Цель: Развивать познавательные способности учащихся, интерес к познанию окружающего мира.
Задачи:
- Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений.
- Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.
Предварительная работа.
1.Учащиеся определяют игроков команд, выбирают капитанов, выбирают названия своих команд.
2. Учащиеся определяют группы поддержки и решают, в какой форме поддержка будет осуществляться (песня, сценка и т. д.)
3. Определяются темы областей знаний для игры: литература, природа, смекалка, искусство, разное.
Ход игры
Учитель. Наша сегодняшняя встреча необычна. Вам, ребята, для игры очень понадобится дружба, логическое мышление и знания, сообразительность и находчивость. Начинаем игру.
Представление команд (название команды, девиз).
Далее команды, в порядке жеребьёвки, выбирают вопросы из областей знаний. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов
Литература.
1. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
2. “Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!”
Назовите басню, из которой прочитан отрывок.
3. Кто из литературных героев помчался вдогонку за Братцем Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране. (Алиса. Л. Кэрролл. “Приключения Алисы в Стране чудес”)
4. Царь острова Итака, герой Троянской войны, переживший множество приключений в опасном морском путешествии. (Одиссей).
5.
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их
плоды.
Назовите басню, из которой прочитан отрывок.
6. Кто из литературных героев вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, побывал на Луне? (Барон Мюнхгаузен. Э. Распэ. “Приключения барона Мюнхгаузена”)
Природа.
1. Почему может погибнуть лес, если в нем вырубить дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)
2. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи).
3. Это высокое растение с яркими цветами можно увидеть на опушках, полянах, вырубках.
У него два имени. Одно дано растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай. (Иван-чай).
4. Это растение тепло- и влаголюбиво. Причем настолько, что растет только в воде. Оно выгодно для выращивания, так как в теплом климате “дает” урожай три раза в год. Им питается половина человечества. (Рис)
5. “Во время своего путешествия, -рассказывал капитан дальнего плавания, - мне пришлось встретиться на одном материке с двумя видами животных. Они четвероногие, но несут яйца, подобно птицам или гадам. Однако, как я убедился, вылупившихся из яиц детенышей мать, подобно млекопитающим, кормит своим молоком… ” Что это за животные? Где они водятся? (Речь идет об утконосах и ехиднах, обитающих в Австралии.)
6. Эту лиану человек научился возделывать в своих садах. Она дает ему сладкие вкусные ягоды более двадцати пяти тысяч сортов. Что это за лиана? (Виноград).
Смекалка.
1. Некий человек должен перевезти на лодке волка, козу и капусту. Как ему это сделать, если в лодке мог поместится только человек, а с ним или коза, или капуста, или волк?
(1 - перевезти козу; 2 - перевезти волка, забрать козу; 3 - перевезти капусту; 4 - перевезти козу).
2. Сколько в комнате кошек, если в каждом из четырёх углов комнаты сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки? (Четыре кошки.)
3. Может ли идти дождь два дня? (Нет, так как ночь разделяет день.)
4. Какой месяц короче? (Май - в нем всего три буквы.)
5. Какая река самая страшная? (Река Тигр.)
6. Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море? (Он намокнет)
Искусство.
1. Как известно, прообраз современного мультфильма был изобретён в 1832 году Ж. Плато и состоял из двух десятков рисунков. Что, по-вашему, на них было изображено?
(Различные движения человека.)
2. В переводе с итальянского это слово означает “свежий”, “сырой”; оно очень тесно связано
с красками и стенами помещений. Что это такое? (Фреска.)
3. Назовите художника (Васнецов В.М.)
4. Основным характерным признаком всех картин этого художника является лиризм. Как изобразитель воздушных пространств и морского штиля оп в русской живописи не имел конкурентов. Назовите художника (Айвазовский И. К.)
5. Многие из вас слушали музыкальную сказку “Петя и волк”. А кто её автор? (Прокофьев)
6.Как называется музыкальное произведение, отрывок которого вы только что прослушали? Кто его автор?
Разное.
1. Эти путешественники передвигаются только по океану, особенно их много в Южном полушарии. Но встреча с ними для кораблей нежелательна. Что это за таинственные незнакомцы? (Айсберги)
2.На ней города и страны, животные и растения, знаменитые люди и великие события. Без нее нет переписки. Для кого-то она – страсть. Что это за таинственная незнакомка? (Почтовая марка)
3. Что будет, если смешать совершенно непрозрачный песок, такую же непрозрачную соду и другие непрозрачные материалы? (перечислены компоненты стекла)
4. Этот прибор обязан своим появлением японскому мальчику-подростку, обожавшему музыку. Идея прибора позаимствована у диктофона. Теперь музыка доступна в путешествиях, в метро, и каждый может слушать то, что ему нравится, не мешая другим. (Плейер)
5. “Я- дерево, но абсолютно без листьев, очень твердый, и цвет не зеленый, а черный. Для вас, люди, я - тепло, свет. Как мое имя?” (Уголь)
6. Раньше это слово обозначало легкую временную постройку, служащую обычно для торговли на ярмарках. Затем это - народный театр, зрелище комического характера. Что это за слово? (Балаган)
3. Выступление групп поддержки команд.
4. Подведение итогов, награждение команд.