Цель:
- создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к своему дому, родным и близким людям;
- продолжить работу по формированию связной грамотной речи.
Оборудование: листы для основной работы, небольшие листочки прямоугольной формы (кирпичики), фломастеры, таблички со словами “дом”, “любовь”, “добро”, “покой”, “уют”.
Оформление доски: по центру нарисован большой квадрат или прямоугольник (основа будущего дома).
Индуктор.
- Сегодня я хочу предложить вам снова поработать в творческой мастерской. А о чем пойдет речь, догадайтесь сами…
Нам тепло, уютно в нем,
Если дождик за окном.
Это строит даже гном,
А зовется это - …. (дом).
- Дом, по словарю С.И.Ожегова, - жилое здание, а также люди, живущие в нем, семья, их хозяйство. Задумайтесь, а что значит “дом” для каждого из вас?
Самоконструкция.
- Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает сердце, душу. Запишите это слово на листок.
На доске появляется слово “ДОМ”
- Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Запишите его на свой листок, а в столбик напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.
Социализация.
- Произнесите вслух, что записали.
Дети вслушиваются в эти слова и понравившиеся записывают на свой листок.
- Перечитайте свои записи. Подчеркните фломастером любимого цвета три самых теплых слова.
- Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести.
Учитель записывает слова на доске.
- А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать…
Звуки дома.
Все очень легко и просто,
Знакомо и незнакомо,
Я просыпаюсь рано,
Слушаю звуки дома:
Дрова перед печкой брошены,
Брякнул дверной замок,
Одна за другой картошины
Падают в чугунок…
Гремит печная заслонка,
Трещит береста в огне,
Стучат торопливо, ломко
Ходики на стене.
Лежу, ни о чем не думая,
Слушаю, как легки
Старческие, бесшумные, войлочные шаги.
Страшно пошевелиться мне:
Слушаю не дыша –
Поскрипывает половицами
Дома душа.
(В. Тушнова)
- Поделитесь своими впечатлениями… Как вы понимаете выражение “душа дома”? (высказывания детей).
- Дом – это не только стены и крыша. Дом – это люди, которые живут в нем. Это особое настроение, чувства, это особая неповторимая атмосфера, которая царит внутри.
- Закончите предложения: “Мой дом …”, “Я в доме…”, “Я люблю…”, “Я хочу…”.
Социализация.
- Поделитесь друг с другом своими мыслями, прочитайте самые интересные предложения о вашем доме.
Физкульминутка (под музыку).
- Дети встают, в ладошки “набирают” добрые, теплые слова, “вкладывают” их в ладошки соседей по кругу, потом “подбрасывают” вверх свои слова и “ловят” слова других детей.
- А что означает, на ваш взгляд, выражение “Мой дом - моя крепость”? (высказывания детей).
- Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания (заговор на благополучие семьи):
В доме моем 4 угла,
В каждом углу 3 молодца,
Добро, Уют, Покой живут,
Дом мой от напасти стерегут,
От угла к углу ходит девица,
По земле коса ее стелется,
Зовут девицу Любовь,
На ней и держится мой кров.
- Добро, Уют, Покой и Любовь (таблички со словами появляются на доске) – вот главные основы жизни каждой семьи, каждого дома. Именно эти понятия мы берем в тот дом, который в недалеком будущем предстоит построить каждому из вас.
- Положите свою ладонь на лист бумаги. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой дом.
- Сегодня прозвучало очень много хороших теплых слов о доме.
Древняя пословица права:
Да, язык – великое богатство.
Только надо записать слова,
А не то бесследно разлетятся!
- Все слова, которые вы выбрали, пригодятся вам, когда вы будете писать небольшое сочинение о своем доме. В какой форме писать, вы решите сами. Это может быть рассказ о доме, а может быть кто-то захочет выразить свои мысли и чувства в стихах.
Творческая работа.
Звучит тихая музыка. Дети пишут сочинение на небольших листочках прямоугольной формы.
Афиширование.
- Дети по желанию зачитывают свои работы.
- “Построение” дома: свои листочки с сочинениями дети по очереди прикрепляют на нарисованный дом (в виде фундамента, стен, крыши).
- Подготовленный ученик читает стихотворение:
Дом - это мама рядом со мной,
Папа, пришедший с работы домой.
Братик, сестренка дома живут.
Когда ухожу я, они меня ждут.
Нам весело жить в доме своем,
Нам весело всем - песни поем.
А если чуть-чуть иногда погрустим,
То грустью и радостью делимся с ним.
В доме живем,
В доме растем,
Любим его, помним о нем.
(Н.Д. Коваленко)
- Любите свой дом, своих родных и близких. Помните, что, если в доме живут любовь, добро, взаимопонимание, уважение, то ваш дом превращается в крепость.
Рефлексия.
- Поделитесь своими мыслями о нашей работе.
Спасибо за урок!
Литература.
- Степанова Г.В. Педагогические мастерские. – “Начальная школа” 1998, №5.
- Степихова В.А. Педагогическая мастерская. – “Начальная школа” 1999, №1.