Цель:
- познакомить со значением слова «Москва»
- пробудить интерес и уважение к прошлому Москвы;
- углубить знания по истории Москвы;
- воспитывать любовь к родному городу, к истории своего народа, к его обычаям и праздникам, бережное отношение к ним.
Оборудование:
– костюмы;
– мультимедийная программа: картина А.В. Васнецова ««Москва – городок и окрестности в ХII веке.»; – статуя основателя Москвы Юрию Долгорукому; А. В. Васнецов. «Москва. Кремль Дмитрий Донской в кон. XIV в.»; кремлевская стена с бойницами; башни: Спасская, Троицкая, Никольская, Боровицкая и Водовзводная; рубиновая звезда; кремлевские куранты; Соборная площадь; соборы: Благовещенский, Успенский, Архангельский; Грановитая палата; колокольня Ивана Великого; царь-колокол; царь-пушка; Красная площадь; Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве.»; фото «лобное» места; фото Покровского собора; фото памятника К. Минину и Д. Пожарскому; Мавзолей; Государственный исторический музей; Могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
Звукозаписи: «Я шагаю по Москве» А. Петров, Г. Шпаликов; музыка М. Мусоргский опера «Хованщина», вступ. «Рассвет на Москве-реке»; звон курантов, 3-ий куплет «Гимн города Москвы»; «Дорогие москвичи» авторов В. Масса и М. Червинского.
Зал украшен флагами, флажками, надписью « Москве - 860 лет».
Звучит музыка «Я шагаю по Москве» А. Петров, Г. Шпаликов.
У. – Как называется наш город, в котором мы живем? (ХОРОМ) (Москва)
– Сколько лет исполнилось в этом году столице нашей Родины? (860 лет)
- Современная Москва – большой, красивый и многолюдный город.
- Сейчас трудно себе представить, что когда-то там, где мы живем, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса; не было площадей, а были лесные поляны. И вот сюда пришли первые люди. Посмотрели вокруг, место понравилось, и они поселились здесь.
– Сегодня, ребята, мы с вами совершим заочное путешествие в далекие вре-мена, когда жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли.
Послушайте, как об этом написала Агния Львовна Барто: (Читают два ученика)
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Показ картина А.В. Васнецов «Москва – городок и окрестности в ХII веке.
ТАК РОДИЛСЯ ГОРОД НОВЫЙ,
И НАЗВАЛСЯ ОН МОСКВОЙ.
У. - А почему именно так был назвал наш город?
Одна из версий название реки (а значит и города) Москва связано с поня-тием влажности, топкости, болотистости, мокрости и сырости, т.к. окончание -ва- переводится как «вода» и «река».
Учащиеся 3 класса покажут и расскажут нам свою версию происхождения слова Москва и Яуза. Звучит музыка М. Мусоргский Опера «Хованщина», вступление «Рассвет на Москве-реке»
Как тёплой весеннею порою
Из-под белой утренней зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
По прозвищу «Ква»
С милыми детушками медвежатами.
Одного звали «Я», а другую – «Вуза»
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведица под белою берёзою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися,
Отколь ни возьмись мужик идет,
Он в руках несёт рогатину,
А нож-то у него за поясом,
А мешок-то у него за плечьми.
Как завидела медведица
Мужика со рогатиной,
Заревела медведица,
Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек.
– Ах вы детушки, медвежатушки,
Перестаньте играть, валятися,
Боротися, кувыркатися.
Уж как знать на нас мужик идёт,
Становитеся, хоронитеся за меня,
Уж как я вас мужику не выдам,
Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осерчалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-то он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в неё рогатину.
Упала медведиха на сыру землю.
А мужик-то ей брюхо порол,
Да кровинушку проливал,
Капли окропили сыру землю,
Шкуру её в мешок поклал,
А поклавши – то домой пошел.
Скоро сказка говорится,
Да не скоро дело делается.
Пошли вести по всему по лесу,
Дошли они до медведя черно-бурого,
Что убили медведицу его,
Мужик шкуру её в мешок поклал,
В ту пору медведь «Моск» запечалился.
Голову повесил, голосом завыл.
Про свою сударушку,
Черно-бурую медведицу:
Ах ты свет моя «Ква»
На кого ты меня покинула
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мы с моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати,-
И побрел он во дремучий лес;
Видит, – в том месте, меж болот
Из-за малого колодца ,
Ручеек, не умолкая, льётся
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
Зарычал медведь «Моск» на весь мир
– Нет не жить мне без тебя «Ква»
Зов печальный услыхали
Медвежата «я» и «Вуза»
Бросились во дремучий лес к отцу,
До зари в лесу блуждая,
Между тем они всё шли да шли
И на ручей набрели
Навстречу им отец
Медведь горько плачет
К красну солнцу, наконец
Обратился медведь-отец
– Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу; сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой
Не разлучай меня с женой,
А медвежатушек с матерью любимой
Дай ответ мне поскорей
– Свет ты мой, –
Красно солнце отвечало, –
А ведь жена твоя жива,
В речку превратилася она.
Будь же не разлучен ты с женою?
Будьте же вы рекою!
Соединились медвежата «Я» и «Вуза»
И назвал народ её речкою «Яуза».
Вот и встретился медведь-отец «Моск»
С любимою женою «Ква»,
И назвал народ эту речку коротко
«Москва»
Две реки в пути слились в одну
С той поры шумливая Яуза
Будит Москву – реку каждую весну
– Просыпайтесь, отец и мать,
Снова встретились мы с вами.
В сказке ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!
2. Давно это было, не у кого спросить, кто и почему именно так назвал наш город. Никто не помнит ни тех людей, которые населяли наш город в древности, ни их имен. Но одно имя мы знаем. Это имя человека, считавшего основателем Москвы. Это князь Юрий Долгорукий.
Показ конной статуи основателя Москвы Юрия Долгорукого скульпторов С.М. Орлова, А.П. Антропова и Н.Л. Штамма.
3. Сначала вся Москва умещалась в стенах Кремля. Стены его первоначально были деревянные (простоял 30 лет), потом белокаменные (построен за год, а простоял 100 лет), а пять веков назад их сложили из крепкого кирпича. По верху стены венчают двурогие зубцы.(Бойницы – это узкие щели. Сквозь них защитники крепости могли целиться во врагов, а враги в них попасть не могли.) Их больше тысячи. Высота стен от 8 до 18 м(стены с трехэтажный дом, а в некоторых местах – с шестиэтажный), а толщина составляет 4,5 м. Общая протяженность крепостных стен превышает 2 км.
Показ кремлевской стены (фото)
4. Кремль – очень сильная крепость. Но это не только высокая крепкая стена.
Это и еще много разных башен.
5. Возвышаются 20 башен, пять из них –проездные , с воротами, над наиболее высокими башнями – Боровицкой, Никольской, Водовзводной – круглые сутки горят пятиконечные рубиновые звезды. Показ башен. Звон курантов.
6. На Спасской башне большие часы – куранты. Бой курантов можно слушать по радио каждый день ранним утром. Куранты бьют каждый час столько раз, сколько времени показывают часы.
7. Сейчас через Спасские ворота войдем на территорию Кремля. В Кремле сохранилось много очень красивых старинных зданий. Это царский дворец, соборы, церкви.
За кремлевскими стенами располагается Соборная площадь, на которой стоят Благовещенский, Успенский и Архангельский соборы, а также Грановитая палата, колокольня Ивана Великого.
Показ площади, соборов, палаты и колокольни.
Звучит колокольный звон Московского Кремля М. Мусоргский Опера «Борис Годунов».
А вот и чудеса Кремля.
8. Отгадайте загадку:
«Посмотри, подружка! Рядом с Царь-пушкой
Недалеко, ну около другой царь, но … (колокол).»
Показ колокола.
Читает стихотворение Владимира Борисова «Царь-колокол» Комарова Анастасия.
8. Самый большой в мире, но самый молчаливый. Вес – 200 т
9. Отгадайте загадку:
«Дети, закрывайте ушки, сейчас будет выстрел …(пушки)».
Показ пушки.
Читают дети стихотворение В. Борисова «Царь-пушка».
9. Это еще одно чудо в Кремле – Царь-пушка. Вес – 40 т, 4 декоративных ядра по 1000 кг.
10. – Мы побывали за стенами Кремля, но и около них можно увидеть много памятников истории нашей Родины.
– Прямо у кремлевских стен широко раскинулась главная площадь Москвы, одна из самых величественных и самых прославленных площадей в мире.
Показ Красной площади.
– Как она называется? (ХОРОМ)
11. Эту площадь народ назвал Красной – т.е. прекрасной, очень красивой. Начало ее истории восходит к ХV веку. Тогда она представляла большое торжище и называлась «Торг» или «Пожар». Вот так она выглядела в древности.
Показ древней площади.
12. С ХVI века стали проводить торжественные церемонии. В 1534 году на холме возле Покровского собора был построен помост (он был расположен на «лбу» площади), с которого зачитывались государственные указы, так называемое «лобное» место. Показ «лобного» места.
13. – При рассказе о Красной площади был упомянут собор. Кто запомнил, как он называется? (Дети поднимают руки. Опрос.)
Показ Храма Василия Блаженного.
Читает стихотворение В. Борисова «Покровский собор» Волкова Александра.
14. – Возле Храма Василия Блаженного, перед самым его входом, стоит памятник. На постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу. Другой, стоя перед ним с простёртой рукой, вручает тяжёлый меч. Так и застыли они в этих позах навечно – нижегородский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. (1612г. Три дня штурмовали Кремль отряды ополченцев, пока наконец поляки не сложили оружее; а через 200 лет поставлен памятник)
Показ памятника Минину и Пожарскому скульптор Иван Петрович Мартос.
«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»
15. -В центре площади из тёмно-красного гранита стоит величественный Мав-золей В.И. Ленина. С севера замыкает ансамбль Красной площади здание с узо-рчатым фасадом, нарядным крыльцом, с островерхними башенками и теремно-образной крышей – это Государственный Исторический музей.(48 залов, 3млн. 815тыс. предметов и более 10млн. документов.) Показ Мавзолея и Государственного исторического музея.
16. – У кремлевской стены, но уже не на Красной площади, а за её пределами, в Александровском саду, находится еще один памятник, связанный с героической страницей истории нашей Родины
Звучит 3 куплет Гимна города Москвы. «Мы запомним суровую осень, …»
Показ монумента могилы Неизвестного солдата.
17. Вечный огонь озаряет пятиконечную воинскую звезду и бронзовую надпись
«ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН». Рядом на невысокой стене из красного и черного гранита высечено: «ПАВШИМ ЗА РОДИНУ. 1941 – 1945». Справа вдоль кремлевской стены поставлены в ряд десять блоков под ними хранится священная земля городов-героев Ленинграда, Волгограда, Одессы, Мурманска, Брестской крепости, Тулы, Смоленска и т.д. На каждом блоке – название города и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». Во всех городах-героях есть могилы, где горит Вечный огонь. Послушайте стихотворение К.Чибисова «Вечный ОГОНЬ» Читают стихотворение учащиеся.
Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Здесь солдат российский спит.
Мы склонились низко-низко
Над подножьем обелиска,
Наш венок расцвел на нем
Жарким, пламенным огнем.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
18. Мы с вами побывали в самом центре Москвы – в Кремле и на Красной площади, у стен древнего Кремля. Но в Москве очень много интересных мест, связанных с историей нашей Родины и с ее современностью.
Читает стихотворение В. Борисова «Родня» ученица.
Заканчивается наше путешествие, но пусть оно будет началом многих ваших добрых дел, дорогие мои москвичи!
Звучит запись песни «Дорогие москвичи» авторов В. Масса и М. Червинского.