу
Сощурился
Тащу
Щука
Щупальце
Щупать
Щуплый
Щуренок
Щуриться