В условиях повышения человеческого фактора большое значение приобретает проектная деятельность, целью которой является формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды, в которой живет и работает человек. Создание промышленных изделий, комплексов и предметов быта, отвечающих эксплуатационным характеристикам, не может быть осуществлено без дизайнера в непосредственном контакте с инженером, технологом, экономистом, экологом. В этой связи особую значимость приобретает изучение элективного курса “Строительный дизайн”, который является составной частью эстетической и трудовой подготовки учащихся.
Цель курса: Формирование основ проектной деятельности учащихся для развития образного мышления и пространственного представления в условиях предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации выпускников основной школы.
Основными задачами курса являются:
- знакомство школьников с основными методами художественного проектирования.
- формирование ключевых знаний и выполнение различных видов графических изображений.
- повышение общей графической культуры.
- всестороннее развитие образного мышления и пространственного представления, имеющих важное значение в художественно конструкторском творчестве.
Вместе с тем в процессе изучения данного курса учащиеся рассматривают вопросы эстетики мира вещей, организации предметной среды приобщения к проектировочной деятельности, позволяющей более грамотно подходить к эстетике бытовой среды, рабочей зоны, зоны отдыха. Программа включает в себя общие сведения о графических изображениях, применяемых в практической деятельности. Важное место отводиться ознакомлению учащихся с видами проектной графики, современными способами организации инженерно-конструкторского труда. При изучении теоретического материала придерживаемся определенной методической последовательности в анализе форм и конструкции объектов на основе сравнения, раскрытия графического состава изображения, обоснованного выбора. Основой такого обучения является развитие пространственного воображения, художественно конструкторской зрелости, самостоятельного подхода в решении различных задач, связанных с вопросами художественного проектирования.
Общее количество часов, отводимое на курс в 9 классе 14 часов из них 4 часа на теоретические занятия и 10 часов на практические занятия.
В процессе преподавания -курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, круглый стол, индивидуальные и групповые беседы, описания профессий, конкурсы.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой познавательной деятельности учащихся, имеющих профессиональную направленность учащихся. Основные задачи профессиональных проб— ознакомление учащихся с группой смежных или родственных профессий, формирование допрофессионнальных знаний и умений. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности.
Знания:
- Основные методы проектирования
- Эстетические качества предметной среды, в которой живет и работает человек
- Технологию изготовления промышленных изделий
Умения:
- Выполнять несложные проекционные чертежи объектов открытого пространства.
- Определять характер используемого графического изображения в зависимости от темы художественного проектирования.
- Пользоваться приемами проектной графики с целью иллюстрирования творческих замыслов.
- Проводить художественно-конструкторский анализ и синтез различных изделий по модульной схеме.
- Учитывать формообразующие факторы при художественном конструировании предметов труда и быта.
- Проектирование общественного интерьера и организации открытого пространства.
Ожидаемые результаты:
- Более осознанный выбор выпускниками основной школы дальнейшего профиля обучения и профессиональная ориентация выпускников в сфере “Человек художественный образ.
Уровни обученности и их оценивание
1 уровень:
Учащиеся имеют незначительные информационные сведения в данной сфере. Не имеют опыта. Основной мотив “слышал”, “предложили”. Имеет неустойчивые знания по другим предметам.
2 уровень:
Имеет информационные сведения о данной сфере профессиональной деятельности. Основной мотив “мне интересно”, “хочу знать больше”, “имею первоначальные умения”.
3 уровень:
Обширные сведения о данной сфере профессиональной деятельности. Основной мотив “пробовал ранее”, “мне интересно”, (кружки, секции), “хочу знать больше”, “хочу углубить”, “хочу связать свое будущее с этой профессиональной деятельностью”.
Уровни Критерии |
Репродуктивный | Конструктивный | Творческий |
Интерес | Работает только под контролем, может бросить дело | Работает без системы, но дело до конца доводит самостоятельно | Работает с интересом, ровно и систематически |
Активность | Работает по рекомендации педагога | При выборе объекта советуется с пе6дагогом | Самостоятельный выбор объекта труда |
Объем труда (число законченных работ) |
Ниже нормы (одно функциональное помещение) | Соответствует норме (несколько функциональных комнат) | Выше установленной нормы (квартира) |
Знания и умения | Низкий | Средний | Максимально возможный уровень |
Творчество, оригинальность выбора | Копии чужих работ | Работы оригинальные, но на базовом образце | Работы оригинальные |
Качества прилежания (школьная отметка) |
3 | 4 или 5 | 5 |
Учебно-тематический план
Введение
Некоторые исторические закономерности развития формы в технике и быту. Моральное старение формы. Стиль и мода в дизайне.
Художественно-конструкторский анализ и синтез. Этапы художественного проектирования:
1 Этап. Предпроектное исследование. Фиксация вариантов решения изделия и его деталей в виде линейной графики, зарисовок.
2 Этап. Художественно-конструкторский поиск. Разработка и воплощение творческих идей в эскизах. Схематичное изображение задуманного. Эскизы деталей, отдельных узлов, конструктивных элементов. Приемы моделирования изделия, интерьера, объектов, размещенных в открытом пространстве. Материалы для макетирования и принадлежности.
3 Этап. Разработка эскизного проекта. Планы, особенности их графического выполнения. Компоновочные схемы. Чертежи с применением разрезов и сечений.
4 Этап. Составление проектно-конструкторской документации. Понятие о чертежах. Проектная графика. Виды проектной графики — линейная, монохромная (одноцветная), полихромная (многоцветная). Эскизная графика. Аппликация. Шаблоны. Перевод графически найденной формы в объемную. Машинная графика. Понятие об автоматизации проектирования. Возможности обработки информации, представленной в графической форме на ЭВМ. Перспективы развития художественного проектирования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Работы, выполняемые учащимися | Количество часов | Вид контроля | ||
Всего | В том числе | |||||
теория | практика | |||||
1 | Совершенствование формы предмета быта на основе пропорциональных оптимальный соотношений | Чертежи, технические рисунки в цвете. | 1 | 0,25 | 0,75 | Оценка чертежа |
2 | Проектирование оригинальной мебели для отдыха с учетом особенностей местной национальной культуры. | Эскизы деталей, отдельных узлов, конструктивных элементов. | 1 | 0,25 | 0,75 | Оценка эскизов |
3 | Проектирование зон квартиры или дома с учетом стилевого единства (прихожая, кухня, детская комната) | План развертки стен, с передачей фактуры. | 2 | 1 | 1 | Защита мини-проектов |
4 | Проектирование школьного интерьера (учебного кабинета, коридора, спортивного зала) | Макетирование из бумаги или мягкого материала. | 2 | 0,5 | 1,5 | Презентация макета школьного интерьера |
5 | Проектирование элементов благоустройства внешней среды, малые формы (фонари, зоны отдыха и т.д.) | Эскизные зарисовки, макетирование из любого материала. | 2 | 0,5 | 1,5 | Презентация макета благоустройства внешней среды |
6 | Построение перспективы о задуманной форме. | Перспективная проекция (рисунок) | 1 | 0,25 | 0,75 | Рисунок, оценка |
7 | Выполнение фронтальной перспективы здания в природной среде. | Перспективная проекция (рисунок) | 1 | 0,25 | 0,75 | Рисунок, оценка |
8-9 | Проектирование собственного здания с внутренним оформлением интерьера, с предметами мебели. (профессиональная проба) | Профессиональные пробы | 4 | 1 | 3 | Защита проекта |
Итого | 14 | 4 | 10 |
Предлагаемые темы для проектной деятельности:
- Проектирование фасадной территории школы.
- Проектирование пришкольного участка.
- Проектирование спортивной площадки на территории школы.
- Проектирование классной комнаты.
- Проектирование школьного интерьера для кабинета литературы в стиле “гостиной”.
- Проектирование школьного интерьера для кабинета изобразительного искусства
- Проектирование школьного интерьера детской площадки для учеников начальной школы.
- Проектирование школьной метеорологической площадки.
Проведение проб
Технологическая проба | Ситуативная проба | Функциональная проба |
Задание. Освоение приемов работы с формами. Получение из плоских фигур объемных. | Задание. Разработать свой вариант мебели, здания, ландшафтной среды. | Задание. Создать свой дом в окружающей среде с внутренней планировкой в цвете. |
Условия. Производит под руководством учителя различные зарисовки. | Условия. Ученик самостоятельно разрабатывает свой вариант дома, мебели и т.д. | Условия. Самостоятельно передать реальное. |
Результат. Задание считается выполняемым, если ученик дает четкое представление о задуманном. | Результат. Задание считается выполненным, если достаточно полно передан характер задуманного. | Результат. Задание считается выполненным, если используя вариативность, смогли выявить характер изделия, наиболее верно соединили художественную целостность. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Способы проецирования — карточки из черчения.
- Эскизы и технические рисунки.
- Техническое рисование — обучающие карточки.
- Мода и модные направления — современный дизайн.
- Основы цветоведения - карточки.
- Декоративно-прикладное искусство в школе.
- Художественное конструирование.
ЛИТЕРА ТУРА
- Краткий словарь по технической эстетике.
- Минервин Г.Б. 0 красоте вещей. - М., 1981 г.
- Ростовцев Н.Н. Техническое рисование. — М., 1999 г. 4. Холминский Л.М. Дизайн — М., 1995 г.
- Черневич Е.В. Язык графического дизайна. — М., 1998 г.