Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Части света, материки и океаны". (Программа "Планета Знаний"), 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи урока:

  1. Образовательные: Познакомить с понятиями “часть света”, “материк”, “океан”. Учить работать с географической картой. Научится узнавать в “лицо” и показывать все части света и материки.
  2. Развивающие: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление.
  3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма.

1. Организационный момент

2. Психологический настрой

Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

Позвольте начать урок стихотворением.

<Слайд 1> (Приложение)

Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.

<Слайд 2>

Это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается, И как важно, чтобы это продолжалось вечно ”.

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок Окружающего мира.

<Слайд 3>

На уроке вас ждут открытия, Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай”.

<Слайд 4>

3. Разминка.

Проведем разминку, поработаем в парах. Перед вами на партах лежат цветные листы: надо найти значение выражений, и по заданию, расположить их в указанном порядке. Соотнести полученное число с буквой, вы сможете расшифровать тему урока.

4. Сообщение темы, цели, задач урока.

Сформулируйте тему урока.

<Слайд 5>

Тема. Части света, материки, океаны.

Цель. Сегодня на уроке мы изучим карту полушарий, научимся узнавать в “лицо” и показывать все части света и материки. А поможет нам в этом наш друг компьютер.

Заполним лист самооценки по окружающему миру на начало урока и отметим в нем свои знания.

<Слайд 6>

Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать?

<Слайд 7>

<Слайд 8>

Прочитаем девиз урока:

“ Не страшны нам любые испытанья

Вперед друзья, откроем новые знания”.

<Слайд 9>

Отправляемся в кругосветное путешествие! Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит мы станем кем? Путешественниками. Путешественники – это люди, которые путешествуют.

Но многие из вас не умеют еще плавать, да и передвигаться по суше нелегко, поэтому полетим на ракете, изготовленной вами в процессе проектной деятельности по разделу “Космос”.

-Итак, счастливого пути!

5. Активизация познавательной деятельности.

Для решения этой проблемы нам надо вспомнить:

  1. Что такое карта?
  2. Какие вы знаете карты?

<Слайд 10-11>

– Рассматривая политическую карту, можно рассказать о государствах, изображенных на карте, о столицах этих государств, о границах между государствами

– Рассматривая физическую карту, можно рассказать о рельефе местности – о горах и долинах,– о реках, о глубинах морей и океанов, о климате.

– Рассматривая карту природных зон можно рассказать о границах природных зон, о растительном и животном мире, о климате.

<Слайд 12>

2. Что такое глобус и какую форму он имеет?

Глобус – это модель Земли. Как и земля, глобус имеет шарообразную форму. Поверхность глобуса окрашена разными цветами: голубой – обозначает воду, зелёный и коричневый – сушу. Мы видим, что больше всего на глобусе синего цвета.

-Вот как можно с помощью диаграммы представить соотношение суши и воды.

<Слайд 13>

3. Как древние люди представляли себе Землю? Люди в древности думали, что земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных китов или слонов.

<Слайд 14-15>

-Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем. А на море, как выпуклая чаша, опирается небесный свод.

4. Какие современные доказательства формы земли появились благодаря космическим полетам?

<Слайд 16>

Из космоса люди увидели, что земля представляет собой слегка сплюснутый шар. Землю называют “ голубой планетой”, потому что большая часть её поверхности покрыта водой морей и океанов.

5.Что такое полушарие? Это половина шара.

Сколько их можно выделить? 2

Как они называются? Западное и восточное.

Как называется линия, разделяющая каждое полушарие? Экватором.

<Слайд 17>

6. Знакомство с новым материалом.

<Слайд 18-19>

-Среди огромного водного пространства расположены участки суши с соседними островами, исторические области Земли, которые называются частями света.

-Назовите часть света, где жили наши предки? Европа.

<Слайд 20>

-Скажите, в каком полушарии она находится?

-Назовите соседние части света. Азия и Африка.

<Слайд 21-22>

-Какие потом были открыты части света? Америка, Австралия, Антарктида.

<Слайд 23-25>

-Как думаете, какие части света называют Старым светом? Европу, Азию, Африку.

-Почему? Сначала люди знали только эти территории.

-Да, ребята, люди знали только Европу, Азию, Африку, потом во время путешествий и были открыты другие части света. – Люди строили большие корабли и много путешествовали. Так они открыли Новые части света – Америку, Австралию, Антарктиду.

–Сколько их, перечислите.

Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

7. Физминутка

8. Работа в парах.

– Опираясь на полученные знания, заполните таблицу “ Части Света”, выбрав правильное их месторасположение.

(Проверка с компьютером.)

– Шло время, происходили изменения, часть земной поверхности уходила под воду, образовались острова. У частей света без островов появилось новое название– материк.

-Что это такое найдите ответ в учебнике.

(Дают определение)

<Слайд 26>

-Давайте дадим названия материкам, используя знания о частях света.

<Слайд 27>

9. Сообщения детей о материках.

Составление таблицы “ Части света и материки”.

<Слайд28-33>

1. Евразия (На этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация).

2. Африка, 2 по величине территории материк.

3-4. Часть света Америка разделена на 2 материка Северную Америку и Южную Америку.

5. Часть света Австралия – Это материк Австралия.

6. Часть света Антарктида– материк Антарктида. Это единственный материк, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где ученые разных стран ведут научные наблюдения.

Части света

Материки

Европа

Евразия

Азия

Африка

Африка

Северная Америка

Америка

Южная Америка

Австралия

Австралия

Антарктида

Антарктида

10. Закрепление знаний о материках.

-Что окружает все материки?

<Слайд 34>

-Вначале урока вы сказали, что большую часть Земного шара занимает вода-это мировой океан. Океан-имя бога беспредельного моря. Океаны занимают около двух третей всей поверхности нашей планеты. Эту огромную массу воды. Называют Мировым океаном.

<Слайд 35>

Мировой океан включает 4 океана:

-. Найдите в учебнике их названия.

(Показ на карте, названия вывешиваются на доску.)

– Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Границами между океанами являются материки.

Самый большой и глубокий – Тихий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли, а его средняя глубина -4км. В Тихом океане находится наиболее глубокая во всём Мировом океане – Марианская впадина, её глубина 11 км

Самый маленький – Северный Ледовитый. Он ещё и самый мелкий и самый холодный. Большую часть года он покрыт льдом.

Самый теплый – Индийский, в нём можно освежиться, вода в нём 35,5 градусов. Теплая, как парное молоко.

Мировой океан плотно заселён живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.

11. Работа в группах.

-А сейчас проведем работу в группах. Вспомним устав групповой работы.

<Слайд 36>

12. Самостоятельное применение знаний.

-Составьте карту полушарий, определив местоположение каждого материка, вашими помощниками станут глобус и карта. Используя знания подпишите название каждого материка.(Дети составляют карту).При затруднении можно обратиться за помощью.

( Оценивание работы каждой группы.)

13. Итог урока.

-Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по планете Земля.

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

1.Изучить карту полушарий

2.Научиться узнавать и показывать все части света и материки.

Удалось ли нам её решить?

-Где пригодятся знания?

14. Рефлексия деятельности.

-Повторим ключевые слова урока:

Части света

Материки

Океаны

Карта

Глобус

<Слайд 37-38>

-Вернемся к девизу нашего урока и, опираясь на слова, дайте ответы.

Узнал

Удивился

Задумался
Запомнил
Повторил
Научился

<Слайд 39>

-Оцените свои знания в листе самооценки. Найдите столбик “ Конец урока”

– Наша ракета возвращается….

-Спасибо за урок.

Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской

Смотрю на глобус– шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.
В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.
Грустит глубокая река, свои, теряя берега.
И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”.
Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

15. Домашнее задание вы найдете на обратной стороне цветного листка (дифференцированное).

<Слайд 40>