Задачи:
- Познакомить с новым звуком и новой буквой.
- Упражнять в чтении слов с новой буквой.
- Расширить знания детей о чае.
Учитель:
- Сегодня в класс пришло приглашение. Прочитаем его.
В МОЕЙ РОЩЕ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.
ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ НА …АЙ.
БУДУТ ЩАВЕЛЬ И ВАРЕНИЕ,
БУДЕТ ВСТРЕ…А ХОРОША!
Учитель:
- Не хватает буковок. Видимо хозяйка не знает еще, как печатается эта буква. Поможем ей узнать. А кто же наша хозяйка? (Муха-Цокотуха, рисунок.)
Учитель:
Давайте заглянем к Мухе и посмотрим, чем она занята?
На белой табуреточке,
На вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит.
И пыхтит, и гостей поджидает.
Муха ставит на стол и готовит:
красивые | чайные |
заварочный | чашки |
ложки | чайник |
душистый | чай |
Соедините стрелочками слова, подходящие по смыслу.
Чем похожи слова второго столбика? С какого звука начинаются слова второго столбика.
Дети:
- Начинаются слова второго столбика со звука [ч]
Звук [ч'] – согласный, глухой, мягкий, непарный.
Учитель:
А вот и гости. Загадки и стихи читают подготовленные учащиеся. (По ходу представления на экране (применение ИКТ) появляются иллюстрации).
Загадка (лит.) и отрывки из стихотворения К.И. Чуковского “Муха-Цокотуха”
1)
Чудо-город, городок,
Шумных домиков рядок,
Целый год янтарный мед
В бочках не кончается,
И все лето весь народ
На цветках качается. (Пчела)
2)
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меда принесла
Целебного, от простуды.
3)
В ярком платье модница,
Погулять охотница
От цветка к цветку порхает,
Утомится, отдыхает. (Бабочка)
(Составляют схемы слов и анализируют).
Учитель:
Прочитайте, как Муха угощает бабочку.
Бабочка-красавица
Кушайте варение,
Или вам не нравится
Наше угощение?
(Варение из лесных ягод очень полезно, в нем много витаминов).
Учитель:
Давайте посмотрим, какими соками угощает муха гостей.
Дети читают по строчкам (лит.)
Пьет из чашечки жучок
Колокольчиковый сок.Пьют веселые букашки
Сок пахучий из ромашки.А нарядный мотылек
Земляничный любит сок.Сока хватит всем в лесу,
Угощает шмель осу.Вот вам два стаканчика
Сока из одуванчика.
Учитель:
Самовар у Мухи вскипел. Она усадила гостей за чай, да не простой, а витаминный. И рассказала им чайную историю.
Чай впервые был завезен в Россию очень давно из Монголии, а позднее из Китая. Стоил чай дорого и пили его только по праздникам. Для экономии добавляли высушенные травы (мяту, бруснику, малину, липовый и яблочный цвет). Главное достоинство такого чая – исключительная польза для организма. Подавали чай на Руси парой, которая состояла из небольшого чайника с заваркой. Этот чайничек ставили на самовар. Вкус, аромат и многие целебные свойства чая зависят от правильности его приготовления.
IV. Итог урока.
Вот и побывали мы в гостях у Мухи. Вспомните ли вы, в каких словах встретили новый звук [ч']?
Дети называют слова.
Учитель:
Спасибо за урок. А на память о встрече рецепты витаминного чая из шиповника, т.к. нет плодов более богатых витамином С, чем его плоды. А еще шиповник содержит витамины группы В, Р, К, провитамин А, каротин, яблочную и лимонную кислоты, сахар. Давно замечено благотворное действие экстракта из плодов шиповника при воспалительных заболеваниях печени и желчных путей. Весьма ценно масло из его плодов. В нем большое количество каротина. Масло применяют для лечения ран, ожогов. Зимой надо обязательно пить витаминный чай.
РЕЦЕПТ:
1 ст. л. плодов шиповника
1 стакан кипятка
Кипятить на медленном огне в закрытой эмалированной посуде 10 минут. Настоять в течение 24 часов, процедить и пить.
Урок: Тема: Звук [й'], буква Й,й.
Задачи:
- познакомить с новым звуком и новой буквой;
- упражнять в звукобуквенном анализе слов и выделении нового звука в словах, в чтении слов с новой буквой;
- расширить знания детей о йогурте как кисломолочном продукте.
Учитель:
Доброе утро! Мы продолжаем наше путешествие по стране Грамоты. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. А еще мы побываем в Стране чудес молочных.
Работа над новым материалом.
Отгадайте загадку.
Он бывает в баночках,
В коробочках, пакетиках.
Конечно, он из молока.
Его вкуснее нет.
Добавку хочешь? –
Выбирай любую и по вкусу
В нем ананас и персик есть,
Черника и малина.
Его приятно всем нам есть,
Что это? Назови-ка! (Йогурт).
Составление схемы и выделение нового звука.
Й | О | Г | У | Р | Т |
[й'] – согласный, звонкий, мягкий
Учитель:
Звук [й'] обозначается буквой Й, й. Русских слов, начинающихся на эту букву, нет. Все слова на й пришли из других языков. А вот в конце слова очень часто без этой буквы не обойтись. Прочитаем:
КУШАЙ
ПРОБУЙ
ОБЕДАЙ
ЧИТАЙ
ЗАВТРАКАЙ
УЖИНАЙ
Бывает й и в середине слова: (прочитывают слова)
ЗАКАЛЯЙСЯ
УМЫВАЙСЯ
УЛЫБАЙСЯ
ЗАНИМАЙСЯ
Учитель:
Вот и мы с вами продолжаем заниматься. Мы познакомимся с продуктом – йогуртом.
Йогурт – сравнительно новый вид кисломолочных продуктов. Готовят йогурты из молока, подвергающегося сквашиванию особыми бактериями. В процессе приготовления в них добавляют различные фруктовые или ягодные соки, кусочки фруктов или ягод. Некоторые йогурты содержат шоколад, какао.
Йогурты обладают ценностью, молочные белки содержат аминокислоты, в которых нуждается растущий организм. Молочные белки легко перевариваются и хорошо усваиваются. Йогурты богаты солями кальция и фосфора, содержат определенное количество витаминов. Что нужно помнить и знать! (Показать упаковку с йогуртом).
Обращать внимание на срок годности, который указан на упаковке;
Если срок не указан, не покупайте этот продукт;
Учитель:
Какие йогурты вы любите?
Дети называют йогурты с различными наполнителями.
Учитель:
Посмотрите внимательно на стаканчики, угадайте, в какой йогурт добавлена малина, в какой – черника, а в какой – персики.
- В первом ни малина и не черника;
- В третьем не малина.
5) Учитель:
Молодцы! Решили верно. Скажите, чем полезен йогурт?
Дети отвечают.
3. Итог урока.
Учитель:
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Название какого продукта помогло в этом? (Йогурт).
Что узнали о новом звуке? ([й'] – согласный, звонкий, мягкий).
Дома запишите в тетрадь слова с буквой й. Реклама йогурта.
Урок по теме: Звуки [ к ] [ к/ ], буквы К, к (вариант 3)
Задачи:
- совершенствовать умения слушать и артикулировать новые звуки [к ] и [ к/]
- формировать умение плавного слогового чтения и чтения целым словом.
- развивать познавательные способности учащихся (речь, внимание, мышление)
- расширять знания учащихся о народных традициях
Ход урока
1. Подготовка восприятию нового материала
Добрый день! Улыбнемся друг другу и начнем наш урок. Мы продолжим путешествие по стране “Грамоты”. Наш урок сегодня носит название. Хотите ли вы узнать, какое? Для этого отгадаем загадки и прочтем ключевое слово в кроссворде.
Загадки (по вертикали)
- Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а (лук)
Что за крип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ….(капуста) - Кругла, да гладка,
Откусишь – сладка,
Засела крепко на грядке …..(репка) - На грядке, на высокой ножке
Встряхнешь – посыплют семена
Их полна, полна голова (укроп) - Вверху зелено, внизу – красно,
В землю вросло … (свекла) - Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда, вкусная …(картошка) - Мой дружок – лучок,
И из долек я ….(чеснок) - 8. Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый - А рубашка зелена,
Вся на солнышке она …( редиска) - Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки….(кабачок)
(загадки заимствованы из разных сборников загадок)
л | у | к | |||||||
к | а | п | у | с | т | ||||
р | е | п | к | а | |||||
у | к | р | о | п | |||||
с | в | е | к | л | а | ||||
к | а | р | т | о | ш | к | а | ||
ч | е | с | н | о | к | ||||
р | е | д | и | с | к | а | |||
к | а | б | а | ч | о | к |
Учитель: Как назвать одним словом отгадки? (овощи)
Какое ключевое слово получилось? (капустник)
На Руси издавна отмечали праздник, посвященный капусте – народной любимице.
17 сентября – Барыня Капуста
14 апреля – Марья – пустые щи.
Физкультминутка
Как на грядке 100 одежек
Появились без застежек
Вот такие кочаны,
Вот такой величины.
Было пусто – стало густо
Поднялась моя капуста.
Вот такие кочаны,
Вот такой величины! (песня)
2. Работа по закреплению знаний
Учитель: Что общего во всех словах – отгадках? (Есть буква к)
Какие звуки обозначает буква?
В огороде кочаны вот такой величины наливаются….
Посмотрите на кочаны , они с буквами. Что за буквы? (гласные)
Буква К хочет “познакомиться” с гласными. Поможем. (Дети читают слоги) .
Учитель: А сейчас выполним графический диктант и узнаем кто еще любит капусту. (выполняют диктант, получается “зайчик”)
Только вечер настает, зайцы скачут в огород.
Сладкие да вкусные кочаны капустные
(Предлагается игра на внимание.(Девять квадратов, в каждом изображен вилок капусты)Задаю направление, а учащиеся отгадывают какой кочан выбрал зайчик)
3. Итог урока
Учитель: Какие праздники на Руси, посвященные капусте вы можете назвать?
Какие звуки и буквы сегодня чаще всего присутствовали на уроке?
Какие слов со звуками [к ] [ к/ ], обозначающими название овощей вы можете назвать?
За ваше старание на уроке я подарю вам сказку. Слушая сказку, вы запоминаете слова с новыми звуками.
Заяц и зайчиха любили капусту. Выросла капуста белая, сочная, крепкая, вкусная, круглая, крупная. Хороша капуста! Срубил заяц кочан. Зайчиха щи наварила, пироги напекла. Зайцев в гости позвала. Зайцы хвалили капусту, хвалили зайчиху – хозяйку. Все сказали “Спасибо!” Заяц и зайчиха остались довольны.