На этом уроке отрабатываются взаимодействие тел, масса, сила.
Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Метод бучения: информационно – развивающий, исследовательский.
Форма работы: лекция, демонстрация, фронтальный эксперимент.
Формируемые умения: сравнивать, работать с приборами, наблюдать, делать выводы.
Оборудование: набор грузов, динамометр.
ТСО: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Цель урока: познакомить учащихся с силой тяжести и выяснить природу этой силы, раскрыть зависимость силы тяжести от массы тела. Отработка экспериментальных навыков.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. фронтальный опрос.
II. Переходный момент. (приложение 1_презентация слайды с 2 по 7).
III. Объяснение нового материала.
- Сила тяжести (определение). (Приложение 1_приезентация слайды с 8 по 11).
- Демонстрация. Измерение силы тяжести.
- Сила тяжести (на чертеже). (Приложение 1_презентация слайды с 12 по 14).
- Единицы измерения силы тяжести. Формула. (Приложение 1_презентация слайд 15).
- “Магический треугольник”. (Приложение 1_презентация слайд 16)
- Зависимость силы тяжести от массы тела. (Приложение 1_презентация слайды с 17 по 20).
- Математический смысл ускорения свободного падания. (Приложение 1_презентация слайд 21)
IV. Динамическая пауза.
Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).
V. Отработка экспериментальных навыков.
- Фронтальный эксперимент. (Приложение 1_презентация слайды 22, 23), (Приложение 2_ описание фронтального эксперимента).
- Обсуждение результатов фронтального эксперимента. (Приложение 1_презентация слайды 24, 25)
VI. Постановка проблемного вопроса. (Приложение 1_презентация слайд 26).
VII. Закрепление нового материала.
Ответить на вопросы:
- Что такое сила тяжести?
- Как построить силу тяжести на чертеже?
- В каких единицах измеряют силу тяжести?
- По какой формуле рассчитывают силу тяжести?
- Как зависит сила тяжести от массы тела?
VIII. Домашнее задание (Приложение 1_презентация слайд 27).
- §24, 27.
- Выяснить физический смысл ускорения свободного падения.
- Сообщение: “Ускорение свободного падения на различных планетах”.
- Домашний эксперимент: “Изготовить динамометр”.