Цель: профилактическая работа среди учащихся, направленная на предупреждение возникновения алкогольной, никотиновой, наркотической, игровой зависимости и пропаганду здорового образа жизни.
Задачи:
- Дать объективную информацию о действии на организм химических веществ, вызывающих привыкание.
- Сформировать у подростков четкое представление о том, к каким последствиям (физическим, психическим и социальным) приводит химическая и игровая зависимость.
- Содействовать формированию у учащихся способности самостоятельно осуществлять социально-значимый выбор и отстаивать свои интересы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, понимать свои чувства и эмоции.
- Повышать правовую грамотность учащихся.
- Стремиться развивать у подростков умение сопереживать окружающим и понимать их.
- Сформировать убежденность в том, что за помощью можно и нужно обращаться к специалистам.
- Помочь социальной адаптации подростка, формировать навыки, необходимые для здорового образа жизни.
Методы: групповая работа, беседа со специалистами, “мозговой штурм”, дискуссии, тренинговые занятия, “круглый стол”.
Этапы: 39 часов на три учебных года.
Учебно-тематический план программы.
9 класс
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Жизнь в своем формате. | Обобщение и корректировка знаний учащихся о формах молодежной субкультуры. Анализ идеологии и атрибутики (немо, готы, рокеры, байкеры, флешмоп, скинхеды и др.). Сформировать четкое представление об антисоциальном характере отдельных молодежных движений. Правовое воспитание школьников. | 1 |
2 |
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. | Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Сформировать четкое представление об ответственности несовершеннолетних за административные проступки и уголовные преступления. Четко обозначить перечень правонарушений, за которые следует ответственность с 14 лет. | 1 |
3 |
Заблудившиеся в сети. | Продолжение знакомства учащихся с формами компьютерной зависимости, объяснение социальных и психологических причин этого явления. Знакомство с признаками, по которым можно установить наличие у подростка компьютерной зависимости. Отработка механизмов избавления от подобного рода зависимости. | 1 |
4 |
“Я” и общественное мнение | Обобщение знания учащихся о понятиях личность, самооценка, общественное мнение, личностный рост, нравственные принципы. Формирование четкого представления о социальном явлении “группового давления”. | 1 |
5 |
Научись решать свои проблемы или правила бесконфликтного существования. | Проблеморазрешающее поведение – как способ безконфликтного существования. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей. | 1 |
6 |
Умей сказать “нет!”. | Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Формирование умения говорить “нет” и не подчиняться “стадному чувству”. Знакомство с субъектами профилактической работы в городе, “телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной. | 1 |
7 |
STOP – курение! | Беседа со специалистом. | 1 |
Влияние химических веществ, входящих в состав сигареты, на организм. Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса. | 1 |
||
8 |
STOP – алкоголь! | Беседа со специалистом. Социальные последствия алкоголизма. | 1 |
9 |
STOP – наркотик! | Беседа со специалистом. Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков. | 1 |
10 |
STOP – СПИД! | Беседа со специалистом. Обобщение знания учащихся об инфекциях передаваемых половым путем и путях заражения СПИДом | 1 |
11 | Правильное питание – залог здоровья! | Обобщение и систематизация знаний учащихся об экологичном питании подростков. Расширение знаний учащихся о последствиях для здоровья подростка отдельных диет. | 1 |
12 |
“Круглый стол” по теме: “Мы за здоровый образ жизни”. | Обмен мнениями среди подростков о необходимости здорового образа жизни для своего благополучного будущего и будущего своей страны. | 1 |
ИТОГО: | 13 |
Учебно-тематический план программы.
10 класс
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Здоровый образ жизни и его составляющие. | Обобщение знания подростков о понятиях здоровье и здоровый образ жизни. Связать понятия человек – здоровье – красота. Объяснить принципиальную важность здорового образа жизни для молодого человека, для безопасности страны, в которой он живет. | 1 |
2 |
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. | Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Правовая ответственность 16-летних. | 1 |
3 |
Игромания. | Продолжение знакомства учащихся с формами игровой зависимости, объяснение социальных и психологических причин этого явления. Знакомство с признаками, по которым можно установить наличие у подростка игровой зависимости. Отработка механизмов избавления от подобного рода зависимости. | 1 |
4 |
“Сохрани себя” | Отработка навыков и умения выражать и отстаивать собственное мнение и интересы. | 1 |
5 |
Научись решать свои проблемы или правила бесконфликтного существования. | Профилактика стресса. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей. | 1 |
6 |
“Телефон доверия”. | Субъекты профилактической работы в городе. “Телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной. | 1 |
7 |
STOP – курение! | Беседа со специалистом. | 1 |
Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса. | 1 |
||
8 |
STOP – алкоголь! | Влияние алкоголя на организм человека. Женский алкоголизм. Сформировать четкое представление о том, что алкоголь и никотин не избавляют от личностных проблем. | 1 |
9 |
STOP – наркотик! | Беседа со специалистом: “Механизм действия наркотических веществ и его разрушительное влияние на организм”. | 1 |
Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков. Сформировать у подростков убежденность в том, что наркоман – это не больной человек, а преступник. | 1 |
||
10 |
STOP – СПИД! | Беседа со специалистом: “Культура взаимоотношений между полами”. | 1 |
11 |
“Круглый стол” по теме: “Мы за здоровый образ жизни”. | Обмен мнениями среди подростков о необходимости здорового образа жизни для своего благополучного будущего и будущего своей страны. | 1 |
ИТОГО: | 13 |
Учебно-тематический план программы.
11 класс
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Здоровый образ жизни и его составляющие. | Объяснить принципиальную важность здорового образа жизни для молодого человека и безопасности страны, в которой он живет. | 1 |
3 |
Правоотношения в сфере трудовой деятельности и несовершеннолетние. | Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Обобщить знания учащихся в вопросе трудовых правоотношений. Сформировать четкое представление о дисциплинарной ответственности. | 1 |
6 |
Правила бесконфликтного существования. | Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей. | 1 |
7 |
Умей сказать “нет!”. | Развитие навыков заботы о себе и защиты своего Я. Встречи с представителями субъектов профилактической работы в городе. “Телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной. | 1 |
8 |
STOP – курение! | Влияние химических веществ, входящих в состав сигареты, на организм. Вещества, вызывающие привыкание. Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса. | 1 |
9 |
STOP – алкоголь! | Беседа со специалистом. Влияние алкоголя на организм молодого человека и его будущих детей. | 1 |
Сформировать четкое представление о том, что алкоголь и никотин не способны избавить от личностных проблем. Методы психологической разгрузки. | 1 |
||
10 |
STOP – наркотик! | Беседа со специалистом. | 1 |
Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков. Сформировать у подростков убежденность в том, что наркоман – это не больной человек, а преступник. | 1 |
||
11 |
STOP – СПИД! | Беседа со специалистом. | 1 |
Обобщить знания учащихся об инфекциях передаваемых половым путем и путях заражения СПИДом. Меры профилактики. Формировать культуру взаимоотношений между полома. Содействовать формированию ценностей семейных отношений. | 1 |
||
12 | Правильное питание – залог здоровья! | Пищевая зависимость, как способ снятия стресса и ее последствия. | 1 |
13 |
“Круглый стол” по теме: “Мы за здоровый образ жизни”. | Обмен мнениями среди подростков о необходимости здорового образа жизни для своего благополучного будущего и будущего своей страны. | 1 |
ИТОГО: | 13 |