Урок-конференция "Профессия, которую я выбираю"

Разделы: Информатика, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда. Можно говорить, что большинство старшеклассников делают это не один раз. Первый выбор профессии или типа обучения происходит в конце 9-го класса, когда учащемуся предстоит выбрать профиль дальнейшего обучения в средней школе или в другом учебном заведении.  Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. С одной стороны это взгляд в будущее. Чем  человек хочет заниматься, чего и как достичь, с какими трудностями ему предстоит встретиться на выбранном пути? С другой стороны, это одновременно и взгляд внутрь себя: каковы сильные и слабые стороны этого человека, что он готов преодолеть, чтобы добиться успеха? И в чем для него состоит этот самый успех?

Мы предлагаем нашим девятиклассникам на уроках психологии курс «Выбор профессии», который предоставит информацию о мире профессий и профессиональной ориентации, поможет сформировать способность соотносить свои индивидуально-психологические особенности с  собственными возможностями, с требованиями выбираемой профессии.

Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приемы и в завершение курса создание собственного проекта-презентации «Профессия, которую я выбираю». Учитывая, высокий интерес учащихся к компьютерным технологиям, последний вид работы особенно для них привлекателен. Остановимся подробнее на этой технологии проектной деятельности.

Во время занятий по курсу «Выбор профессии» педагог-психолог  предоставляет информацию о таких понятиях как предмет труда, цель труда,  средства труда и т.д. Составляется план, по которому необходимо подобрать соответствующий материал:

  1. Название профессии
  2. История возникновения
  3. Предмет труда
  4. Цель труда
  5. Средства труда
  6. Условия труда
  7. Характер труда
  8. Требования профессии к человеку
  9. Медицинские ограничения
  10. Требования к уровню образования
  11. Где можно получить образование и подготовку
  12. Обоснование своего выбора

По этому плану учащиеся самостоятельно подбирают материал по интересующей их профессии, используя для этих целей опыт своих родителей, ресурсы Интернет, различную литературу и другие источники информации.

В последнее время очень много говорится об интегрированном обучении. В данной ситуации  предоставляется возможность объединить программу курса «Выбор профессии» и предмета «Информационные технологии». В результате совместной работы психолога-педагога и учителя информатики учащимся удалось создать собственные проекты в программе Microsoft Power Point, которые они представили на интегрированном уроке-конференции, где защищали свои проекты.

По предварительной договоренности можно было объединяться в группы по 2-3 человека.  Таким образом,  ребята сделали 14 проектов, некоторые проекты были озвучены. Презентацию учащиеся представили в виде 12 слайдов, освещающие 12 положений о профессии (см. выше). Учитель  информатики, она же была и классным руководителем 9-го класса, отметила, что при составлении презентации её ребята очень хорошо ориентировались  по данному вопросу, использовали правильные научные термины, у них был чёткий план действий по каждому пункту, чувствовалась подготовленность учащихся, которая осуществилась с помощью психолога школы  на уроках психологии. Конференция «Профессия, которую я выбираю» проходила в кабинете информатики, с использованием интерактивной доски. Все  проявили искренний интерес  не только к своим проектам, но и к проектам своих товарищей. В процессе защиты  дети активно задавали вопросы, обсуждали достоинства и недостатки той или иной  работы.

Такая форма деятельности дает возможность учащимся  не только подвести итог всей работы с психологом, но и обучает навыкам работы с различными компьютерными программами, развивает творческие способности, дает возможность раскрыть себя перед другими ребятами, способствует формированию навыков самопрезентации, а также  формирует уверенность в себе, актуализирует  потребность в саморазвитии.

Итоги работы были положительно оценены и педагогом-психологом, и учителем информатики, и родителями учащихся. Классный руководитель на родительском собрании рассказала родителям, какая работа велась с их детьми по профориентации, показала с использованием интерактивной доски выдержки из презентаций, фотографии с урока-конференции. А самое главное ребятам самим понравилась такая форма работы, в результате которой сформировался образ профессии и получены навыки работы  в программе Microsoft Power Point.