Урок русского языка во 2-м классе по теме "Большая буква в кличке животных"

Разделы: Начальная школа


1. Мобилизирующий этап.

На доске изображено следующее игровое поле:

Ж Ч Ч Н
Щ Д Ш Щ
И У А М

Учитель: Назовите прыжки зайчика, напомнят вам известное правило правописания и скажите, его. Помните, что зайчик прыгает наискось через дорожку.

Дети: Зайчик может прыгнуть из домика с буквой Ж в домик с буквой Ш, а из него – в домик с буквой И. По этим прыжкам вспоминается правило: сочетания жи-ши пишутся с буквой и.

Дети: Зайчик может из домика с буквой Ч попасть в домик с буквой Щ, а оттуда- в домик с буквой А. Это правило: сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Дети: Из домика с буквой Ч зайчик перемещается в домик с буквой Щ, а из него - в домик с буквой У: сочетания чу-щу пишутся с буквой У.

2. Минутка чистописания.

Учитель пишет на доске слова: яблоко, каток, океан, ракита.

Учитель: Найдите то общее, что присутствует в этих словах?

Дети: В каждом слове имеется буква к.

Учитель: Охарактеризуйте звук, который обозначает буква к в данных словах.

Дети: Согласный, глухой, парный; в словах яблоко и каток - он твердый, а в словах океан и ракита - он мягкий.

Учитель: Определите порядок следования букв в данном ряду: КкаКкяКкеКк…

Дети: Заглавная К, строчная к, гласная буква с начала алфавита чередуются с заглавной К, строчной к и гласной с конца алфавита.

Учитель: Продолжите эту запись, ориентируясь на алфавит.

3. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи. ГСРФ ХКОР ОВАЖД МАС ИНЧА ППВ УЖ ИС ОБ АК АУХ ИН

Дети: Здесь написаны слова корова и собака.

Учитель: В чем смысловое сходство этих слов?

Дети: Корова и собака - домашние животные.

Учитель: В чем их различие?

Дети: Корова - травоядное животное, собака - хищное, корова дает молоко, собака сторожит, с ней охотятся. У коровы большие рога.

Учитель: Что обозначает слово корова?

Дети: Корова - домашнее молочное животное с большими рогами.

Учитель: Что обозначает слово собака?

Дети: Собака - домашнее животное из семейства хищных.

Учитель: Что еще можете сказать о данных словах?

Дети: Оба слова состоят из трех слогов; ударный слог второй; в обоих словах безударная гласная о.

Учитель: Напишите слова корова, собака в тетради. Подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Учитель: Прочитайте написанные пословицы и поговорки. Вставьте в них пропущенное слово корова или собака, подходящее по смыслу.

Объясните данные выражения.

Как … языком слизала.
Сидит, как на … седло.
…лает, ветер несет.
…на сене.
Нужно, как … седло.
…съесть.
Бодливой … Бог рог не дает.
Маленькая … до старости щенок.
С…не сыщешь.
…гонять.

Учитель: Составьте предложение со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.

Возможные ответы учащихся:

Корова и собака - домашние животные, а лисица - дикое животное.
Лисица и собака - хищные животные, а корова - травоядные.
У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.

Учитель: А теперь давайте вспомним словарные слова, с которыми познакомились на прошлых уроках. Посмотрите на доску, соедините слоги так, чтобы получились слова.

На доске:

ло Рос род Моск я
ва че си на век (Россия, Москва, народ, человек).

Поставьте в словах ударение и подчеркните непроверяемые гласные буквы.

4. Изучение нового материала.

На доске запись:

На заборе сидит кот.
На заборе сидит кот (П,п)ушок.

Учитель: Что написано на доске?

Дети: На доске написаны предложения.

Учитель: Что общее в данных предложениях?

Дети: Оба предложения повествовательные. В них сообщается о коте. В конце предложений стоит точка.

Учитель: Какое различие можете назвать в этих предложениях?

Дети: В первом предложении сообщается просто о коте, а во втором говорится о коте, которого зовут Пушок.

Учитель: Что такое Пушок?

Дети: Пушок - это кличка кота.

Учитель: Как вы понимаете слово кличка?

Дети: Кличка - это имя домашнего животного.

Учитель: Если это имя, то как его надо писать?

Дети: Клички животных надо писать с большой буквы.

Учитель: Напишите второе предложение, раскройте скобки. Большая буква в кличках животных – это орфограмма. Орфограмму в предложении подчеркните.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Дети: Клички животных пишутся с большой буквы. Большая буква в кличках животных – это орфограмма.

5. Закрепление.

Упражнение 1.

Прочитайте. Данное стихотворение напишите в строчку, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните изученную сегодня орфограмму.

(К,к)ошка (М,м)аришка,
(К,к)…тенок (Т,т)ишка,
(Щ,щ)…нок (Д,д)ружок,
(Ц,ц)ыпленок (П,п)ушок,
(К,к)…рова (Б,б)уренка,
(К,к)…за (Н,н)айденка,
(П,п)…р…сенок (Х,х)рюша,
И (Б,б)ычок (Г,г)аврюша.
Все их клички до одной
Пишутся с буквы…?

Клички животных распределите на две группы.

6. Физкультминутка.

Учитель: Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козел Бодун, воробей Тишка, поросенок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?

Упражнение 2.

Прочитайте написанные слова.

(К,к)онь (Д,д)ружок
(С,с)…бака (В,в)оронок
(К,к)…рова (М,м)урка
(К,к)ошка (З,з)орька

Соедините названия животных с их кличками. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Допишите вами придуманные клички для этих животных. Сгруппируйте орфограммы.

Упражнение 3.

Из данного перечня выделите и запишите пары слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых пишется с маленькой буквы, а другое – с заглавной.

(Ж,ж)…р…бенок, (С,с)окол, (В,в)…терок, (К,к)онь, (П,п)…тух, (С,с)…бачка, (К,к)рикун, (Р,р)ада, (М,м)…двежонок, (Б,б)огатырь,.

Назовите и подчеркните все орфограммы.

Упражнение 4.

Прочитайте сочетания слов. Постарайтесь их запомнить (через две минуты предъявления вторые слова каждого сочетания стираются). Ориентируясь на первое слово, запишите каждое сочетание полностью. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы. Какое слово в кличках животных лишнее?

С…бака (П,п)олкан к…рова (М,м)алинка
к…за (Б,б)елка попугай (К,к)еша
кошка (Д,д)ымка кон…(В,в)етер
в…р…на (К,к)ара …вца (К,к)удрявка
к…тенок (В,в)илька  

Упражнение 5.

Прочитайте два текста. Из двух выберите и запишите текст – описание. Раскройте скобки. Подчеркните известные орфограммы.

Текст 1.

Феврал… - трудный месяц для лесных ж…телей.
Кончились запасы у зверей в подземных кладовых.
Осенний ж…рок их уже не греет.

Снег покрылся ледяной коркой. Это беда для куропаток, рябчиков, тетеревов. Они не могут н…чевать, зарывшись головой в снег.

Текст 2.

Капитан (И,и)ван (С,с)ергеевич (М,м)орозов наблюдал за китом. Кит всю ночь плыл за к…раблем и вздыхал. Мы его назвали (Г,г)игантом. У него огромная и длинная г…лова. Гла…ки крошечные. Н…здря всего одна. Кит пар из нее выпустит, вздохнет и опять под воду.

7. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали? Как пишутся клички животных? Что учились делать на уроке?

8. Домашнее задание.

Упр 129, с 59, и из “Дидактического материала” упр 136, с 62.