По мнению Бальсевича В.К., Гужаловского А.А., Матвеева, Ляха В.И., низкая эффективность урока физической культуры объясняется навязыванием содержания и режимов физической активности, осуществляемых в жестких стандартных формах и не учитываются мотивы и природные свойства обучаемых. Не менее важно и то, что падает заинтересованность школьниц старших классов не только к предмету физическая культура, но и вырабатывается у них негативное отношение к самим понятиям “двигательный режим” и “здоровый образ жизни”, где в основе лежит осознанное стремление к физическому совершенствованию. Когда желание заниматься физической культурой будет вызвано внутренними побуждениями обучающихся, тогда они будут способствовать развитию творческой активности, откроют пути для самосовершенствования личности. Поэтому необходимо определить условия создания мотивационной среды на уроках физической культуры, которые бы способствовали повышению качества усвоения учебного материала, воспитанию потребности бережно относиться к своему здоровью и устойчивого желания заниматься физической культурой.
Условиями создания мотивационной среды на уроках физической культуры являются:
- понимание школьницами целей обучения. Я сторонница сознательного осмысленного выполнения упражнений, что приводит к лучшим результатам в творческому отношению занятиям;
- стимулирование учебно-познавательного интереса при помощи познавательных игр, создание ситуации занимательности, создания ситуации с опорой на жизненный опыт обучающихся;
- учитывание возрастных и индивидуально личностных особенностей школьниц;
- опора на положительные качества в личности обучающихся;
- включение нетрадиционных уроков, учитывая предпочтения обучающихся по видам спорта (тай-бо, танец живота, латино, фитнес-йога, пилатес);
- проведение внеклассных мероприятий (соревнований), на которых ученицы стремятся показать свой максимальный результат — это и есть результат физкультурной деятельности;
- подбор доступных и посильных упражнений на данном периоде обучения;
- разъяснение важности и полезности занятий физической культурой;
- заинтересование школьниц результатами своей деятельности;
- использование на уроках игровых заданий, упражнений танцевального и соревновательного характера, которые создают хорошее настроение и всегда доставляют удовольствие;
- использование функциональной музыки для повышения коэффициента полезного действия урока, для положительного воздействия на психоэмоциональную сферу обучающихся;
- применение средств наглядности, учебных карточек, технических, стандартных и нестандартных средств обучения;
- проведение систематического контроля за двигательной подготовленностью, дающий информацию об успешности продвижения школьниц к намеченному результату;
- подводя итоги урока, акцент лучше делать на положительных моментах, а об отрицательных моментах сказать с оттенком сожаления и с уверенностью, что в следующий раз всё получится лучше.
Для повышения эффективности использования средств физической культуры я:
- создаю позитивный психологический климат на уроке;
- стараюсь узнавать больше своих учениц, каждую в отдельности;
- обсуждать проблемы с каждой ученицей постоянно, поощрять и развивать знания их в области физической культуры и спорта;
- поощряю не только лучших, но и тех, которые добились своих личных рекордов;
- разрабатываю такие учебно-тренировочные программы, которые достигали бы реальные прогрессивные цели;
- оцениваю достижения учениц с позитивным энтузиазмом;
- постоянно общаюсь, давая советы по диете, по индивидуальным тренировкам;
- забочусь об их безопасности;
- отношусь ко всем в равной степени, не в лучших и худших;
- тренирую не для побед, а для прогресса физических качеств, технике, а главное для укрепления здоровья;
- внимательна не только к словам школьниц, но и к другим деталям, таким как внешний вид, выражение лица и т.д;
- работаю в постоянном контакте с родителями учениц;
- овладеваю специальными знаниями и методами мотивирования своих учениц.
Реализация этих условий в школе позволило, аргументировано судить о позитивных изменениях происшедших в экспериментальной группе (п=18) по сравнению с контрольной (п=68):
- заметный прирост в уровне физического потенциала (t2 в экспериментальной группе = 5,43, в контрольной группе = 3,80);
- изменение характера мотивационных ориентаций, интересов, склонностей к процессу и результатам обучения (t2 в экспериментальной группе = 2,75, в контрольной группе =2,04);
- появление и проявление потребности к систематическим занятиям физкультурно- спортивной деятельностью, возросли затраты свободного времени на занятия физическими упражнениями (t2 в экспериментальной группе =2,95, в контрольной группе = 2,13)
Критерии оценки эффективности проведенного исследования представлены в табл. №3.
Анализ проделанной работы показывает, что только соблюдение всех условий на уроках ведет к желаемому результату. Результат — это воспитанность личности школьницы, которая проявляется в воспитании личных качеств, способствующих сохранению я укреплению здоровья, формированию мотивации на ведение здорового образа жизни.
Таким образом, мотивацию положительно влияет на формирование двигательных навыков, на качество усвоения учебного материала, облегчает выполнение задач на уроке.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что учет состояния мотивационно-потребностной сферы выдвигается в современном образовательном процессе как обязательное условие воспитания у них устойчивого желания заниматься физической культурой.
В работе над этой темой возникли следующие трудности:
- низкая материально-техническая база школы;
- переполняемость классов;
- отсутствие мотивации на здоровый образ жизни в школьной среде;
- упал престиж образования, нет заинтересованности в занятиях, поэтому необходим учет психологии детей.
Целенаправленная работа в этом направлении дает положительные результаты и будет обязательно продолжено в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бальсевич А.К. “Проблемы физического воспитания школьников”, - Новосибирск, 1984
- Гужаловский А.А. “Проблемы оптимизации детей школьного возраста”.- М., 1978
- Лях И.Н. “ Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе”. — М., 1990
- Матвеев А.П. “Теория и практика физического воспитания”.- М.; ФиС, 2005.