ЦЕЛИ:
- Познакомить с буквами В,в, обозначающими согласные звуки [в], [в' ];
- Учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки /в/,/в/, узнавать графический образ букв;
- Формировать навыки орфоэпически правильного слогового, сознательного чтения слов, предложений;
- Учить работать с текстом; определять тему и главную мысль текста;
- Развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух;
- Воспитывать и прививать интерес к чтению;
Оборудование: букварь Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова; касса букв и звуковых схем; сигналы самооценки, иллюстрации.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой на урок
Я рада, что собрались мы всем составом. С удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. У нас много интересной работы. С каждым днем узнаем все новое, радуемся успеху, а с неудачами будем справляться вместе.
Урок чтения как всегда начинаем с девиза … (“Мы научимся читать!”)
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
1. Прочитать буквы: а у б и о л й р
- На какие группы можно разделить буквы? Доказать.
- Какая лишняя буква? Почему?
Дать характеристику этому звуку.
(/й/ - согласный, звонкий, мягкий)
2. Индивидуальная работа в блокнотах.
(4 ученика составляют звуковую схему к словам лимон, налим, экран, мыло)
III. Речевая разминка (Скороговорка)
Идут бобры в сыры боры.
IV. Постановка темы и цели урока
- Как дует ветерок? (вью-вью)
- Как дрожат от холода? (в-в-в)
- Как маленькие дети называют ранку? (вава)
- Это кто? (Дети называют имена одноклассников)
(Вика, Вова)
- Какой звук услышали в начале слова? (/в/)
- Так как же будет звучать тема нашего урока?
V. Работа над новым материалом
1. Слого-звуковой анализ слов
слива вишня
Рассмотрите картинки. (иллюстрации на доске)
Как назвать одним словом?
Разделить на слоги слово слива
- Назвать 1-й звук второго слога
Дать характеристику звука ([в] - согласный, звонкий, твердый)
Разделить на слоги слово вишня
Назвать 1-й звук первого слога
Дать характеристику. ([в'] - согласный, звонкий, мягкий)
2. Знакомство с буквами В, в.
ВЫВОД: звуки [в], [в’] – согласные, звонкие, бывают твердыми и мягкими. Эти звуки обозначают буквами В, в.).
На что похожи буквы В, в. (Дети высказывают свои предположения)
3. (Чтение стихотворения заранее подготовленного ученика)
Вот буква В
Видна вдали -
Красивая, витая.Как будто крендель испекли
Приезжих поджидая.
С.Я.Маршак
4. Чтение слогов ва во вы ви ву
Какой слог лишний? Доказать.
5. Слоговой аукцион
(Подбор слов с данными слогами)
VI. Физминутка
(Гимнастика для глаз, упражнения для снятия напряжения и усталости)
6. Чтение слов стр. 48
ива | ров | ворона |
волна | улов | ворон |
Волга | обрыв | вороны |
- Что заметили в словах 1 столбика? (опасное место в слове волна)
(собственные и нарицательные слова)
Разбор слов 2 столбика, 3 столбика
Уч-ся выделяют опасные места, доказывают и подбирают проверочные слова. Дается толкование непонятных слов.
7. Чтение стихотворения стр.48.
Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
А.С. Пушкин
- Отрывок, какой сказки прочитали?
- Кто автор? (Краткое сообщение об авторе)
Рассматривание иллюстрации в учебнике.
(На внеклассном чтении подробно познакомимся со сказкой о царе Салтане …А.С.Пушкин)
Загадка (с. 48)
Вильнет хвостом
Туда – сюда -
И нет её,
И нет следа. (волна)
(Рассматривание иллюстрации в учебнике)
Отгадать и составить звуковую схему слова
Сколько слогов? Какой ударный?
Сколько гласных?
Подведем итог
- Что должны запомнить о звуках, с которыми познакомились на уроке.
9. Работа над текстом (с.48)
Чтение рассказа про себя, цепочкой, группами по 4 человека.
Работа над содержанием
- Где были дети?
- Что делали на Волге?
- Кого поймал Вова?
- А кого поймал Ваня?
- Чем занималась Варвара?
- Озаглавьте текст. Докажите, что это текст.
VI. Итог и рефлексия урока
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какое из заданий вызвало трудность?
- Кто доволен своей работой?
Самооценка (солнце, тучка, солнце и тучка)
(Ученики показывают сигналы самооценки)