Цели и задачи урока:
- Образовательные : Познакомить с понятиями “часть света”, “материк”, “океан”. Учить работать с географической картой. Научится узнавать в “лицо” и показывать все части света и материки.
- Развивающие: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.
- Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.
1. Организационный момент
2. Психологический настрой
Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
Позвольте начать урок стихотворением.
<Слайд 1> (Приложение)
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:
“ Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.
<Слайд 2>
Это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается, И как важно, чтобы это продолжалось вечно ”.
Вот с таким настроением мы и начнем наш урок Окружающего мира.
<Слайд 3>
На уроке вас ждут открытия, Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.
И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай”.
<Слайд 4>
3. Разминка.
Проведем разминку, поработаем в парах. Перед вами на партах лежат цветные листы: надо найти значение выражений, и по заданию, расположить их в указанном порядке. Соотнести полученное число с буквой, вы сможете расшифровать тему урока.
4. Сообщение темы, цели, задач урока.
Сформулируйте тему урока.
<Слайд 5>
Тема. Части света, материки, океаны.
Цель. Сегодня на уроке мы изучим карту полушарий, научимся узнавать в “лицо” и показывать все части света и материки. А поможет нам в этом наш друг компьютер.
Заполним лист самооценки по окружающему миру на начало урока и отметим в нем свои знания.
<Слайд 6>
Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать?
<Слайд 7>
<Слайд 8>
Прочитаем девиз урока:
“ Не страшны нам любые испытанья
Вперед друзья, откроем новые знания”.
<Слайд 9>
Отправляемся в кругосветное путешествие! Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит мы станем кем? Путешественниками. Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Но многие из вас не умеют еще плавать, да и передвигаться по суше нелегко, поэтому полетим на ракете, изготовленной вами в процессе проектной деятельности по разделу “Космос”.
-Итак, счастливого пути!
5. Активизация познавательной деятельности.
Для решения этой проблемы нам надо вспомнить:
- Что такое карта?
- Какие вы знаете карты?
<Слайд 10-11>
– Рассматривая политическую карту, можно рассказать о государствах, изображенных на карте, о столицах этих государств, о границах между государствами
– Рассматривая физическую карту, можно рассказать о рельефе местности – о горах и долинах,– о реках, о глубинах морей и океанов, о климате.
– Рассматривая карту природных зон можно рассказать о границах природных зон, о растительном и животном мире, о климате.
<Слайд 12>
2. Что такое глобус и какую форму он имеет?
Глобус – это модель Земли. Как и земля, глобус имеет шарообразную форму. Поверхность глобуса окрашена разными цветами: голубой – обозначает воду, зелёный и коричневый – сушу. Мы видим, что больше всего на глобусе синего цвета.
-Вот как можно с помощью диаграммы представить соотношение суши и воды.
<Слайд 13>
3. Как древние люди представляли себе Землю? Люди в древности думали, что земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных китов или слонов.
<Слайд 14-15>
-Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем. А на море, как выпуклая чаша, опирается небесный свод.
4. Какие современные доказательства формы земли появились благодаря космическим полетам?
<Слайд 16>
Из космоса люди увидели, что земля представляет собой слегка сплюснутый шар. Землю называют “ голубой планетой”, потому что большая часть её поверхности покрыта водой морей и океанов.
5.Что такое полушарие? Это половина шара.
Сколько их можно выделить? 2
Как они называются? Западное и восточное.
Как называется линия, разделяющая каждое полушарие? Экватором.
<Слайд 17>
6. Знакомство с новым материалом.
<Слайд 18-19>
-Среди огромного водного пространства расположены участки суши с соседними островами, исторические области Земли, которые называются частями света.
-Назовите часть света, где жили наши предки? Европа.
<Слайд 20>
-Скажите, в каком полушарии она находится?
-Назовите соседние части света. Азия и Африка.
<Слайд 21-22>
-Какие потом были открыты части света? Америка, Австралия, Антарктида.
<Слайд 23-25>
-Как думаете, какие части света называют Старым светом? Европу, Азию, Африку.
-Почему? Сначала люди знали только эти территории.
-Да, ребята, люди знали только Европу, Азию, Африку, потом во время путешествий и были открыты другие части света. – Люди строили большие корабли и много путешествовали. Так они открыли Новые части света – Америку, Австралию, Антарктиду.
–Сколько их, перечислите.
Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
7. Физминутка
8. Работа в парах.
– Опираясь на полученные знания, заполните таблицу “ Части Света”, выбрав правильное их месторасположение.
(Проверка с компьютером.)
– Шло время, происходили изменения, часть земной поверхности уходила под воду, образовались острова. У частей света без островов появилось новое название– материк.
-Что это такое найдите ответ в учебнике.
(Дают определение)
<Слайд 26>
-Давайте дадим названия материкам, используя знания о частях света.
<Слайд 27>
9. Сообщения детей о материках.
Составление таблицы “ Части света и материки”.
<Слайд28-33>
1. Евразия (На этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация).
2. Африка, 2 по величине территории материк.
3-4. Часть света Америка разделена на 2 материка Северную Америку и Южную Америку.
5. Часть света Австралия – Это материк Австралия.
6. Часть света Антарктида– материк Антарктида. Это единственный материк, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где ученые разных стран ведут научные наблюдения.
Части света |
Материки |
Европа |
Евразия |
Азия |
Африка |
Африка |
Северная Америка |
Америка |
Южная Америка |
Австралия |
Австралия |
Антарктида |
Антарктида |
10. Закрепление знаний о материках.
-Что окружает все материки?
<Слайд 34>
-Вначале урока вы сказали, что большую часть Земного шара занимает вода-это мировой океан. Океан-имя бога беспредельного моря. Океаны занимают около двух третей всей поверхности нашей планеты. Эту огромную массу воды. Называют Мировым океаном.
<Слайд 35>
Мировой океан включает 4 океана:
-. Найдите в учебнике их названия.
(Показ на карте, названия вывешиваются на доску.)
– Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Границами между океанами являются материки.
Самый большой и глубокий – Тихий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли, а его средняя глубина -4км. В Тихом океане находится наиболее глубокая во всём Мировом океане – Марианская впадина, её глубина 11 км
Самый маленький – Северный Ледовитый. Он ещё и самый мелкий и самый холодный. Большую часть года он покрыт льдом.
Самый теплый – Индийский, в нём можно освежиться, вода в нём 35,5 градусов. Теплая, как парное молоко.
Мировой океан плотно заселён живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.
11. Работа в группах.
-А сейчас проведем работу в группах. Вспомним устав групповой работы.
<Слайд 36>
12. Самостоятельное применение знаний.
-Составьте карту полушарий, определив местоположение каждого материка, вашими помощниками станут глобус и карта. Используя знания подпишите название каждого материка.(Дети составляют карту).При затруднении можно обратиться за помощью.
( Оценивание работы каждой группы.)
13. Итог урока.
-Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по планете Земля.
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
1.Изучить карту полушарий
2.Научиться узнавать и показывать все части света и материки.
Удалось ли нам её решить?
-Где пригодятся знания?
14. Рефлексия деятельности.
-Повторим ключевые слова урока:
Части света
Материки
Океаны
Карта
Глобус
<Слайд 37-38>
-Вернемся к девизу нашего урока и, опираясь на слова, дайте ответы.
Узнал
Удивился
Задумался
Запомнил
Повторил
Научился
<Слайд 39>
-Оцените свои знания в листе самооценки. Найдите столбик “ Конец урока”
– Наша ракета возвращается….
-Спасибо за урок.
Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской
Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.
15. Домашнее задание вы найдете на обратной стороне цветного листка (дифференцированное).
<Слайд 40>