Цели урока:
- Образовательная
- закрепление сведений о условиях написания -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- обобщение и систематизация сведений о правописании -Н- и -НН- в суффиксах частей речи, изученных ранее;
- выработка практического умения различать условия написания -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
- Развивающая
- способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.
- Воспитательная
- формирование коммуникативных умений, положительного и внимательного отношения к русскому языку.
ХОД УРОКА
- Синтаксическая пятиминутка
Учащиеся должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий (слова предложения записываются по мере выполнения задания).
- Из предложения "ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ Я СКИТАЛСЯ ПО ГУСТОМУ ЛЕСУ И НАКОНЕЦ УВИДЕЛ ПРОТОПТАННУЮ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ ТРОПИНКУ" возьмите причастный оборот и определяемое слово и запишите, поменяв их местами, поставив определяемое слово в форму И.п. ед.ч.
- Возьмите глагол в начальной форме из предложения "ЕМУ ХОТЕЛОСЬ ВЕСТИ СЕБЯ НАСТОЙЧИВЕЕ" и поставьте его в форму прош.вр ж.р. 3л. ед.ч.
- Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения "ОН С ТРУДОМ ПРОДВИГАЛСЯ К ПОЛЮ, ИЗУЧАЯ ВСЕ НОВЫЕ И НОВЫЕ МЕСТА".
- Из предложения "ДАЛЕКО ЗА ДЕРЕВНЕЙ НАХОДИЛОСЬ БОЛОТО, КОТОРОЕ ОБХОДИЛИ СТОРОНОЙ ДАЖЕ МЕСТНЫЕ СТАРОЖИЛЫ" возьмите подлежащее из первого простого предложения, входящего в состав сложного, и поставьте это слово в форму П.п. ед.ч. с предлогом НА.
Какое предложение у вас получилось?
ТРОПИНКА, ПРОТОПТАННАЯ В ЯГОДНИКАХ И МХАХ, ВЕЛА К ПОЛЮ НА БОЛОТЕ.
- Произведите синтаксический разбор данного предложения.
- В каком слове из этого предложения звуков больше, чем букв? Почему?
- Какие еще гласные буквы могут обозначать два звука? В каких случаях?
- Объясните правописание -НН- в причастии ПРОТОПТАННАЯ.
- Произведите морфемный разбор данного причастия.
- Образуйте от причастия ПРОТОПТАННАЯ краткую форму. Сколько -Н- будет писаться в суффиксе данного краткого причастия? Почему?
- Какому правилу подчиняется правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных?
Давайте посмотрим, что вы знаете о причастии. Для этого проведем цифровой диктант. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру “1”, если нет – “0”. Ответы записываем в виде трехзначных чисел.
- Цифровой диктант
Я утверждаю, что:
1. | Причастие может быть действительным и страдательным | 1 |
2. | Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения при помощи суффикса -ИМ-, а от глаголов 2 спряжения при помощи суффиксов -ЕМ- или -ОМ- | 0 |
3. | От глаголов совершенного вида нельзя образовать действительные и страдательные причастия настоящего времени | 1 |
4. | Причастия могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени | 0 |
5. | Причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми | 0 |
6. | Причастие в предложении в полной форме является определением, в краткой форме – сказуемым | 1 |
7. | Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется действительным | 1 |
8. | НЕ с причастием пишется слитно только тогда, когда причастие без НЕ не употребляется | 0 |
9. | В кратких причастиях пишется столько же -Н-, как и в полной форме | 0 |
ИТОГ: | 101 | 001 | 100 |
- Работа с текстом
Ребята, перед вами на партах лежат листы с текстом. Прочитайте его, пожалуйста (некоторые буквы и знаки препинания пропущены).
- Дли…ная деревенская улица. Стены одних домов выкраше…ны краской, другие побеле…ны гаше…ной известью. Повсюду сады простирающиеся почти до самого горизонта. Удивитель…но хороши они обсыпа…ные яблоневым снегом в весе…нем цветении.
- Мир полон звуков. Днем гремит несмолкаемый пчели…ный оркестр, а ночью отовсюду слышится чарующее соловьи…ное пение. В ночном небе ярко светит одинокая луна. Откуда-то с речки доносятся приглуше…ные голоса.
- К какому типу речи относится данный текст?
- Вставьте недостающие знаки препинания.
- Выпишите в два столбика слова с пропущенными -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.
- Сверьте свои записи с верными (показано на экране), объясните правописание слов.
- Задание на развитие быстроты реакции и мышления
Соединив части словосочетаний, запишите их в имеющиеся уже два столбика в зависимости от количества -Н- в суффиксах.
1. | соленные | 1. | огурцы |
2. | письмо | 2. | день |
3. | люди унылы и | 3. | обдуманно |
4. | соленые | 4. | письмо |
5. | безветренный | 5. | в бочке огурцы |
6. | лакированные | 6. | рыба |
7. | написанное | 7. | в корзине |
8. | свежемороженая | 8. | написано |
9. | поступить | 9. | туфли |
10. | ягоды подавлены | 10. | подавленны |
Ответ: 1-5; 2-8; 3-10; 4-1; 5-2; 6-9; 7-4; 8-6; 9-3; 10-7
- Работа с учебным диском. Отработка навыка
- 1 С: Образование Образовательный комплекс “Привет, Причастие!”
- Веселый учебник – Юлька – Отглагольные прилагательные – фрагменты 9, 11, 15.
- Проверочная работа
Вариант № 1
Вставьте -Н- или -НН-
- купле…ые книги
- груже…ый вагон
- дисциплинирова…ая девочка
- его речь была взволнова…а
- люди взволнова…ы сообщением
- краше…ый краской пол
- ветре…ый день
- вскрикнуть испуга…о
- планы не обдума…ы
- замече…ые ошибки
Вариант № 2
Вставьте -Н- или -НН-
- тетради провере…ы
- золоче…ые орехи
- много раз стира…ое белье
- блюда изыска…ы
- средства на экскурсию изыска…ы родителями
- организова…ая поездка
- испуга…ый малыш
- оловя…ый солдатик
- говорить взволнова…о
- просея…ая мука
- Подведение итогов и домашнее задание
Теория п.138, Практика упр.166