Урок "Путешествие вокруг системы координат"

Разделы: Математика

Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед!

Нивен А.

Учебный план: 5 часов в неделю.

Класс: 6.

Тип урока: совершенствование умений и навыков.

Цели урока:

• дидактическая: продолжить формирование навыков при построении точек на координатной плоскости; из абстрактных точек получать знакомый рисунок;
  • развивающая: развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся и навыков самоконтроля; логического мышления, интуиции, расширение кругозора, интере-са, творческих способностей учащихся;
  • воспитательная: воспитание графической культуры при построении, эстетическому оформлению записи в тетрадях.

Оборудование:

• кодоскоп, доска центральная – “Планета Земля”,
  • доска боковая – “Открытый космос”,
  • мел,
  • линейка,
  • телескоп,
  • глобус,
  • макет ракеты,
  • открытки с изображением созвездий, туманностей, метеоритов,
  • вид Земли из Космоса,
  • плакаты, на которых выполнены в художественной форме рассказы,
  • стихи о координатах,
  • мифы, легенды о созвездиях,
  • портрет Ю.А.Гагарина,
  • занимательные цветные рисунки, которые построили сами дети в зависимости от своей фантазии, а также по шаблонам с координатами, предложенными учителем.

-- Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности у астрономов при составлении звездных карт . Мощные телескопы дают возможность фотографировать великолепие галактик, диффузные и планетарные туманности, звездные скопления.

Мир звезд чрезвычайно разнообразен и чем больше мы узнаем о нем, тем увлекательнее и интереснее будет путешествие по звездному небу.

-- Давайте выясним, ребята, на каком транспорте будет совершено космическое путешествие в форме математического диктанта.

-- Диктую координаты точек по порядку их перечисления:

(0;8),(-2;4),(-2;-3),(-3;-5),(-3;-9),(-2;-9),(-2;-7),(-0,5;-7),(-0,5;-9),(0,5;-9),(0,5;-7),(2;-7),(2;-9),

(3;-9),(3;-5),(2;-3),(2;4),(0;8).

-- Этот транспорт - “Ракета”.

-- Ребята! А какая замечательная дата связана с космосом?

-- Наш земляк из г. Саратова Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961года первым в мире совершил полет в открытый космос. И мы этим гордимся!

-- Также на предыдущих уроках мы обратили внимание на то, что координаты встречаются и в художественной литературе.

“Спасительный полет”.

Это произошло в 1942 году. Английскую подводную лодку атаковали фашистские самолеты и повредили ее. Лодка вынуждено опустилась на дно. Гибель казалась неминуемой – из строя вышли рули и система всплытия. А вместе с людьми и боевым кораблем должно было погибнуть ценнейшее оборудование, впервые испытывавшееся на этой лодке.

На борту корабля жили два голубя. Они стали последней, хотя и слабой надеждой моряков. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат места нахождения лодки, поместили птиц в специальную капсулу и через торпедный аппарат выбросили капсулу наружу.

И помощь пришла.

Люди могли только догадываться, что пережили птицы, когда разыгрался жесточайший шторм. Голубь погиб, но голубка сумела долететь до базы.

За этот подвиг она была удостоена высшей военной награды Великобритании, и ей был поставлен памятник.

Упоминание о координатах можно увидеть в стихотворении К.Симонова “Сын артиллериста”, где говорится о молодом воспитаннике пожилого майора – Леньке, который корректировал по радио огонь артиллерийской батареи.

“Третий сигнал по радио:

Немцы вокруг меня,
Бейте четыре – десять,
Не жалейте огня!”
Майор побледнел, услышав,
Четыре – десять - как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.

-- А теперь перед полетом проверим готовность экипажа. Для этого я вам предлагаю ряд вопросов:

-- Как называются оси координат?

-- Числа, которые задают точку в координатной плоскости, называются…….

-- Как называются первая и вторая координаты точки, заданные в плоскости?

-- Какой необходимо соблюдать порядок при записи координат точки?

-- Если ордината точки А равна нулю, то точка находится…..

-- Если абсцисса точки В равна нулю, то точка находится…...

-- Улетая в космос, каждый должен захватить с собой талисманы: “Тайный знак дружбы”, которым одаривают друзей. В средние века он предохранял от нечистой силы, что впрочем не мешало называть его “лапой ведьмы”. А еще надо не забыть взять “Символы любви и разума”. Пифагорейцы обожествляли числа и геометрические фигуры, а их богатая фантазия наделяла их невероятными свойствами. Число 1-огонь, 2-земля, 3-вода, 4-воздух, 5-любовь, 7-разум.

1 вариант: “Дружба” А(1;3), В(-8:10;1), С(-1;1), Д(-1,2;0), Е(-2;-2), К(0;-1), М(2;-2), Е(2;0), Р(3;1), О(8:10;1)

2 вариант: “Любовь” (-4:2;-5:2,5), (-0,09+0,09;0,25*8), (-1;-15:(-15)), (1;1), (0;-1),  (-8:4;15-16)

3 вариант: “Разум” (-16:4;-7:(-7)), (0;0,16*5+0,2), (0;-2), (-2*(-2);-1), (0,25*20;-1).

-- Повторив учебный материал, мы переходим к новым испытаниям –“Улетаем в космос”.Прямо по курсу “Зона метеоритного дождя”. Назвать координаты метеоритов, изображенных на координатной плоскости. После меткого попадания убирается сбитый “метеорит” с координатной плоскости и их остается все меньше и меньше, пока не будет сбит последний.

-- Далее проверим самочувствие экипажа, подлетая к планете внеземной цивилизации. Наша задача расшифровать координаты точек неземной фигуры, спроектированной инопланетянами, и построить ее на координатной плоскости. Фигура состоит из трех точек.

• 1 вариант. Найти координаты точки и построить А (-0,25*0,25*32;-/-15/:(-5)+/-1/)
  • 2 вариант. Найти координаты точки и построить В ((-1)*(-1)-1;-/-1/:0,25+(-6))
  • 3 вариант. Найти координаты точки и построить С (-9*(1:9)-2;/-11/+(-2)*4).

По результатам вычислений строим фигуру по координатам: А(2;4), В(-2;-2), С(-3;3).

-- Делаем вывод, что инопланетная фигура похожа на наш треугольник. Следовательно, “чужая цивилизация” имеет представление о таких понятиях, как “точка”, “отрезок”, “треугольник”, “фигура”, так что есть надежда, что земная цивилизация по способу мышления не сильно отличается от земной.

Теперь мы попали на планету туманности.

-- В ясную безлунную ночь в сельской местности, где отсутствует ночное уличное освещение в созвездии Андромеды хорошо видна невооруженным глазом небольшая слабо светящаяся туманность продолговатой овальной формы и множество разнообразных созвездий. Воспроизведем некоторые из них на боковой доске “Открытый космос” и в тетрадях и по карточкам индивидуально.

1.Созвездие “Малой Медведицы”.(6;6),(3;7),(-3;5,5),(-5;7),(-8;5),(-6;3),(0;7,5).

2. Созвездие “Большой Медведицы”. (-15;-7),(-10;-5),(-3;-6),(6;-6),(5;-10),(-1;-10),(-6;-5,5).

3. Созвездие “Пегаса”. (-6;8),(-4;9),(0;7),(1;5),(8;5),(8;-2),(0;-1),(-2;-4),(-2;-2).

4. Созвездие “Кита”. (11;-7),(9;-6),(10;-5),(7;-1),(4;-1_,(2;0),(-3;0),(0;3),(6;1),(9;2).

5. Созвездие “Цефея”. (0;5),(-1;4),(-2;1),(1;-1),96;-1),(3;2),

6. Созвездие “Кассиопеи”. (-5;0),(-3;2),(-1;0),(1;0),(3;-2).

7. Созвездие “Андромеды”. (-2;9),(0;7).(1;4),,(2;-2),(-2;-1),(-2;5),(-4;4).

8. Созвездие “Персея”. (-5;-3),(-2;-2),(0;-1),(2;-2),(4;-1),(5;0),(6;2),(),5;1),(1;3).

-- Какое красивое звездное небо! А какие интересные легенды существуют об этих Созвездиях. (Рассказывают дети).

-- Включаем автопилот и защитное поле. Экипаж может отдохнуть и заняться творчеством под музыкальную композицию М.Боярского “Трава у дома” или “Про медведицу”.

К доске выходят три ученика и строят по координатам “Лодку”, “Цветок”, “Дом” на центральной доске “Планета Земля”, остальные дети на месте другие стилизованные изображения животных, птиц, насекомых, растений.

“Лодка”.(-6;2),(-4;-1),(3;-1),(3;2),(0;2),(3;4),(0;10),(-3;4),(0;2),(-6;2).

“Цветок”.(-3;7),(-4;2),(-4;4),(-6;3),(-5;5),(-7;5),(-3;7),(2;-8),(0;6),(0;-2),(-3;-1),(0,5;-4).

“Дом”. (5;3),(4;4),(4;8),(2;80,(2;6),(0;8),(-5;3),(5;3),(5;-6),(-5;-6),(-5;3).

-- По рисункам видно, что экипаж скучает по Земле. Все рисунки у наших космонавтов напоминают о доме, о родной реке, о живых цветах. У одних получилась лодка с парусом, у других – колокольчик, у третьих – обыкновенный дом с трубой. И действительно приборы показывают, что прямо по курсу Земля. Осталось выполнить последнее задание, чтобы совершить мягкую посадку. Построив следующие точки, мы прочитаем пословицы, которые нам помогают совершать в жизни “маленькие подвиги”.

1 вариант.

,(-5;-12); м(-4;-7); ч(7;7); о(-10;-8); т(3;-13); г(-2;-10); о(0;-10); л(8;3); .(-7;-1); е(9;0);

и(1;-13); е(5;-9); г(-9;-8); ь(-6;-2); т(-8;-4); г(9;-3); в(0;-12); и(4;-11); е(-5;-10); д(4;-12); д(-6;-6);н(1;-11); ч(-6;-11); о(-6;-5) ; у(-3;-12); я(-10;-5); н(-11;-7).

(Легче идти в ногу, чем догонять).

2 вариант.

в(7;1); е(2;3); н(-9;-1); ь(-8;-1); д(4;-1); л(-6;1); п(-8;3); о(1;-1); а(10;1); ж(4;3); б(-8;-3); л(-2;3); и(5;1); р(-5;3); к(9;1); е(-10;-1); у(5;-3); т(-1;1); г(-4;-1); о(-7;1); и(-3;3); .(9;-3) й(-11;1); о(1;1); а(9;-1); м(11;1); н(7;3); т(7;-3); з(8;№-1); к(2;1); м(-8;1); ы(8;3); в(-2;-1); о(-4;1); з(3;-1); ь(-5;-3).

(Прилежный молоток и в камень гвоздь забьет).

3 вариант.

д(5;12); р(7;9); о(0;12); м(-2;13); у(6;1); у(2;16); и(-3;6); х(-8;6); д(-4;10); т(3;5); и(4;13); е(-6;4); у(3;9); я(4;11); с(8;3); д(-2;15); р(0;11); т(-1; 16); п(0;3).

(Успех и труд рядом идут).

-- Именно такими качествами должны обладать космонавты!

-- И совершив мягкую посадку, давайте расшифруем последнюю фразу.

• 1 вариант. (3;2),(-2;1),(2;-2),(3;2),(-4;-2),(1;3),(-4;2),
  • 2 вариант. (-2;-3),(2;-2),(-1;3),(4;-3),(-4;2),(-6;-1).
  • 3 вариант. (1;1),(4;-1),(-6;1),(-4;-2).

-- Спасибо за урок, дети. Поздравляю всех с благополучным возвращением на Землю!