Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот вопрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Проектной деятельностью занимаюсь 4 года. Для этого использую в 3–4-х классах, часы, предусмотренные школьным компонентом (2 часа в неделю), а в 1–2-х классах во время учебного процесса на уроках закрепления.
На первых этапах работы над методом проектов (1–2-й класс) на мой взгляд, проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям, поэтому я в своей работе заменяю её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы, место применения. В 1-2 классах основная цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на таких уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение. Кратко даю характеристику этому типу задач.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью.
Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.
Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.
Включение в учебный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.
Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.
Вторым этапом работы над проектной деятельностью в начальных классах (3–4-е классы) являются коллективные проекты.
Были выполнены коллективные проекты “Моя семья” (2-й класс), “Берегись автомобиля” (3-й класс), “Хлебу почтение вечное” (3-й класс), “Осторожно! Огонь!” (4-й класс), выпущена книга “Наши родственники во время Великой Отечественной войны” (3-й класс), и ряд индивидуальных проектов (4-й класс II полугодие).
Мне бы хотелось показать работу над проектом в начальных классах на примере коллективного проекта “ Берегись автомобиля!” (3-й класс).
Начиная работу над любым проектом, всегда вспоминаем основные компоненты или этапы работы.
- Определение потребностей и краткая формулировка задачи, выделение проблемы.
На этом этапе создаю проблемную ситуацию, из которой выявляется проблема, потребность. Например, при работе над проектом “Берегись автомобиля” детям предлагается проблемная ситуация в виде беседы.
Учитель:
- - Ребята, вы знаете правила дорожного движения?
- - Какие правила дорожного движения вы знаете?
- - Всегда ли вы, ваши друзья и просто окружающие вас люди, выполняют правила дорожного движения?
Отвечая на этот вопрос, дети начинают приводить примеры и случаи из жизни, когда люди, нарушая правила дорожного движения, попадают в различные неприятные ситуации, которые вредят их здоровью.
Учитель: - Есть ли у нас проблема?
Формулировка проблемы: Люди знают правила дорожного движения, но не выполняют их. Потребность в безопасности и сохранении здоровья.
Учитель: Ребята, а мы с вами можем что-нибудь сделать для того, чтобы привлечь внимание ребят нашей школы к важности соблюдения правил дорожного движения?
Отвечая на этот вопрос, мы плавно переходим к следующему этапу работы над проектом.
- Набор первоначальных идей.
На этом этапе дети выдвигают как можно больше различных идей, для того, чтобы найти самый верный путь по удовлетворению потребности одного человека или общества. Научиться выдвигать идеи нам помогает упражнение “Мозговой штурм”. Это упражнение проводится в группах по 3-4 человека. Для проведения упражнения нам понадобится карандаши, большие листы бумаги.
“Мозговой штурм” или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже учитель и дети смогут оценить, какие из идей наиболее приемлемы)
.
3. Проработка одной или нескольких идей. На этом этапе дети обсуждают все предложенные идеи и выбирают в процессе обсуждения с одноклассниками и учителем ту идею, которая будет прорабатываться дальше. На этом этапе создаём схему обдумывания или “звёздочку рассуждения”. Вот какая схема обдумывания у нас получилась при работе над проектом “Берегись автомобиля”.
После того, как дети выбрали интересные идеи, класс делится на группы, каждая из которых работает над своим продуктом.
Таким образом, мы переходим к следующему этапу проектной деятельности.
- Планирование и изготовление изделия или продукта.
На этом этапе дети начинают разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления продуктов в соответствии с имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа занимает большую часть времени, отведённого на проект. Дети ведут краткую запись того, как они продвигались по пути изготовления. Возможно, где-то приходилось изменять свой план. В начальной школе изменение плана работы достаточно проговорить устно. Руководитель проекта (учитель) должен получить ответ на вопрос “Почему, с какой целью были внесены изменения”. На этом этапе дети работают в системе ученик-ученик. Здесь есть некоторые особенности.
- В команде нет лидера, есть организатор.
- В ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. В группе не должно быть “спящих” партнёров.
- Ответственность за результат несут все члены группы выполняющие работу.
В ходе работы над проектом дети использовали знания математики, технологии, черчения, русского языка, литературы, информатики, изобразительного искусства.
В результате работы над проектом “Берегись автомобиля” у нас получились следующие продукты.
1 группа - “Указатели”. Продукт - указатель безопасного пути.
Указатели поставим на выходе из школы для безопасного пути. При изготовлении указателей дети обращались за помощью к родителям.
2 группа - “Листовки”. Продукт листовка.
Дети в каждом классе начальной школы повесили листовки и познакомили учащихся с их содержанием.
3 группа - “Конкурс рисунков”. Продукты: объявление, выставка рисунков учащихся начальной школы на тему “Берегись автомобиля”, грамоты, призы для награждения.
4 группа - “Макет милиционера”. Продукт макет милиционера.
Дети поставят макет на выходе из школы, чтобы он напоминал ребятам о безопасном пути из школы домой. При изготовлении макета дети обращались за помощью к учителю изобразительного искусства Ахтямовой О.В.
5 группа - “Спектакль”. Продукт спектакль “Огнехвостик”.
Дети показали спектакль учащимся начальной школы, детям инвалидам, воспитанникам детского сада “Сказка”.
6 группа. “Приглашение”. Продукт “Приглашение”. Дети пригласили инспектора ГИБДД Матвеева П.Н. на защиту проекта “Берегись автомобиля”. Он рассказал учащимся начальной школы о последствиях несоблюдения правил дорожного движения.
К проектной деятельности привлекаются и родители учащихся. Они помогают детям в изготовлении продуктов, а так же являются спонсорами некоторых проектов.
Когда все продукты готовы, мы переходим к заключительному этапу проектной деятельности.
- Защита проекта или презентация. Этот этап делится на две части.
А. Представление продукта.
Дети представляют свой продукт. Делятся своим мнением, например о том, для кого или для чего предназначен данный продукт, насколько изделие отвечает потребностям данного проекта, соответствует ли выбранным критериям, приятно ли им пользоваться, что можно сделать, чтобы его улучшить.
Б. Оценка работы.
Оцениваем ребёнка по трём уровням:
- - самооценка;
- -оценка сотрудников (одноклассников);
- - оценка учителя.
Для оценки своей работы предлагаю детям ответить на следующие вопросы: правильно ли были приняты решения при изготовлении того или иного продукта? Была ли какая-нибудь часть работы пустой тратой времени и почему? Что было самым сложным? И, наконец, если бы пришлось выполнять проект снова, что бы вы сделали по-другому?
Оценка сотрудников может выглядеть следующим образом. У группы, работающей над одним продуктом, на столе лежат кружочки разного цвета. Например: красные, жёлтые, зелёные. Перед детьми ставится следующая задача: если ваш сотрудник во время работы над проектом работал активно, грамотно, вносил в работу интересные идеи, то дайте ему зелёный кружок; если вашему сотруднику приходилось напоминать о его обязанностях в группе и он выполнял их, но не вовремя, дайте ему жёлтый кружок; если ваш сотрудник был пассивен, ему постоянно приходилось напоминать о его обязанностях в группе, и он всё равно их не выполнял, дайте ему красный кружок.
Моя роль оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией. За каждый из этих пунктов выставляется определённое количество баллов. Объектом оценки является “Отчёт о работе над проектом” (для учащихся начальной школы). Если листы не заполняются, возможно, проведение оценки на основе наблюдения за учащимися во время консультаций.
Учащимся начальных классов важно достичь I уровня сформированности ключевых компетенций. Для этого я использую критерии для оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся разработанные Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой.
Критерии для оценки сформированности компетентности решения проблем (для учащихся начальной школы)
I уровень | ||
1 балл | 2 балла | |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформированной учителем. | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. | После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. | На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. | |
Оценка результата | Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. | Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик высказал своё впечатление от работы над проектом. | Ученик назвал трудности, с которыми столкнулся при работе над проектом. | |
Общее кол-во баллов от 6 – 12 баллов |
Критерии для оценки информационной компетентности (для учащихся начальной школы)
I уровень | ||
1 балл | 2 балла | |
Поиск информации | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого эта информация необходима. | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника. | Ученик зафиксировал исчерпывающую вопрос информацию из указанного учителем источника. | |
Обработка информации | Ученик изложил полученную информацию. | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информации. | Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. | |
Общее кол-во баллов от 4 – 8 баллов |
Критерии оценки коммуникативной компетентности (для учащихся начальной школы)
I уровень | ||
1 балл | 2 балла | |
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно. | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. | Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии. | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученики высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или, своё отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель. | Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее. | |
Общее кол-во баллов от 5 – 10 баллов |
Таким образом, ученик начальных классов может получить за проектную деятельность от 15 до 30 баллов.
Сравнительный результат по баллам
Общим результатом, полученным в ходе проектной деятельности, стал заметный рост мотивации учащихся, повышение качества их работы и как следствие этого – формирование ключевых компетентностей учащихся. Это мы можем увидеть на диаграмме.
учащихся, т.е. как ученик работал над решением проблемы, как работал с информацией, коммуникацией. За каждый из этих пунктов выставляется определённое количество баллов. Объектом оценки является “Отчёт о работе над проектом” (для учащихся начальной школы). Если листы не заполняются, возможно, проведение оценки на основе наблюдения за учащимися во время консультаций.
Учащимся начальных классов важно достичь I уровня сформированности ключевых компетенций. Для этого я использую критерии для оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся разработанные Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой.
Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся (для учащихся начальных классов)
I уровень | |
Решение проблемы |
|
Работа с информацией |
|
Коммуникация |
|
Общим результатом, полученным в ходе проектной деятельности, стал заметный рост мотивации учащихся, повышение качества их работы и как следствие этого – формирование ключевых компетентностей учащихся. Это мы можем увидеть на диаграмме.
Общим результатом, полученным в ходе проектной деятельности, стал заметный рост мотивации учащихся, повышение качества их работы и как следствие этого – формирование ключевых компетентностей учащихся. Это мы можем увидеть на диаграмме.
Многие учащиеся отметили положительное влияние проектов на развитие их личности. В ходе работы над проектами дети приобрели такие личностные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, уважительное отношение к людям, как к взрослым, так и к своим сверстникам, умение взаимодействовать с ними, добывать самостоятельно нужную информацию и выбирать из неё главное и важное.
Во втором полугодии 2006-2007 учебного года учащиеся 4-а класса решили заниматься индивидуальными проектами. Многие выбрали темы проектов самостоятельно по своим интересам. Три работы из класса были представлены на общешкольный конкурс проектов. Два из них были удостоены наград. 8 человек из 24 достигли II уровня сформированности ключевых компетентностей.