Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями

Разделы: Социальная педагогика


Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), детская заболеваемость, рост травматизма, отсутствие культуры здорового образа жизни, ряд переменных социально-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту группу особенно актуальной.1


1Саврасов Е.Г. Дети - инвалиды в Российской Федерации//Социальная работа.-2003.№1 с. 33

В Российской Федерации официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек и каждый год эта цифра увеличивается. Если в 1980 г. их число составляло 16,5 на 10 тыс. детей, то в 2002 г. - уже 210,12.


2 Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. /Госкомстат России. М., 2003.

Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, то детей-инвалидов в 2007 году насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых - особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и другие).

Изучение возрастного состава детей-инвалидов показывает, что самой многочисленной является возрастная группа 10 - 14 лет (47%); на втором месте - дети 5 - 9 лет (29%); на третьем - дети в возрасте 0 - 4 года (14%). Дети от 15 до 18 лет составляют 10% 3.


3 Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации. 2000 год". Министерство труда и социального развития РФ. Москва 2000.

Увеличение численности детей-инвалидов до 14 лет происходит по мере выявления у них заболеваний, приводящих к ограниченным возможностям. Уменьшение их численности в возрасте 15 лет и старше можно объяснить тем, что при оформлении инвалидности используются уже более жесткие критерии.

В нашей стране остроту проблемы придает и то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до девяностых годов двадцатого века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Но сегодня ситуация постепенно меняется и многие специалисты, в том числе социальные педагоги, работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами и семьями их воспитывающими.

Социально-педагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными возможностями - непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники различных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка-инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог, который взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными людьми. Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, способствовать ее оптимальному функционированию, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения различных задач. Иными словами, цель социального педагога - способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями. Задача социального педагога - помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. для этого социальны педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото- и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот. Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь4. Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.


4 Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996. с. 10.

Одной из ведущих форм работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является патронаж. Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную деятельность, которая позволяет инвалидам, семьям и общинам идентифицировать личные, социальные и ситуативные трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие5. Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж - одна из форм работы социального педагога, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной. Так, в нашем лицее на патронаже социального педагога стоит одиннадцать детей с ограниченными возможностями и семей их воспитывающих. Все дети с ограниченными возможностями, находящиеся на патронаже социального педагога обеспечиваются бесплатными льготными проездными билетами в городском и пригородном транспорте и горячим дотационным питанием.


5 М.Т.Р.С.П.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.с. 140.

Рис. № 4, 5, 6 Обеспечение льготными проездными билетами и горячим питанием

Следующий метод социально - педагогической работы это метод консультативной помощи. Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Так, в практике социального педагога нашего лицея активно используется социально-правовое консультирование родителей и детей-инвалидов. Консультативная помощь оказывается по нескольким направлениям, которые подготовлены в соответствии с теми трудностями и проблемами, с которыми ежедневно сталкиваются семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями. Примеры некоторых тем, представлены в приложении №1.

Следующей социально-педагогической формой работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями являются групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги. В социально - педагогической практике особенно распространены и активно используются социально - психологические и образовательные тренинги. Целью социально-психологических тренингов является снятие эмоционального напряжения, развитие умения преодолевать жизненные трудности, выход из стрессового состояния. Цикл социально-психологических тренингов с семьями детей-инвалидов представлен в приложении №2.

В образовательных тренингах с родителями, воспитывающими детей - инвалидов рассматриваются такие темы как "Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании ребенка - инвалида", "Развитие самостоятельности у детей", "Роль игры в воспитании ребенка-инвалида", "За здоровый образ жизни", "Распорядок дня ребенка с особыми нуждами", "Семья и ее роль в воспитании ребенка с нарушением здоровья", "Кризис и пути его преодоления", "Учимся общению с детьми" и другие.

Еще одним методом социально-педагогической работы с семьей ребенка-инвалида является организация совместных детско-родительских массовых мероприятий. Целью данных совместных занятий является укрепление семейных связей между родителями и детьми.

Задачи мероприятий:

  • Коррекция детско-родительских отношений
  • Ликвидация конфликтов между родителями и детьми
  • Сплочение детско-родительских отношений и связей между ними.
  • Примерные открытые массовые мероприятия с участием детей-инвалидов и их родителей представлены в приложении №3

Таким образом, социальный педагог играет очень важную роль в жизни ребенка-инвалида и его семьи. В своей деятельности он в основном использует такие методы как беседа, консультирование, тренинги. Также одной из важнейших форм взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы являются целостными социально-педагогическими технологиями и для достижения эффективного результата должны применяться в комплексе.

Список литературы

  1. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. - 1995. №9.
  2. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. - М., 1996.
  3. М.Т.Р.С.П.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  4. Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.: Педагогика, 1991.
  5. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. - 2003. №1.
  6. Селевко Т.К., Селевко Л.Г. Социально-воспитательные технологии // Народное образование. - 2002. - №4.
  7. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, А.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стериотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.