Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями

Разделы: Внеклассная работа


Проблема детей с особыми образовательными потребностями становится с каждым днём всё более актуальной для специалистов, работающих в сфере образования, психологии, медицины и других научных дисциплин, ориентированных на решение вопросов развития человека.

Пришло время, когда бурное развитие общественных наук поставило вопрос о внедрении новых технологий в процесс воспитания и образования, с целью социальной адаптации слабослышащих детей в мир социума. Это необходимо как для дефектологии, так и для педагогики. Вопрос о внедрении арттерапевтических методов в образовательно-воспитательный процесс был поставлен не только выдающимися сурдопедагогами Р.М. Боскис, А.Г. Зикеевым, Е.Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной, но также психологами Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др., ещё в 30-40-х годах прошлого столетия.

Школа-интернат №15 обеспечивает практически круглосуточное, целенаправленное, коррекционное образовательно-воспитательное воздействие на детей с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для их всестороннего развития. Практика показывает, что формирование морально-нравственных и этических качеств личности слабослышащих детей – одна из наиболее сложных проблем в сурдопедагогике. В исследуемой литературе не отражено в достаточной степени использование арттерапевтической помощи для развития выше указанных качеств личности у слабослышащих детей. Таким образом, тема представленной работы – Театральная игра как средство коррекции и развития ребёнка с нарушенными слуховыми возможностями актуальна и отражает весьма перспективное направление современной сурдопедагогики.

Ребёнок с нарушенным слуховым анализатором не может в полной мере самостоятельно овладеть данными качествами. Поэтому, поиск эффективных форм организации педагогического сопровождения для формирования выше указанных качеств личности с целью социальной адаптации слабослышащих детей в социуме подвёл к решению ряда задач:

  • формировать моральные, нравственные, этические качества личности слабослышащего школьника;
  • воспитывать культуру чувств и поведения;
  • расширять кругозор;
  • обогащать словесную речь;
  • развивать слуховое восприятие.

Чтобы повысить качество подготовки учащихся с потерей слуха к самостоятельной жизни в современном обществе, мы опираемся на возможности их саморазвития. Иными словами, в основе развития ребенка с недостатками слуха лежат не только внешние факторы, коррекционные воздействия, но и внутренние закономерности, глубинные стремления, личностные установки.

У детей с проблемами в развитии, а именно со сниженным слухом, наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании других психических процессов. Различные стороны психического развития детей с нарушениями слуха в школьном возрасте являлись предметом научных исследований Р.М. Боскис, Б.Д. Корсунской, Э.И. Леонгард, Л.П. Носковой, Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф.

В школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. В развитии всех видов восприятия у детей с нарушениями слуха имеются определённые особенности. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие для ребёнка с дефицитарным развитием – это главный источник представлений об окружающем мире. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха в единстве с обучением речи.

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих детей по развитию движений. Потеря слуха создаёт более сложные условия для развития двигательной чувствительности. Компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счёт увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятий, для чего мы заботимся о развитии у наших детей двигательного контроля над качеством своих движении.

Вибрационная чувствительность также оказывает заметную помощь детям, имеющим остатки слуха. У слабослышащих детей наблюдается заметное повышение вибрационной чувствительности. Определение места источника вибраций у слабослышащего в два раза точнее, чем у слышащих; у них обнаружено снижение абсолютных порогов вибрационных ощущений по сравнению с детьми, имеющими норму слуха. Вибрационные ощущения помогают ребёнку с нарушениями слуха осуществлять контроль над собственным произношением.

У детей с дефицитарным развитием наблюдаются те же тенденции в развитии осязания, что и у детей с нормальным слухом, но отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания, когда распознавание объектов требует мыслительных операций. Слабослышащему ребенку сложно найти в процессе обследования при выключенном зрении добавочные признаки, характерные для названного объекта.

Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми, двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка. Дактилирование облегчает слухозрительное восприятие речи, в частности тех звуков, которые плохо считываются с губ.

В развитии словесной памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти. Для таких детей предложения и тексты не всегда выступают как целостные системы, как единые смысловые единицы. Причина этого в недостаточно высоком уровне понимания предложений и текстов. Таким образом, память совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в процессе игровой и учебно-воспитательной, театрально-игровой деятельности.

Развитие мышления у слабослышащих детей младшего школьного возраста идёт в том же направлении, что и у слышащих: развиваются возможности практического анализа, сравнения, синтеза. Однако более сложные процессы, требующие высокого уровня обобщения и синтезирования целого, развиваются медленнее. В развитии мышления слабослышащих детей наблюдается больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.

В личностном развитии происходят достаточные изменения в позитивную сторону: ребёнок усваивает правила поведения в обществе; нормы общественной морали. У него появляются более высокая самооценка и самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера, формируются мотивы деятельности. Важнейшими условиями формирования личности слабослышащего ребёнка является общение с взрослыми и сверстниками, включение в разные виды деятельности. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития чувств и эмоций слышащих детей, однако имеет свою специфику. Недостаток звуковых раздражений ставит ребёнка в ситуацию “релятивной сенсорной изоляции” (отрицание возможности познать объективную истину), не только задерживая его психическое развитие, но и обедняя его мир эмоционально.

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личностных особенностей слабослышащего ребенка, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают педагогически организованные условия, а именно:

  • создание игровых зон для художественной деятельности детей (игровой, театрализованной, коммуникативной и др.), наполнение их необходимыми материалами, атрибутами;
  • включение слабослышащего ребёнка в беседу, диалог, игровую, а затем и театрализованную деятельность;
  • активное участие в культурно-досуговой деятельности: месячниках речи, театральных сценках, сказках-миниатюрах и т.д.

Во-первых, вышеуказанные мероприятия формируют представления об окружающем мире, корректируют у детей с нарушениями слуха представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения. Во-вторых, учат детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей – детей и взрослых, формируют умение понимать поступки окружающих людей. В-третьих, формируют у детей с нарушениями слуха адекватную самооценку, являющуюся, с одной стороны, основой регуляции собственного поведения, с другой стороны, залогом успешного установления межличностных отношений, что, в конечном счёте, является положительным стимулом к социализации.

В сурдопедагогике игра считается средством коррекции дефекта. В игре формируется личность неслышащего ученика, воспитывается коллективизм, товарищество, взаимопомощь, ответственность перед коллективом и другие качества. Играя, дети овладевают нормами нравственного поведения, нормами социализации. Поскольку дети с дефицитарным развитием не владеют речевой деятельностью (речевое развитие является вторичным нарушением), то театральная игра корректирует данное нарушение, помогает включить детей в словесное общение, закрепить и расширить словарный и фразеологический запас, пополнить семантический ряд. Готовясь к театральной сценке-игре, наши воспитанники разучивают считалки, реплики, набольшие стихи, осваивают интонационно выразительную сторону речи и другой речевой материал.

В театральной игре многократно повторяется необходимая фразеология и выражения речевого этикета: будьте добры, пожалуйста, спасибо, благодарю вас, извините, я нечаянно толкнул вас и т.п., это благотворная платформа для социализации слабослышащих школьников. Сценическая деятельность слабослышащих детей предполагает владение учащимися навыками правильного ведения диалога, умение слушать себя и окружающих, логически верно произносить стихотворный текст, соблюдать ритмико-интонационные оттенки речи, артистично произносить заученное, вести себя на сцене раскованно и непринужденно. Через такие театральные постановки: “Дедушкин сундучок”, “Маша обедает”, “Розовая Фея”, “Волшебные сновидения девочки Ариши” и др. воспитанники усваивают основные понятия межличностных отношений, развивают деловые качества, фантазию, находчивость, коммуникабельность, адаптационные способности. Эти направления помогают нашим подопечным преодолевать трудности в разных видах деятельности.

Все что происходит во время игр-драматизаций, театральных сценок, пронизано общей идеей сотрудничества. Невероятно сложно научить свободно оречевлять свои действия и работу окружающих, но тем приятнее осознание правильного педагогического направления. Какие же средства используем для того, чтобы дети вышли на сцену, не утрачивая в дальнейшем к ней интереса? Для этого, прежде всего:

  • учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • дифференцированно подходим к выбору ролей, привлекая самих детей;
  • производим подбор литературы, адаптируем с целью принятия и понимания ее детьми, вызова у детей интереса к ней;
  • создаём благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей;
  • привлекаем к сотрудничеству родителей.

В нашем распоряжении находится небольшой театр самодельных и фабричных кукол, с помощью которого мы разыгрываем известные сказки, придуманные истории или реальные жизненные ситуации: “Бабушкин козлик”, “Дружба”, “Теремок”, “Два товарища” и т.д. Театральная педагогика стимулирует учебную, познавательную, артистическую и естественную речевую деятельность, оказывает преобразующее воздействие на моторную, сенсорную, эмоциональную сферу. Посредством театрализованных игр школьники осваивают довольно высокую культурно-просветительную нагрузку: овладевают нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира и т.д.

Театрализованная деятельность – это свободное пространство, где играющий ребёнок чувствует себя в безопасности и лишается многих своих страхов, что иногда переходит и в обычную жизнь, на чем, собственно, основан психотерапевтический метод. Ребёнок самоутверждается – т.е. отстаивает перед миром свое “Я”, и это не зависит от того, окажется ли ролевой опыт успешным или нет, при условии его достаточной продолжительности и интенсивности он все равно закрепляется за данной личностью в качестве поведенческого образа.

Практика на деле показывает, что при всех нарушениях зрения, слуха, речи, при задержке психического развития, умственной отсталости использование театрализованной игры в различных её формах даёт положительные результаты как в формировании познавательной, двигательной, так и в развитии эмоциональной сферы. Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Вследствие того, что в театрализованных играх готовый сюжет как бы ведёт за собой действие игры, они (театральные игры) используются нами в обучении слабослышащих воспитанников в качестве пропедевтического этапа в формировании навыков сюжетно-ролевой игры, где детям необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на основе своего опыта и представлений об окружающем.

Накопленный опыт позволяет сделать вывод. Только специально организованное, целостное образовательно-воспитательное воздействие может обеспечить активизацию сохранных анализаторов неслышащего ребенка, компенсацию его сенсорных недостатков, раскрытие позитивных свойств личности, ослабление и преодоление негативных последствий нарушения слуховой функции в сфере психической регуляции и межличностных отношений.

Представляем Вашему вниманию

театрализованное новогоднее представление
“Волшебные сновидения девочки Ариши”

4 класс, слабослышащее отделение школы-интерната №15, г Томска, автор Р.И. Моисеева.

Цель:

Учить детей подлинно воспринимать сказку, развивать умение наслаждаться игрой.

Задачи:

  • раскрывать в ребёнке заложенные индивидуальные возможности;
  • воспитывать у детей доброту, отзывчивость, стремление помочь, действенно посочувствовать, а иногда и пожертвовать тем, что у тебя есть, вызывая у зрителя человеческое участие, душевное волнение;
  • воспитывать в детях чувство симпатии и уважения к игре “актеров”, пониманию моральных качеств, поступков, совершаемых во время театрализованного действия;
  • расширять кругозор детей, вызывать интерес к окружающему;
  • развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков;
  • учить логически верно, произносить стихотворный текст, соблюдая ритмико-интонационные оттенки речи;

Действующие лица: рассказчик, девочка Ариша, мама девочки Ариши, Ветер, Маг, Снеговик, госпожа Зима.

Кулисы закрыты, сбоку выходит рассказчик.

Рассказчик:

Где-то в нашем мире,
В городской квартире,
Девочка не хочет спать,
Просит сказку почитать.
Хочет сказку интересную,
Хочет сказку неизвестную.

Пока говорит рассказчик, занавес медленно открывается. На сцене кресло и маленький стульчик, чуть поодаль кроватка для девочки. На стульчике сидит Ариша, в кресле её мама с книжкой в руках.

Ариша:

Ну, пожалуйста, читай
Мне про тот чудесный край.

Мама:

На сегодня хватит сказок.
Уже поздно, спать пора,
Подожди же до утра.

Берёт Аришу за руку, подводит к кровати, укладывает, желает ей спокойной ночи.

Рассказчик:

Ариша тихо спать ложится,
Ей волшебный сон приснится,
Что она попала в сказку,
Где Зима кружится в пляске.

В это время со сцены льются звуки завораживающей “Зимы” Вивальди, из альбома “Времена года”. Рассказчик набрасывает на стул и кресло белое полотно-“снег”, на сцену бросает снежинки.

Десять лет Зима пургу
Нагоняет на Весну.
Заморозила весь свет,
На земле ей равных нет.
Перекрыла все пути,
Все дороги и мосты.
Снегом всё запорошила
И деревья, и кусты.

С кровати встает Ариша, потирает глаза, оглядывается, удивляется, затем выражает на лице испуг. Кругом лежит снег, сугробы. Бегает по сцене, зовет маму.

Ариша:

Мама, мамочка моя,
Почему сейчас зима!
Только голые кусты
Все поля вокруг пусты.
Холод, ветер, темнота,
Да и местность-то не та.
Где я, как и почему?
Ничего я не пойму!
АУ! АУ! АУ!

Рассказчик:

Вдруг откуда-то с небес,
Через поле, через лес,
Ветер к ней спешит, и её кружит.

Под вальсовую тревожную музыку, в красивом костюме, на сцене появляется Ветер. Бегает вокруг Ариши, они кружатся на месте.

Ветер: Ты Ариша?

Ариша: Это я.

Ветер:

Как ты в зимний лес зашла?
Как ты к нам сюда попала?
И откуда ты пришла?

Ариша:

Я не знаю, как зашла.
Вроде дома я была.
Я спала, и вдруг я здесь.
А еще тут кто-то есть?
Расскажи-ка мне о том,
Почему бело кругом?
Почему кругом зима?
И где мамочка моя?

Ветер:

Просто все случилось так.
Прилетела в этот край,
Очень злая госпожа.
Госпожа Зимой была.
Колдовала, лютовала
И сугробы намела…
И прошло уж десять лет,
А Весны в краю все нет.

Пока он говорит, слышатся порывы ветра, вой становится все громче. За кулисами звонит колокольчик.

Ариша: Что же это, и откуда?

Ветер: Прячься, не то будет худо.

Ветер берет Аришу за руку и уводит её за кресло - сугроб. На сцену выходит Снеговик.

Снеговик:

Кто здесь Зиму вспоминает?
Кому жить Зима мешает?

Оглядывается по сторонам.

Никого, ну ладно, пусть,
Я еще сюда вернусь.

Грозит кому-то кулаком, уходит со сцены. Из-за сугроба выходят Ветер и Ариша.

Ветер:

Это снежный часовой,
Он Зимы слуга родной.
Все здесь ходит, смотрит, ищет.
Словно волк везде он рыщет.
Нам ведь здесь опасно быть,
Надо к Магу поспешить.

Берет Аришу за руку. Под музыку они бегут до дома Мага.

Рассказчик:

Через лес и через дол,
Мимо рек, полей и гор,
По оврагам, по сугробам,
По заснеженным дорогам, По извилистым тропинкам,
Замороженным лощинкам
К дому Мага подбежали и такое увидали.

В центре сцены кружится Маг, потирает себя, как бы хочет согреться.

Маг:

Ах! Десять лет уже Зима.
Она укрыла все дома.
Весну упрятала в снега и усыпила навсегда.

Поднимает руки к небу.

Но как же мне спасти Весну?

К Магу подходят Ветер и Ариша.

Ветер: Здравствуй, Маг! Как дела?

Маг: Ой, плохи мои дела!

Ветер:

Вот Ариша, и она,
Нам помочь сейчас должна.

Ариша:

Как же я вам помогу?
Маму я свою ищу.
Мне без мамы очень страшно.
Я боюсь, что никогда не найду её,
Тогда я без мамы пропаду,
И до дома не дойду.

Маг:

К госпоже Зиме пойдём,
Её силу отберём,
Чтобы снова, как всегда
К нам в страну Весна пришла.

Ариша:

Так и быть, согласна я,
Чтоб в страну пришла Весна.
Страх я свой превозмогу,
Постараюсь, помогу.

Под торжественную музыку герои соединяют руки, складывая их домиком, дают клятву хором.

Все: Клянёмся, клянёмся, клянёмся!

Крепко держась за руки, герои идут в царство Зимы. Трон стоит в центре сцены, на троне гордо сидит Зима. Около трона стоит Снеговик, обмахивает свою госпожу веером. Друзья обходят трон три раза.

Рассказчик:

Долго шли к Зиме, туда, где снега, снега, снега…
Где снежинок белый рой,
И где снежный часовой,
Долго шли к Зиме, туда, где снега, снега, снега…

Зима встаёт с трона, делает три шага вперед, торжественно говорит.

Зима:

Я, великая Зима, я, холодная Зима.
Всё кругом заколдовала…
Я засыпала дома, птиц, зверей, цветы и травы…

К Зиме подходят герои, Ветер пытается с ней спорить.

Ветер:

Вы Зима, но Вы не правы.
Посмотрите-ка в окно,
Ваше время истекло.

Маг: Вам давно уже пора улететь в свои края.

Зима:

Я сейчас вас заколдую,
Я вам страху нагоню!

Звучит зловещая музыка, все с тем же завыванием ветра. Зима начинает колдовать, разводит руками в разные стороны, обходя пришедших. Произносит заклинание.

Тихий звон, летучий звон,
Появись волшебный сон.
Пусть они навек уснут.

Ветер и Фея начинают зевать. Ариша смотрит на них с удивлением, испугом.

Ветер:

Ты к горе быстрей беги.
Нам, Ариша, помоги.

Маг:

Там Весна сидит в темнице,
Ты её скорей спаси.

Ветер и Маг засыпают на месте. Зима закутывает их в белое покрывало.

Ариша:

Все преграды обойду,
До горы сейчас дойду,
Ведь я смелая девчонка
Я Весну-красу спасу.

Ариша отступает назад, убегает со сцены.

Зима:

Что такое, что случилось?
Как же это получилось,
Что девчонка убежала,
В мои чары не попала?
Снеговик, скорей сюда,
Твоя помощь мне нужна.

К своей госпоже подходит Снеговик.

Ты девчонку догони,
И скорее приведи.
До горы дойдет гонец,
Нам тогда придёт конец.

Снеговик:

Точно, понял.
Ваш наказ будет выполнен сейчас.

Кулисы закрываются, герои убирают со сцены атрибутику Зимы.

Рассказчик:

По заснеженным дорогам,
По оврагам, по сугробам шла Ариша, в этот миг…

Кулисы открываются, на сцене кровать, рядом стоит мама.

Мама:

Дочка, Ариша, скорее вставай.
Доброе утро со мною встречай!

Вымой руки и лицо.
Вон, на улице светло.
Выпей чаю или сок,
Да колбаски съешь кусок.
А то в школу уж пора.

Ариша поднимается с постели, потягивается, обнимает маму.

Ариша:

Мама, мамочка моя,
Сон мне снился до утра.
Я во сне Весну спасала.

Мама:

Ах ты, умница моя!
Знаю, в трудную минуту
Ты поможешь мне всегда.

Все герои выходят на поклон. Незаконченный сюжет сказки ставит проблему – сможет ли Весна растопить чары Зимы? Каждый ребёнок, с помощью взрослого подходит к осознанию того, что в природе всё закономерно. Приход Весны обязателен.

Театральная игра, её элементы, благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу слабослышащих детей, а именно:

  • обогащают представления учащихся об окружающем мире;
  • формируют морально-нравственные и этические качества личности;
  • развивают устную разговорную речь в диалогической и монологической формах;
  • развивают слуховое восприятие.

В этом направлении воспитанники с ограниченными возможностями учатся выражать эмоции, мимику, выразительные движения и т.д.

Таким образом, в театральной игре формируется личность неслышащего ученика, воспитывается коллективизм, товарищество, взаимопомощь и другие качества. Театральная игра как целевое корректирующее обучение и воспитание способствует более качественному овладению слабослышащими детьми нормами нравственного поведения, нормами социализации.