Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам.
Задачи:
- Закреплять знания о гласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.
- Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.
- Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.
- Развивать логическое мышление при выполнение заданий.
Оборудование:
- Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными глас-ными буквами, символы обозначения гласных звуков, схема "птичка" для определения места за-данного звука, мяч, большая карточка с нарисованными буквами способом наложения, совмеще-ния "замаскированные буквы, игра "Собери буквы из частей".
- Раздаточный материал - на каждого ребёнка схема "птичка", пеналы с цветными кружками, ин-дивидуальные карточки, счетные палочки, тетради для выполнения заданий, маркеры, карандаши.
Ход занятия
1. Ребята, сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв. Чтобы попасть в эту страну, надо отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву. (Дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой). Задание может выполняться стоя у доски.
Загадки:
Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)С ушами, но не заяц,
Серый, но не волк,
У него есть хвост
И четыре копыта. (ослик)Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)Бежит свинка,
Стальная спинка,
Льняной хвостик,
Всех одевает, а себя никогда. (иголка)На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (эскимо)Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву: ( Ы )
Картинки и буквы выставляются на доску.
А, О, У, Э, И, Ы - Какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем? (выставляются карточки-символы гласных звуков).
Дети садятся за столы.
2. А сейчас посмотрите на меня. "Узнайте звук, который я произнесла без голоса".
(дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).
3. Поиграем в игру "Слушай внимательно" - надо повторить звуковую цепочку.
АОУИ ИАОЭ ОУИА ЫУАО ИУОА АОУИ
4. Ребята определите "Где стоит нужный звук?" в слове.
- "А" - Автобус, рукА
- "О" - мОст, ОкнО
- "И" - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)
- "Э" - Эхо, поЭт
- "У" - Утка, рУка
- "Ы" - мЫло. столЫ
Что надо сделать, чтобы увидеть звуки? (нарисовать, показать, выложить из палочек буквы)
Дети могут самостоятельно выложить гласные буквы из счетных палочек.
5. А сейчас выполните задание "Жук-буквоед" (жук съел часть буквы, допишите её).
Дети работают в индивидуальных тетрадях, затем проверяют, сравнивая с образцом.
Физминутка: "Дождик"
Капля раз, капля два, (ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва. (тоже самое)
А потом, потом, потом, (руки сгибаются в локтях; сначала медленно, а затем
Всё бегом, бегом, бегом. (с ускорением бежать на месте)
Мы зонты свои раскрыли, (остановиться; руки в разные стороны, а затем руками
От дождя себя укрыли. изображается над головой вид "зонтика")
Игра с мячом " Скажи наоборот" (высокий-низкий, темно-светло, девочка-мальчик, зима-лето, дедушка-бабушка и т.д.)
Поиграли, будем продолжать заниматься.
6. Следующее задание для "внимательных глазок".
"Зачеркните лишние буквы" - (детям предлагаются карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы).
7. "Найдите каждой букве пару и соедините их линией" (можно работать у доски и индивидуаль- но) - задание на внимание.
8. "Расшифровать цепочку из гласных букв" - используя буквы-подсказки, впишите нужные бук-вы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв.
Следующее задание можно выполнять стоя вокруг общего стола.
9. "Соберите буквы из частей и назовите слова на эти буквы" (на столе беспорядочно разложены части разных букв).
10. А теперь посмотрите внимательно и назовите, какие здесь спрятаны буквы - задание на зрительное восприятие и узнавание. В этом задание дети должны узнать буквы, наложенные друг на друга или совмещённые "замаскированные буквы".
Оценка занятия.
Литература:
1. Прокошева О.В. "Система занятий по подготовке к обучению грамоте" часть 1 "Хочу читать"; часть 2 "Могу читать" Мурманск, 1998г.
2.Ткаченко Т.А. "Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте" Москва "ЭГСИ" 1999г.