Урок математики в 1-м классе по программе "Начальная школа XXI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой". Тема "Прибавление числа 5 с переходом через десяток"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с приёмом сложения вида …+5 (составить таблицу …+5 и начать работу по её запоминанию);
  • формировать умение решать задачи;
  • закреплять знания состава чисел;
  • обогатить знания детей информацией о здоровой пище;
  • развивать мыслительные операции (анализ и синтез), слуховое и зрительное восприятие, вариативность мышления;
  • воспитывать аккуратность, развивать терпение и уверенность в своих силах, умение работать самостоятельно и в парах, воспитывать чувство товарищества.

Оборудование:

  • картинки с изображением бельчонка, зайчонка, лисёнка на доске и индивидуально у каждого ребёнка;
  • маски лисы и белки;
  • полоски для моделирования чисел на партах и на доске;
  • цифровая “Ромашка”, знаки “+” и “-” для демонстрации внимательного слушания, набор фишек и касса цифр у каждого ученика;
  • карточки с математическими выражениями на доске;
  • изображение самого большого бутерброда - фотография с Нижегородской ярмарки;
  • картинка “Цирк”.

Ход урока

1. Организационный момент

1) Звучит песенка из мультфильма “Арифметика тётушки Совы” <Рисунок 1>

В лесную школу на урок
Бежит, торопится сурок.
А в классе том уже сидят
Две белочки и пять зайчат.
Я прошу вас отвечать,
Сколько зверюшек учиться хотят? (Восемь) [4]

- А вы, хотите учиться?

- Мы хотим узнать много нового, интересного и полезного.

2).-Давайте и мы, на время урока, превратимся в лесных жителей (зайчат, лисят, бельчат) и отправимся на урок в лесную школу.

Ученики распределяются по группам “Бельчата”, “Зайчата”, “Лисята”, что позволяет организовать дифференцированную работу.

2. Актуализация знаний.

1)Индивидуальная работа у доски. Работа по составу числа 10. “Домик” [3] (построить домик для числа 10) <Рисунок 2>; а+4 и +10. “Машины”.

бельчонок зайчонок лисёнок

<Рисунок 2>

+10

4· —> ·

8· —> ·

1· —> ·

3· —> ·

5· —> ·

9· —> ·

+4

6· —> ·

8· —> ·

5· —> ·

3· —> ·

4· —> ·

9· —> ·

2)-Посчитаем от 1 до20.

“Бельчата” – счёт через 1.

“Зайчата” – счёт через 2.

“Лисята” – счёт через 3.

Ритмическая игра “Счёт через 4.”

-Проверьте, правильно ли выполнили своё задание ученики у доски? (Ученики работают со знаками “+” и “-”)

3)-Молодцы! Вы очень хорошо считали, а теперь решим задачу.

(Разыгрывается сценка).

Белка с рынка возвращалась
И с лисою повстречалась.
- Что ты, Белочка, несёшь?
Задала Лиса вопрос.
- Я несу своим детишкам
Два ореха и три шишки
Ты, Лиса, мне подскажи;
Сколько будет два плюс три? (Пять) [2]

(Ученики работают с “Ромашкой”)

3. Усвоение новых знаний.

Состав числа 5.

1) - Построим домик для числа 5. (работа в парах) <Рисунок 3>

(Домик остаётся на партах)

2) Работа в тетради. Выполнение задания № 1 с. 48

- Сколько должно быть грибов? (5)

- Сколько уже нарисовано? (2)

- Сколько надо дорисовать? (3)

- Нарисуйте.

- Значит 5 – это 2 и 3. В пустую клетку, впишите число 3.

- Сколько букв должно быть в слове? (5)

- Сколько букв уже есть?(3)

- Сколько надо дописать? (2)

- Значит 5 – это 3 и 2.

- Какое слово зашифровано? (Школа)

- Сколько букв в этом слове? (5)

- Сколько букв написано? (4)

- Сколько надо дописать? (1)

- Значит 5 – это 4 и 1.

4. Постановка учебной задачи. Актуализация способов прибавления числа (на примере, а+5) с переходом через десяток.

1) -Прочитайте записи на доске:

6+5 7+5 8+5 9+5

(к шести прибавить пять; семь плюс пять; восемь увеличить на пять; сумма чисел девяти и пяти)

-Что вы можете о них сказать?

- Это суммы. Здесь складывают два числа, одно из них-5

- Кто догадался, примеры, какого вида будем решать?

- Сегодня мы будем прибавлять число пять.

а+5

- Найдите значение первого выражения. (Ответ на “Ромашках”)

- Как считали? Какой способ работы ты использовал?

1. с помощью фишек;

2. с помощью шкалы линейки;

3. по частям;

4. нахождениезначения выражения по изученному равенству 6+4=10 или5+5=10

2) Работа по учебнику. С. 48 №2

- Каким способом работы воспользовался Заяц, выполняя сложение?

- Число он прибавлял по частям.

(Объясняет Лисёнок)

5 разобьём на две части так, чтобы при прибавлении первой части сразу получилось 10, а затем прибавим оставшуюся часть.

- К 7 прибавить5;

5 – это 3 и 2;

к 7 прибавим 3, получится 10, и к 10 прибавим 2, получится 12.

Значит 7 +5 равно двенадцати.

8+5 9+5 (ученики объясняют аналогично)

5. Первичная проверка понимания.

1) Выполним задание №3 на странице 48 учебника с устным объяснением.

- Как удобнее сложить эти числа?

(Удобнее к большему числу прибавить меньшее число, ведь числа можно складывать в любом порядке.)

(опрос 4-х уч-ся, остальные оценивают работу учащихся знаками “+” или “-”)

2) Самостоятельная работа. С. 48 № 2 первый столбик.

- Откройте тетрадь “Математика № 1” задание № 2 первый столбик.

- Найдите значения выражений самостоятельно.

Проверка: - Прочитайте выражения в порядке возрастания их значений.

(На доске появляются примеры 5+5=10 6+5=11 7+5=12 8+5=13 9+5=14.)

- Оцените себя.

(красный кружок- всё верно, не допустил ошибки; жёлтый кружок - сомневаюсь, всё ли верно я сделал.)

3) Работа с таблицей сложения.

- А теперь проверим, как вы запомнили таблицу прибавления пяти. С. 53 (работа в парах).

Физкультминутка.

- Что так начало
Греметь?
- Ульи строит наш
Медведь.
Ульев сделал он
Лишь семь -
На два меньше, чем
Хотел.

- Сколько ульев хотел сделать мишка? (Девять) [1]

(музыкальная пауза)

- Что необходимо животным для того, чтобы хорошо учиться?

(- Вовремя подкрепиться)

4) Решение задач.

- Откройте учебник на странице 49 № 7

- Прочитайте задание.

- Приготовили 8 бутербродов с колбасой и 5 бутербродов с сыром.

Сколько всего бутербродов приготовили?

- Работаем на наборном полотне. “Бельчонок” работает у доски. “Зайчата” и “Лисята” работают самостоятельно.

- Положите красных фишек столько, сколько бутербродов с колбасой.

- Положите жёлтых фишек столько, сколько бутербродов с сыром.

- Каким действием мы узнаем, сколько всего бутербродов? (Сложением)

- Запишем решение.

8+5=13

- Сколько всего бутербродов приготовили? (13)

На доске:

О О О О О О О О

О О О О О

Решение:

8+5=13

Ответ:13.

Обсуждение:

- Как к 8 прибавили 5? (8+2+3=13)

- Как удобнее прибавлять 5 к числу? (по частям)

- Что добавить к бутерброду, чтобы завтрак был полезным?

(Чай, какао, кашу)

6. Поработаем над пройденным материалом.

1) Прочитаем задачу № 8 на странице 49 учебника.

- Решим с помощью фишек.

- Сколько отсчитаем фишек? (12)

- Сколько кружков колбасы положили на ломтик хлеба? (2)

- Сколько фишек будем откладывать? (По 2)

ОО ОО ОО ОО ОО ОО

- Каким действием будем решать задачу? (Делением)

- Запишем решение. (12:2=6)

- Сколько получилось бутербродов? (6)

На доске:

12,2.
Решение:
12:2=6
Ответ: 6.

- Если все эти бутерброды соединить вместе, то получится один большой бутерброд.

Самый большой бутерброд России был приготовлен на Нижегородской Ярмарке при огромном стечении народа. <Рисунок 4>

Для его изготовления понадобилось:

47 больших пшеничных коржей,

100 килограммов майонеза,

35 кг колбасы,

30 кг сыра,

60 кг томатов,

45 кг огурцов и по 68 пучков салата, петрушки, укропа.

Разделили этот бутерброд на 2008 больших кусков и с аппетитом съели посетители ярмарки.

- Как вы думаете, зачем был изготовлен такой большой бутерброд?

(Чтобы посетителям ярмарки было весело.)

- Если вы хотите поднять настроение, куда вы тогда отправляетесь?

(В цирк)

2) Геометрический материал.

- Выполним задание № 5 с.49. - Назовите форму предметов. ( Конус, шар, куб, цилиндр.)

Доп. вопросы: “Бельчатам”- Назовите предметы одинаковые по цвету, но разные по форме.

“Зайчатам” – одинаковые по форме, но разные по размеру.

“Лисятам” – одинаковые по размеру, но разные по форме.

7. Итоговая рефлексия.

- Молодцы! Как много мы сегодня успели сделать.

- Научились прибавлять 5 по частям.

- Решать задачи.

- Вспомнили, какие геометрические тела мы знаем.

- Побывали на Нижегородской ярмарке.

- Урок в лесной школе заканчивается.

С помощью пиктограммы выразите своё отношение к уроку.

- Что важное мы сегодня узнали?

- Какой вид работы был интересным?

- Какое – задание было трудным?

- Что нам надо ещё сделать, чтобы задания выполнять правильно и быстро. (Выучить таблицу прибавления пяти.)

Использованная литература

  1. Волина В. В. Праздник числа. - С.225 М., 1996.
  2. Дроздова В. Е. Белка с рынка возвращалась…Начальная школа № 6. – С. 60. 1994
  3. Иванова Т. И. Моделирование состава чисел в пределах 10. Начальная школа № 10 – С.58. 2004.
  4. Чанчибаева Т. П. Задачи в стихах для 1 класса. Начальная школа № 8 – С.111. 2004.