Задачи:
- Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений и условий жизни (например, аквариум).
- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях, развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры.
- Воспитывать ответственность за окружающую природу, согласно принципу «не навреди».
Материал и оборудование: Микробассейн. картинки с водными растениями (белая лилия, желтая кувшинка, стрелолист, ряска, камыш), карточки – схемы, аквариум, персонаж Водяной (взрослый), лабораторная посуда, фильтры (вата, ткань, марля), воронки, белые халаты для детей и взрослого.
Ход занятия
Дети заходят в экологический зал, а на встречу выходит Водяной и поет:
«Я – водяной, я – водяной
Никто не водится со мной …»
Вос – ль: Ребята, давайте подружимся с Водяным и выясним, почему никто не водится с ним.
Вод – ой: А зря вы боитесь меня, ведь в воде так много интересного!
Вос – ль: Чтобы поближе познакомиться с Водяным, поиграем с ним в игру…
Вод – ой: Э, подождите, подождите, давайте поиграем в мою игру, которая называется «Знатоки природы».
(Водяной предлагает детям подойти к водоему и посмотреть, кто живет в нем.)
Дети : Рассказывают о водяных растениях.
Вод – ой: Что, самое главное для этих растений?
Дети: Вода – это их дом, там, где нет воды, нет и таких растений. А самое главное для водяных растений, это вода, почва и свет.
Вод – ой: Выложите мне отгадку.
Дети: Выкладывают условные знаки на фланелиграфе.
Вод – ой: Хвалит детей.
Вос – ль: Водяной, а у нас тоже есть водоемы, но они поменьше, чем твой.
Ребята, покажите их Водяному.
Дети: Пойдем, Водяной с нами, и увидишь, какие они.
(Подходят к аквариумам).
Вод – ой: А зачем в них растения, ведь рыбки их редко едят, и без них места больше?
Вос – ль: Ребята расскажите, нужны ли растения в аквариуме?
Дети: Конечно, нужны, растения чистят воду, делают ее прозрачной, растения – это еда и дом.
Вос – ль: Ребята, выложите памятную схему, чтобы Водяной запомнил, что растения дружат с водой.
Вод – ой: Понял я ребята, понял!
Вос – ль: Э, Водяной подожди, это еще не все, ведь не один же ты живешь в водоеме. Ребята, кто еще живет с Водяным?
Дети: Рыбы, раки, улитки, твои подружки пиявки да лягушки.
Вос – ль: Ребята и про них выложите Водяному схему, чтоб запомнил.
Дети: Выкладывают схему, животные дружат с водой.
Растения дружат с животными.
Вос – ль: Водяной, ты разобрался со схемами?
Вод – ной: Их так много …
Вос – ль: Дети, поможем Водяному?
Дети: Поможем!
Вос – ль: Каким цветом обозначим водоем Водяного?
Дети: Синим, голубым.
Вод – ной: Почему?
Дети: Когда воды много она кажется голубой.
Вос – ль: Ребята, выложите Водяному схему, как растения, животные и вода дружат друг с другом.
Дети: Выкладывают схему.
Вод – ной: Ну, теперь я все понял.
Ребята, как вы думаете, почему я такой зеленый, мутный, не прозрачный, а в вашем аквариуме чисто, все видно?
Вос – ль: Ребята, что-то произошло в водоеме Водяного.
Дети: Это люди загрязнили водоем.
Вос – ль: Водоем заболел. Покажите на схеме, что произошло с водоемом.
Дети : Выкладывают схему, объясняя.
Вода грязная, исчезли растения, погибли животные.
Вос – ль: Это беда, как с этой бедой справиться и помочь Водяному?
Дети: Нужно почистить воду.
Вос – ль: А вы справитесь?
Дети: Мы постараемся.
Вос – ль: Ребята, пройдем в нашу лабораторию и проведем очистку воды.
(Дети и воспитатель подходят к столу с лабораторным оборудованием, одевают белые халаты и проводят опыт по очистке воды).
Вос – ль: Давайте посмотрим, что у нас получилось.
(Воспитатель показывает сосуд с очищенной водой).
Можно в такой воде жить?
Дети: Да, можно.
Вос – ль: Благодаря вашим стараниям и усилиям водоем стал чистым, он выздоровел.
Ребята, выложите схему ожившего водоема.
Дети: Выкладывают схему.
(Приходит Водяной)
Вод – ой: Вот каким я стал красивым. Мой водоем стал чистым.
Дети: Дарят Водяному «капельки воды».
Вод – ой: Спасибо ребята и загрустил.
Вос – ль: Водяной, что с тобой, ты загрустил? В чем дело?
Дети: Так ведь на улице холодно, его подружки пиявки да лягушки спят.
Вос – ль: Надо Водяного развеселить.
Дети: Потанцуй с нами Водяной!
(Дети и Водяной танцуют).
Вод – ой: Ребята, я с вами пообщался, повеселился и получил такой огромный заряд бодрости, что мне ее хватит до самой весны. И я хочу вам подарить подарки. (Дарит подарки).