Творческая мастерская письма "Мой дом"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • создать условия для становления рефлексивного, творческого, нравственного отношения ребенка к собственной жизни;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения к своему дому, родным и близким людям;
  • продолжить работу по формированию связной грамотной речи.

Оборудование: листы для основной работы, небольшие листочки прямоугольной формы (кирпичики), фломастеры, таблички со словами “дом”, “любовь”, “добро”, “покой”, “уют”.

Оформление доски: по центру нарисован большой квадрат или прямоугольник (основа будущего дома).

Индуктор.

- Сегодня я хочу предложить вам снова поработать в творческой мастерской. А о чем пойдет речь, догадайтесь сами…

Нам тепло, уютно в нем,
Если дождик за окном.
Это строит даже гном,
А зовется это - …. (дом).

- Дом, по словарю С.И.Ожегова, - жилое здание, а также люди, живущие в нем, семья, их хозяйство. Задумайтесь, а что значит “дом” для каждого из вас?

Самоконструкция.

- Прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. В вашем доме звучит много слов, вспомните самое теплое слово, которое согревает сердце, душу. Запишите это слово на листок.

На доске появляется слово “ДОМ”

- Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Запишите его на свой листок, а в столбик напишите слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме.

Социализация.

- Произнесите вслух, что записали.

Дети вслушиваются в эти слова и понравившиеся записывают на свой листок.

- Перечитайте свои записи. Подчеркните фломастером любимого цвета три самых теплых слова.

- Произнесите вслух те слова, которые захотелось произнести.

Учитель записывает слова на доске.

- А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и послушать…

Звуки дома.

Все очень легко и просто,
Знакомо и незнакомо,
Я просыпаюсь рано,
Слушаю звуки дома:
Дрова перед печкой брошены,
Брякнул дверной замок,
Одна за другой картошины
Падают в чугунок…
Гремит печная заслонка,
Трещит береста в огне,
Стучат торопливо, ломко
Ходики на стене.
Лежу, ни о чем не думая,
Слушаю, как легки
Старческие, бесшумные, войлочные шаги.
Страшно пошевелиться мне:
Слушаю не дыша –
Поскрипывает половицами
Дома душа.
(В. Тушнова)

- Поделитесь своими впечатлениями… Как вы понимаете выражение “душа дома”? (высказывания детей).

- Дом – это не только стены и крыша. Дом – это люди, которые живут в нем. Это особое настроение, чувства, это особая неповторимая атмосфера, которая царит внутри.

- Закончите предложения: “Мой дом …”, “Я в доме…”, “Я люблю…”, “Я хочу…”.

Социализация.

- Поделитесь друг с другом своими мыслями, прочитайте самые интересные предложения о вашем доме.

Физкульминутка (под музыку).

- Дети встают, в ладошки “набирают” добрые, теплые слова, “вкладывают” их в ладошки соседей по кругу, потом “подбрасывают” вверх свои слова и “ловят” слова других детей.

- А что означает, на ваш взгляд, выражение “Мой дом - моя крепость”? (высказывания детей).

- Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания (заговор на благополучие семьи):

В доме моем 4 угла,
В каждом углу 3 молодца,
Добро, Уют, Покой живут,
Дом мой от напасти стерегут,
От угла к углу ходит девица,
По земле коса ее стелется,
Зовут девицу Любовь,
На ней и держится мой кров.

- Добро, Уют, Покой и Любовь (таблички со словами появляются на доске) – вот главные основы жизни каждой семьи, каждого дома. Именно эти понятия мы берем в тот дом, который в недалеком будущем предстоит построить каждому из вас.

- Положите свою ладонь на лист бумаги. Обведите ее и запишите всех, кого вы возьмете в свой дом.

- Сегодня прозвучало очень много хороших теплых слов о доме.

Древняя пословица права:
Да, язык – великое богатство.
Только надо записать слова,
А не то бесследно разлетятся!

- Все слова, которые вы выбрали, пригодятся вам, когда вы будете писать небольшое сочинение о своем доме. В какой форме писать, вы решите сами. Это может быть рассказ о доме, а может быть кто-то захочет выразить свои мысли и чувства в стихах.

Творческая работа.

Звучит тихая музыка. Дети пишут сочинение на небольших листочках прямоугольной формы.

Афиширование.

- Дети по желанию зачитывают свои работы.

- “Построение” дома: свои листочки с сочинениями дети по очереди прикрепляют на нарисованный дом (в виде фундамента, стен, крыши).

- Подготовленный ученик читает стихотворение:

Дом - это мама рядом со мной,
Папа, пришедший с работы домой.
Братик, сестренка дома живут.
Когда ухожу я, они меня ждут.
Нам весело жить в доме своем,
Нам весело всем - песни поем.
А если чуть-чуть иногда погрустим,
То грустью и радостью делимся с ним.
В доме живем,
В доме растем,
Любим его, помним о нем.
(Н.Д. Коваленко)

- Любите свой дом, своих родных и близких. Помните, что, если в доме живут любовь, добро, взаимопонимание, уважение, то ваш дом превращается в крепость.

Рефлексия.

- Поделитесь своими мыслями о нашей работе.

Спасибо за урок!

Литература.

  1. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. – “Начальная школа” 1998, №5.
  2. Степихова В.А. Педагогическая мастерская. – “Начальная школа” 1999, №1.