Цели:
- познакомить учащихся с приёмом сложения вида …+5 (составить таблицу …+5 и начать работу по её запоминанию);
- формировать умение решать задачи;
- закреплять знания состава чисел;
- обогатить знания детей информацией о здоровой пище;
- развивать мыслительные операции (анализ и синтез), слуховое и зрительное восприятие, вариативность мышления;
- воспитывать аккуратность, развивать терпение и уверенность в своих силах, умение работать самостоятельно и в парах, воспитывать чувство товарищества.
Оборудование:
- картинки с изображением бельчонка, зайчонка, лисёнка на доске и индивидуально у каждого ребёнка;
- маски лисы и белки;
- полоски для моделирования чисел на партах и на доске;
- цифровая “Ромашка”, знаки “+” и “-” для демонстрации внимательного слушания, набор фишек и касса цифр у каждого ученика;
- карточки с математическими выражениями на доске;
- изображение самого большого бутерброда - фотография с Нижегородской ярмарки;
- картинка “Цирк”.
Ход урока
1. Организационный момент
1) Звучит песенка из мультфильма “Арифметика тётушки Совы” <Рисунок 1>
В лесную школу на урок
Бежит, торопится сурок.
А в классе том уже сидят
Две белочки и пять зайчат.
Я прошу вас отвечать,
Сколько зверюшек учиться хотят? (Восемь) [4]
- А вы, хотите учиться?
- Мы хотим узнать много нового, интересного и полезного.
2).-Давайте и мы, на время урока, превратимся в лесных жителей (зайчат, лисят, бельчат) и отправимся на урок в лесную школу.
Ученики распределяются по группам “Бельчата”, “Зайчата”, “Лисята”, что позволяет организовать дифференцированную работу.
2. Актуализация знаний.
1)Индивидуальная работа у доски. Работа по составу числа 10. “Домик” [3] (построить домик для числа 10) <Рисунок 2>; а+4 и +10. “Машины”.
бельчонок | зайчонок | лисёнок |
<Рисунок 2> |
+10 4· —> · 8· —> · 1· —> · 3· —> · 5· —> · 9· —> · |
+4 6· —> · 8· —> · 5· —> · 3· —> · 4· —> · 9· —> · |
2)-Посчитаем от 1 до20.
“Бельчата” – счёт через 1.
“Зайчата” – счёт через 2.
“Лисята” – счёт через 3.
Ритмическая игра “Счёт через 4.”
-Проверьте, правильно ли выполнили своё задание ученики у доски? (Ученики работают со знаками “+” и “-”)
3)-Молодцы! Вы очень хорошо считали, а теперь решим задачу.
(Разыгрывается сценка).
Белка с рынка возвращалась
И с лисою повстречалась.
- Что ты, Белочка, несёшь?
Задала Лиса вопрос.
- Я несу своим детишкам
Два ореха и три шишки
Ты, Лиса, мне подскажи;
Сколько будет два плюс три? (Пять) [2]
(Ученики работают с “Ромашкой”)
3. Усвоение новых знаний.
Состав числа 5.
1) - Построим домик для числа 5. (работа в парах) <Рисунок 3>
(Домик остаётся на партах)
2) Работа в тетради. Выполнение задания № 1 с. 48
- Сколько должно быть грибов? (5)
- Сколько уже нарисовано? (2)
- Сколько надо дорисовать? (3)
- Нарисуйте.
- Значит 5 – это 2 и 3. В пустую клетку, впишите число 3.
- Сколько букв должно быть в слове? (5)
- Сколько букв уже есть?(3)
- Сколько надо дописать? (2)
- Значит 5 – это 3 и 2.
- Какое слово зашифровано? (Школа)
- Сколько букв в этом слове? (5)
- Сколько букв написано? (4)
- Сколько надо дописать? (1)
- Значит 5 – это 4 и 1.
4. Постановка учебной задачи. Актуализация способов прибавления числа (на примере, а+5) с переходом через десяток.
1) -Прочитайте записи на доске:
6+5 | 7+5 | 8+5 | 9+5 |
(к шести прибавить пять; семь плюс пять; восемь увеличить на пять; сумма чисел девяти и пяти)
-Что вы можете о них сказать?
- Это суммы. Здесь складывают два числа, одно из них-5
- Кто догадался, примеры, какого вида будем решать?
- Сегодня мы будем прибавлять число пять.
а+5
- Найдите значение первого выражения. (Ответ на “Ромашках”)
- Как считали? Какой способ работы ты использовал?
1. с помощью фишек;
2. с помощью шкалы линейки;
3. по частям;
4. нахождениезначения выражения по изученному равенству 6+4=10 или5+5=10
2) Работа по учебнику. С. 48 №2
- Каким способом работы воспользовался Заяц, выполняя сложение?
- Число он прибавлял по частям.
(Объясняет Лисёнок)
5 разобьём на две части так, чтобы при прибавлении первой части сразу получилось 10, а затем прибавим оставшуюся часть.
- К 7 прибавить5;
5 – это 3 и 2;
к 7 прибавим 3, получится 10, и к 10 прибавим 2, получится 12.
Значит 7 +5 равно двенадцати.
8+5 9+5 (ученики объясняют аналогично)
5. Первичная проверка понимания.
1) Выполним задание №3 на странице 48 учебника с устным объяснением.
- Как удобнее сложить эти числа?
(Удобнее к большему числу прибавить меньшее число, ведь числа можно складывать в любом порядке.)
(опрос 4-х уч-ся, остальные оценивают работу учащихся знаками “+” или “-”)
2) Самостоятельная работа. С. 48 № 2 первый столбик.
- Откройте тетрадь “Математика № 1” задание № 2 первый столбик.
- Найдите значения выражений самостоятельно.
Проверка: - Прочитайте выражения в порядке возрастания их значений.
(На доске появляются примеры 5+5=10 6+5=11 7+5=12 8+5=13 9+5=14.)
- Оцените себя.
(красный кружок- всё верно, не допустил ошибки; жёлтый кружок - сомневаюсь, всё ли верно я сделал.)
3) Работа с таблицей сложения.
- А теперь проверим, как вы запомнили таблицу прибавления пяти. С. 53 (работа в парах).
Физкультминутка.
- Что так начало
Греметь?
- Ульи строит наш
Медведь.
Ульев сделал он
Лишь семь -
На два меньше, чем
Хотел.
- Сколько ульев хотел сделать мишка? (Девять) [1]
(музыкальная пауза)
- Что необходимо животным для того, чтобы хорошо учиться?
(- Вовремя подкрепиться)
4) Решение задач.
- Откройте учебник на странице 49 № 7
- Прочитайте задание.
- Приготовили 8 бутербродов с колбасой и 5 бутербродов с сыром.
Сколько всего бутербродов приготовили?
- Работаем на наборном полотне. “Бельчонок” работает у доски. “Зайчата” и “Лисята” работают самостоятельно.
- Положите красных фишек столько, сколько бутербродов с колбасой.
- Положите жёлтых фишек столько, сколько бутербродов с сыром.
- Каким действием мы узнаем, сколько всего бутербродов? (Сложением)
- Запишем решение.
8+5=13
- Сколько всего бутербродов приготовили? (13)
На доске:
О О О О О О О О
О О О О О
Решение:
8+5=13
Ответ:13.
Обсуждение:
- Как к 8 прибавили 5? (8+2+3=13)
- Как удобнее прибавлять 5 к числу? (по частям)
- Что добавить к бутерброду, чтобы завтрак был полезным?
(Чай, какао, кашу)
6. Поработаем над пройденным материалом.
1) Прочитаем задачу № 8 на странице 49 учебника.
- Решим с помощью фишек.
- Сколько отсчитаем фишек? (12)
- Сколько кружков колбасы положили на ломтик хлеба? (2)
- Сколько фишек будем откладывать? (По 2)
ОО ОО ОО ОО ОО ОО
- Каким действием будем решать задачу? (Делением)
- Запишем решение. (12:2=6)
- Сколько получилось бутербродов? (6)
На доске:
12,2.
Решение:
12:2=6
Ответ: 6.
- Если все эти бутерброды соединить вместе, то получится один большой бутерброд.
Самый большой бутерброд России был приготовлен на Нижегородской Ярмарке при огромном стечении народа. <Рисунок 4>
Для его изготовления понадобилось:
47 больших пшеничных коржей,
100 килограммов майонеза,
35 кг колбасы,
30 кг сыра,
60 кг томатов,
45 кг огурцов и по 68 пучков салата, петрушки, укропа.
Разделили этот бутерброд на 2008 больших кусков и с аппетитом съели посетители ярмарки.
- Как вы думаете, зачем был изготовлен такой большой бутерброд?
(Чтобы посетителям ярмарки было весело.)
- Если вы хотите поднять настроение, куда вы тогда отправляетесь?
(В цирк)
2) Геометрический материал.
- Выполним задание № 5 с.49. - Назовите форму предметов. ( Конус, шар, куб, цилиндр.)
Доп. вопросы: “Бельчатам”- Назовите предметы одинаковые по цвету, но разные по форме.
“Зайчатам” – одинаковые по форме, но разные по размеру.
“Лисятам” – одинаковые по размеру, но разные по форме.
7. Итоговая рефлексия.
- Молодцы! Как много мы сегодня успели сделать.
- Научились прибавлять 5 по частям.
- Решать задачи.
- Вспомнили, какие геометрические тела мы знаем.
- Побывали на Нижегородской ярмарке.
- Урок в лесной школе заканчивается.
С помощью пиктограммы выразите своё отношение к уроку.
- Что важное мы сегодня узнали?
- Какой вид работы был интересным?
- Какое – задание было трудным?
- Что нам надо ещё сделать, чтобы задания выполнять правильно и быстро. (Выучить таблицу прибавления пяти.)
Использованная литература
- Волина В. В. Праздник числа. - С.225 М., 1996.
- Дроздова В. Е. Белка с рынка возвращалась…Начальная школа № 6. – С. 60. 1994
- Иванова Т. И. Моделирование состава чисел в пределах 10. Начальная школа № 10 – С.58. 2004.
- Чанчибаева Т. П. Задачи в стихах для 1 класса. Начальная школа № 8 – С.111. 2004.