Обобщающий урок по химии "Классификация химических реакций"

Разделы: Химия


Тема урока: «Классификация химических реакций»

Цели урока: обобщить знания учащихся о классификации химических реакций, рассмотрев некоторые из многочисленных классификаций для неорганических реакций; конкретизировать понятие о типах химических реакций в процессе составления химических уравнений.

Форма урока: урок-экзамен.

Оборудование: видеопроектор, экран.

Ход урока

У окна стоит стол, на котором табличка «Приемная комиссия», на краю доски висит экран успеваемости, в который будут заноситься результаты выполненных работ; в левом углу доски написаны дополнительные задания, на партах лежат листочки с заданиями для учащихся.

За столом в приемной комиссии сидят: учитель (председатель комиссии) и два ученика, которые будут проверять выполненные учащимися задания, и выставлять оценки на экран.

Вступительное слово учителя. Мы проведем этот урок несколько необычно. Представим, что данный вопрос попадается вам при сдаче вступительных экзаменов в учебные заведения. Сегодня каждый из вас попробует поступить в одно из трех заведений: медицинское училище, химико-технологический ВУЗ, университет. Для этого вам необходимо сдать экзамен по химии, который будет состоять из нескольких заданий. Оценка – это количество баллов. Можно заработать дополнительные баллы, решив задания, написанные слева на доске в свободное от основной работы время.

Желаю вам успеха, и начнем наш экзамен!

1. Проверка теоретических знаний

На парте – листочек с вопросами, на которые необходимо ответить и сдать в приемную комиссию.

Вариант 1.

1) Al2 O3 + SO3 → Al2 (SO4 )3

а) это реакция соединения;

б) это реакция разложения;

в) это реакция обмена.

Подчеркните правильный ответ.

2) Zn + 2 HCl  → ZnCl2 + H2     

а) это окислительно-восстановительная реакция;

б) это реакция ионного обмена.

Подчеркните правильный ответ.

3) Подчеркните уравнения, которые практически осуществимы:

a) 3 Mg + 2 H3 PO4 → Mg3 (PO4 )2 + 3 H2 ;

б) Cu + 2 HCl → CuCl2 + H2 ;

в) Fe2 O3 + 6 HNO3 → 2 Fe(NO3 )3 + 3 H2 O.

Вариант 2.

1) 2 Fe(OH)3 → Fe2 O3 + 3 H2 O

а) это реакция замещения;

б) это реакция обмена;

в) это реакция разложения.

Подчеркните правильный ответ.

2) BaCl2 + H2 SO4 → BaSO4 + 2 HCl

а) это окислительно-восстановительная реакция;

б) это реакция ионного обмена.

Подчеркните правильный ответ.

3) Подчеркните уравнения, которые практически осуществимы:

a) CuO + H2 SO4 → CuSO4 + H2 O;

б) Hg + 2 HCl → HgCl2 + H2 ;

в) 3 Ca + 2 H3 PO4 → Ca3 (PO4 )2 +3 H2.

Приемная комиссия проверяет работу и выставляет баллы на экран успеваемости.

2. Поиграем в игру «да» или «нет».

Условия игры: через проектор с интервалом одно за другим идут пять заданий. Учащиеся должны определить верно, или неверно они решены и соответственно записать на листочке «да» или «нет». Тот, кто правильно ответит на все вопросы, получит дополнительное очко.

Вариант 1

1) Это реакция соединения

С + О2 → СО2

2) Это реакция разложения

Zn + H2 SO4 → ZnSO4 + H2

3) Это реакция обмена

CuO + H2 SO4  → CuSO4 + H2O

4) Это реакция замещения

2 Na + 2 H2O → 2 NaOH + H2

5) Это окислительно-восстановительная реакция

HCl + KOH → KCl + H2O

Вариант 2

1) Это реакция соединения

2 Fe + O2 → 2 FeO

2) Это реакция разложения

Cu (OH)2 → CuO + H2O

3) Это реакция обмена

Ca + 2 HCl → CaCl2 + H2

4) Это реакция замещения

Al2O3 + 3 H2SO4 → Al2 (SO4)3 + 3 H2O

5) Это окислительно-восстановительная реакция

2H2S + 3 O2 → 2 SO2 + 3 H2O

 

Работы сдаются в приемную комиссию. Слово берет председатель комиссии, озвучивает итоги проверки теоретических знаний.

3. Контрольная работа.

Задания проецируются через проектор на экран. Ученики на отдельных листах выполняют работу.  

Вариант 1.

Вариант 2.

1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Cu (OH)2 → CuO → CuSO4

                        ↓

                       Cu

Fe (OH)2 → FeO → Fe (NO3)2

                        ↓

                       Fe

Укажите типы химических реакций.

2. Рассмотрите уравнения с точки зрения окисления-восстановления, составьте электронный баланс, определите окислитель, восстановитель:

Al + Cr2O3

CO + Fe2O3

3. Закончите уравнения реакций, составьте полное и сокращенное ионные уравнения:

AgNO3 + CuCl2

Ba (OH)2 + H2SO4 →                

 

Члены приемной комиссии проверяют работу. Председатель комиссии объявляет результаты

2 задания, которые записываются на экране успеваемости.

4. Задание для самопроверки.

Пока комиссия проверяет контрольную работу, на экране проецируется задание на составление уравнений реакций, которые учащиеся выполняют. По истечении отведенного времени на экране проецируется правильный ответ. Ученики сами проставляют баллы за эту работу. Листочки сдают в комиссию, и эти баллы идут в общий зачет.

Составьте уравнения реакций между:

а) оксидом алюминия и соляной кислотой;

б) оксидом кальция и серной кислотой.

Вариант 1.

Объясните реакцию а).

Вариант 2.

Объясните реакцию б).

 

* Дополнительные задания.

  1. Даны растворы азотной и серной кислот, оксид железа (III). Составьте уравнения реакций, которые могут произойти между указанными веществами.
  2. Приведите примеры не менее трех уравнений реакций разных типов, в которых общая сумма коэффициентов равна 5.

5. Подведение итогов урока.

Председатель комиссии объявляет общие итоги, которые запечатлены на экране успеваемости. Видя общее количество баллов, каждый ученик может сделать вывод, в какое учебное заведение он «сдал экзамен» по этому вопросу.