Цель: Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации.
Материал: элементы русского костюма и украшений для воспитателей (бусы, ленты, сарафан и элементы костюма Сороки-вороны.)
Предметы русского быта (чугунок, ухват, крышка, глиняные мисочки, чашечки) предметы обихода (лавка, печка, коромысло, веничек, балалаечка, расписные рушники, посуда) Деревянные расписные ложки (по 2 шт. на каждого ребенка).
Элементы русских костюмов для детей. Запись на магнитофоне русских народных плясовых мелодий (“калинка”, “Выйду ли я на реченьку”, “Светит месяц”), Игрушка-птица.
Словарь: Чугунок, кренделечки, плошечка, масленичек.
Предварительная работа: чтение потешек, пальчиковая гимнастика, разучивание движение к русским народным танцам, народные игры, целевая прогулка в русскую избу.
Ход занятия
1 ч. Дети собираются к Сороке-вороне в гости.
Воспитатель:
- Дети, хотите пойти в гости к Сороке – вороне?
(Предлагает пойти к зеркалу в уголок ряженья. Каждый ребенок получает какую-то деталь русского национального костюма, например девочки – фартучки, косынки, бусы, мальчикам – цветные пояски, кепки.)
Дети приходят в дом Сороки-вороны (эту роль исполняет другой воспитатель)
Воспитатель:
– Тук-тук! Здесь живет Сорока-ворона?
Сорока-ворона встречает гостей низким поклоном.
– Входите гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот чугунок, в котором я кашу варю, Вот печка, Здесь я пироги пеку, бараночки, кренделечки, калачики.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, жару из печи!
Все румяны, горячи!
(Показывает блюда с “понарошечными” баранками)
Воспитатель:
- Ой, горячи-горячи! Взять в руки нельзя, обжигают.
Сорока-ворона, ты их положи на окошко, чтобы остудились, а потом нас угостишь. А сейчас расскажи, пожалуйста, где ты летала, что видала?
2 ч. Ребята попросим вместе (воспитатель и дети громко приговаривают Сороко-ворона! Где была?)
– Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала…
Прошу за стол гости дорогие!
(Текст потешки прерывается. Из печи достается ухватом горшочек с кашей, ставится на стол.)
Воспитатель: (помогает детям сесть за стол)
– Сорока-ворона! Где была?
Сорока-ворона (как бы подхватывая)
– Где была? Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала!
Таким образом, в процессе драматизации дважды повторяется первая часть потешки.
3 ч. Сорока-ворона (продолжает, раздавая детям угощение).
– Этим дала в чашечке, этим в плошечке, этим в поварешке, этим в ложечке. А этому весь масленичек!
(При этом кладет на ладонь игрушку-птицу).
– Вот он, мой сыночек, вороненок! Ему весь масленичек!
(Сорока - ворона раскладывает понарошку кашу, в заранее приготовленную посуду. Дети понарошку едят кашу).
Воспитатель:
– Ребята, вкусная ли каша? Кого еще угостить?
4 ч. Воспитатель:
– Нам понравилась твоя каша, Сорока-ворона.
Дети, споем песенку и сыграем на ложках для Сороки-вороны (потешка повторяется от начала до конца).
Отбивают ритм на ложках.
Сорока-ворона:
– Какие молодцы! А тебе понравилось, сынок – вороненок? Скажи мне на ушко. Очень? Что ты хочешь? Поплясать для ребят?
Сорока-ворона исполняет русский танец для ребят. Дети присоединяются к пляске.
Сорока-ворона:
- И плясать детки умеют! Молодцы! А теперь садитесь, отдохните. Вороненок мой очень устал и хочет спать.
Воспитатель:
– Сорока-ворона, а можно, мы для него песенку споем?
(дети вместе с воспитателем исполняют всю потешку в ритме колыбельной)
Воспитатель:
- Тихо, дети, вороненок сит, Спасибо тебе Сорока-ворона, за кашу, за потешку, за песенку. Нам пора домой. До свидания.
Сорока-ворона:
- Ждать вас буду еще в гости. Возьмите гостинцы – мои бараночки.
Воспитатель и дети:
- Спасибо! Мы еще придем в гости!
Прощаются и уходят.