Тема: Угол. Прямой угол.
Цель: Сформировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию и изображению.
Ход урока
Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, карандаш, тетрадка?
- Мы с вами попали в сказочное царство. Его название мы сможем узнать, если поможем «умному» шарику собрать слово.
- Молодцы! Название сказочного царства Угол.
- Тема нашего урока: Угол. Прямой угол.
- Как вы думаете, чему мы научимся на уроке? (Мы должны узнавать, что такое угол, прямой угол, научиться распознавать углы, пользоваться угольником.)
- Комната маленькой принцессы находилась в самой высокой круглой башне дворца. Она с нетерпением ожидала бала, который будет вечером, и расшалилась. Что делают родители, если хотят чтобы дети успокоились? Они ставят их в …
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Могло ли случиться так, что принцессу не смогли поставить в угол?
- Родители очень любили свою дочь и, чтобы время пролетело незаметно, начали решать с ней примеры.
Математический диктант.
- Первое слагаемое 6, второе 9. Найдите сумму чисел.
- Уменьшаемое 14, вычитаемое 5. Найдите разность.
- Первое слагаемое 6, сумма чисел 13. Найдите второе слагаемое.
- Какое число нужно прибавить к 6, чтобы получить 14?
- Какое число нужно вычесть из 13, чтобы получить 8?
- Назовите самое большое число в полученном ряду чисел, самое маленькое число.
- Как стоят числа: в порядке убывания или в порядке возрастания?
- Давайте вспомним, что же такое луч? (Луч – это часть прямой, луч ограничен с одной стороны.)
- Мы выполнили большую работу. Теперь вместе с принцессой давайте отдохнем.
Физминутка
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
- И вот, наконец, вечер. Искусные кондитеры испекли красивый огромный торт. Принцессе захотелось попробовать его. Король отрезал кусочек.
Кусочек торта – это угол, два луча с общим началом. Точка, из которой выходят лучи, называется вершиной угла. Лучи – стороны угла.
- А теперь возьмем листочки, которые лежат у вас на партах, сложим их пополам и еще раз пополам. У нас получился прямой угол. Линии – две прямые, которые делят плоскость на … части.
- Сколько прямых углов получилось?
- Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника.
- У вас на партах лежат чистые листы бумаги. Возьмите, пожалуйста, угольник и начертите прямой угол. Покажите вершину и стороны угла.
- Чтобы определить, является ли данный угол прямым, нужно наложить угольник на угол так, чтобы у них совпали вершины и одна сторона. Если при этом совпадает и другая сторона, то данный угол – прямой, а если не совпадает, то данный угол не является прямым.
- Посмотрите вокруг и назовите, где в классе есть прямые углы.
- Часы сказочного царства показывают начало и окончание бала. Что вы можете сказать об углах, которые образуют стрелки часов?
- Правильно, они меньше и больше прямого угла.
- Угол, меньше прямого называется острым. А угол, больше прямого называется тупым.
- Бал в сказочном царстве продолжался. Все веселились, танцевали, и многим придворным дамам стало жарко. Они достали свои красивые веера и начали ими обмахиваться. Какой угол образуют веера?
- У вас на партах лежат конверты. В них лежат различные виды углов. Назовите их. Выполнить задание вам поможет угольник.
- Какие у вас углы? Возьмите два карандаша или ручки и постройте недостающий угол.
- Теперь давайте вернемся к задаче, которую решали в начале урока. Если бы дело происходило в нашем классе, то в какой угол поставили бы принцессу?
Рефлексия
- Для того чтобы мы смогли попрощаться со сказочным царством с названием … (угол), давайте ответим на вопросы.
- О чем узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие задания были наиболее интересными?
- Спасибо за работу. До новых встреч в сказочном царстве!