Ограничения классической системы оценки
- Если использовать классический метод опроса, когда за урок учитель вызывает к доске максимум 5 учеников, то, конечно, опрос проходит очень подробный, оценки выставляются крайне обоснованно, но за урок опрошены только эти 5 учеников. Остальные ученики (как надеется каждый учитель) в это время внимательно слушают, сравнивают свои знания с ответами отвечающих, делают для себя выводы, иногда могут (если захотят) тоже поучаствовать: дополнять, исправлять и т. д. Самое печальное в этой системе то, что ученики опрашиваются крайне редко. Те ученики, которые дополняли, исправляли иногда получают отметки, но ни какой системы в оценке таких ответов нет. В течение четверти один ученик побывает у доски в лучшем случае дважды, в зависимости от количества учеников в классе, и от количества часов в неделю. В 7–9-х классах уроков физики по 2 часа в неделю, а учеников по 27–30. И в этих классах ученики ещё жаждут отвечать, а спрашивать их некогда!
- Ученики выполняют домашнее задание и ходят в школу для того, чтобы их спросили и поставили оценку. Ребёнок приходит домой и первым делом его спрашивают: “Какую оценку получил?” Если все учителя, работающие в классе пользуются только классическим методом, то ученик может неделю и больше не получить ни одной оценки за устный опрос. Отсюда, естественно, вытекает охлаждение к выполнению домашнего задания.
- Большая часть учеников, особенно в младших классах, не мирятся с тем, что их редко спрашивают, тем более тогда, когда домашнее задание выполнено, ученик хорошо разобрался в изучаемом материале, он начинает активно участвовать на уроке: дополняет, исправляет, отвечает на наводящие вопросы и т.д. Учитель его хвалит, поощряя активность ученика, а оценку может поставить, а может и не поставить. Объясняя самыми разными доводами. Например: “Отвечал хорошо, молодец, но мало”; “Поставлю оценку на следующем уроке, если будешь отвечать также хорошо”. Ещё хуже: поставит, например оценку 4 ,а объяснить почему 4, а не 5 не может. Учитель не может в таком случае обосновать оценку, потому что критериев оценки коротких ответов нет. Учителя любят проводить фронтальный опрос и в качестве разминки вначале урока, и перед объяснением нового материала, и при закреплении пройденного. Но очень редко оценивают ответы всех учеников при фронтальном опросе и затрудняются в обосновании оценки. А если ученик несколько раз не получил оценку, ему надоедает отвечать просто так.
Суть предлагаемой однобальной системы
Предлагаемая система позволяет преодолеть перечисленные выше ограничения классической системы.
Для оценки коротких ответов с места я ввела такую систему отметок: 1 балл, 0,5 балла и 0 баллов и в своём (черновом) журнале ставлю значки: + (плюс) – 1 балл; – (минус) – 0 баллов и (полплюса) – 0,5 балла. – такой значок я использую в этой статье, чтобы изобразить полплюса). Если ученик, отвечая с места на короткий вопрос, дает правильный ответ, то получает оценку + (плюс), если ответ не полный или не точный, то получает (полплюса); если ответа нет, то – (минус).
Оценка в журнал выставляется по мере того, как наберётся 5 значков из расчёта, что оценка “5” состоит из 5-ти баллов. Это может произойти и на этом уроке, и на следующем и даже через достаточно длительное время. Эти пять значков отделяются скобкой, например: +-++-) 3 и отсчёт начинается сначала: -++++) 4. Важно, что все ответы учтены, оценки названы громко сразу после ответа и обоснованы. Как только у ученика набирается 5 значков, я чётко объявляю: у тебя 5 плюсов, в журнал оценка – 5; или 4 плюса и 1 минус – оценка 4; или 2 плюса, 2 полплюса и минус – оценка 3 и т.д. Если набирается 3 минуса, то не дожидаюсь, пока наберётся 5 значков, сразу выставляю оценку – 2, иногда при этом приходится констатировать, что “сгорел” плюс или “сгорели” 2 плюса.
Методика применения системы и ее результаты
Я стала меньше спрашивать учеников у доски. К доске вызываю только, если вопрос достаточно серьёзный и важный и нужно услышать подробный, монологический ответ. Такой ответ оценивается из оценки 5 баллов.
Проверяя домашнее задание, в первую очередь проверяю знание ответов на все вопросы после параграфа, дополняю своими вопросами, проверяя умение применить знания к объяснению определённых явлений природы или применение в технике, или тренируя их сообразительность. Учебники у учеников всегда открыты, и они могут искать ответы на любые вопросы весь урок. Если ученик не знает ответа на какой-то вопрос, но может вовремя в учебнике найти и с пониманием смысла прочитать правильный ответ, то я ставлю полплюса.
Система применяется и для решения любых качественных задачи (из задачников, из учебника и из ЕГЭ). Для каждой задачи в зависимости от сложности задачи и от полноты ответа выставляется оценка от 0 до 5 баллов.
Когда наступает время решения вычислительных задач, то на доске в определённом месте выписываю номера задач на урок и как всегда решаем задачи на доске по всем правилам методики. Все ученики, решившие задачу раньше доски, приносят, молча тетрадь мне на стол, и я быстро проверяю. Если решение правильное ставлю +, если неправильно – отдаю тетрадь без оценки. Если на уроке задачи не сложные и я знаю, что некоторым ученикам они не составят особого труда, они решат их очень быстро и займут моё время своими тетрадями. Я сразу называю эти фамилии и объявляю: эти ученики тетради мне не приносят, но в конце урока я проверяю у них всё решение и выставляю оценку сразу за все решённые за урок. Чаще всего эти ученики за урок успевают решить больше чем, мы успеваем со всем классом у доски. Они обязательно на перемене задержатся и покажут всё, что сумели решить и обязательно получат положительную оценку. Мне очень нравятся такие моменты: собираются вокруг меня самые лучшие ученики класса, а я не тороплюсь заниматься их работами (умышленно тяну время). Они от нетерпения начинают сами сравнивать ответы, решения. Начинается самая лучшая проверка: ученики сравнивают свои работы, количество решённых задач, сами находят свои ошибки, понимают, почему допустили эти ошибки, а мне, в конце концов, остаётся только посмотреть в тетради и проставить оценки. А во время урока я работаю с теми учениками, которые обычно не решают раньше доски. Один ученик решает у доски так, чтобы весь класс видел правильное решение. Этот ученик получит оценку из расчёта 5 баллов, а я приглашаю к себе учеников с тетрадями: если в тетради меньше, чем на доске ставлю минус; если столько же – ничего не ставлю, если столько же, но есть ошибка – минус, если больше, чем на доске – плюс.
Разбалловка для тестов
Применяю тесты разных авторов и при проверке устанавливаю такой критерий оценок: (если в тесте 10 вопросов, как у авторов: А.Е.Марон, Е.А.Марон), то 10 правильных ответов – (5+), 9 правильных ответов – (5). Учитывается тот факт, что в ЕГЭ получить пятёрку можно не обязательно ответив правильно на все вопросы. 8 правильных ответов – (4+), 7 правильных ответов – (4), 6 правильных ответов – (3+) и 5правильных ответов – (3). И в свой журнал выставляю полученные оценки вместе со всеми значками, которые присоединяются ко всем ранее полученным. Аналогично устанавливаю разбаловку и для 6-и вопросов и т. д. Также при проверке любых письменных работ наряду с оценкой широко применяю и плюсы, и минусы. Все оценки подробно комментирую, и все значки скрупулёзно учитываются и мною, и в первую очередь учениками.
Очень люблю ставить проблемно-поисковые вопросы, особенно при разборе нового материала и ставлю за правильные ответы от пятёрки до одного, двух плюсов.
Реакция учеников на однобальную систему
Ученики воспринимают эту систему с большим удовольствием. Нередко, полушутя-полусерьёзно, спрашивают: “Нельзя ли плюс поставить в дневник?” Мой черновой журнал всегда лежит в открытом виде на моём столе и каждую перемену любой может подойти и проверить свои оценки просчитать все свои плюсы и минусы.
Ученики занимаются на уроке спокойно, постоянно работают с учебником, ищут ответы, стараются отвечать, поднимают руки, не боясь получить двойку. За урок я обязательно спрошу каждого ученика, на некоторых уроках и по несколько раз. Увеличилась накопляемость оценок, улучшилась психологическая атмосфера на уроке. Все посещающие мои уроки отмечают хорошую работоспособность и раскованность учеников и, конечно же, повысилась успеваемость.