Цели:
Обучающие:
- расширить кругозор учащихся, по теме: А. Толстой “Приключения Буратино”.Герои сказки. Два мира в сказке.
- активизировать познавательный интерес с помощью программы обучающий экран и игровой деятельности на уроке;
- обогатить словарный запас познакомить детей с художественными средствами создания образа писателем и мультипликатором, с положительными и отрицательными качествами героев.
Развивающие:
- развивать связную диалогическую и монологическую речь учащихся;
- умение сравнивать произведения разных жанров (сказка словесная, сказка анимационная); навыки осознанного, грамотного, выразительного чтения сказки.
Воспитательная:
- воспитывать познавательную активность, культуру восприятия нового произведения (анимационного фильма);
Тип урока: изучение нового
Оборудование:
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- видеозапись мультфильма “Приключения Буратино,
- рабочая тетрадь по чтению,
- учебник чтения Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева “Маленькая дверь в большой мир”,
- таблички с именами героев повести-сказки,
- изображение главных героев – Мальвины и Буратино.
Ход урока
I. Организационный момент.
Тише, тише дан звонок.
Начинается урок.
Для того чтобы урок начался, вам нужно правильно и удобно сесть за своими партами.
II. Сообщение темы и цели урока.
Наш урок - это лесенка, по ней мы будем подниматься в течение 40 минут, от звонка на урок до звонка на перемену. За это время мы побываем на уроке чтения а затем отправимся в сказку. Мы еще раз встретимся с героями повести-сказки АН Толстого и поговорим о мире добра и зла. Хорошие оценки получат те, кто будет отвечать на вопросы, четко строить предложения, кто умеет отстаивать свое мнение. Но мы будем работать не одни, посмотрите, кто к нам пришел.
Фрагмент 1 Просмотр отрывка из мультфильма “Приключение Буратино”
(встреча с Буратино)
Учитель показывает на доске изображение Буратино
- Кто это? (Герой сказки АН Толстого Буратино.)
- Правильно, а какие герои еще есть в этой сказке (Мальвина, Карабас, Дуремар, Тортила …)
- Как вы думаете, кто поможет Буратино подниматься по лестнице (Мальвина )
- Конечно Мальвина.
На доске появляется изображение Мальвины.
Актуализация знаний учащихся.
- Для того, чтобы начать наш путь необходимо проверить домашнее задание.
Выразительное чтение отрывков из текста.
Игра “ Закодированное название”
- Ребята, проказник Буратино закодировал отрывки из текста который мы читали дома. Послушайте, какие названия он придумал и отыщите их:
- “Пещера”
- “Двойной штопор Буратино”
- “Урок арифметики”
- “Погибать - так весело!”
- “Здесь кто-то побывал”
(Дети находят и читают отрывки из текста).
Молодцы! Мы поднялись на первую ступеньку.
IV. Сообщение нового знания
-Продолжаем наш путь. Следующее задание будет не только интересным, но и веселым, чтобы с ним справиться нужно вспомнить, как Буратино встретился с куклами из театра и с Карабасом-Барабасом. (Буратино вместо того, чтобы идти в школу пошел в театр)
- Давайте посмотрим, как это было.
Фрагмент 2 Просмотр отрывка из мультфильма “Приключение Буратино”
(Театр Карабаса)
- Мы посмотрели отрывок из мультфильма. Скажите кто в сказке самый озорной герой (Буратино)
1. Беседа о положительных и отрицательных качествах Буратино.
- Все ли вам нравится в Буратино? Можно опираться на другие эпизоды сказки. (нет ,потому что иногда Буратино ведет себя очень плохо, временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну золотого ключика.)
- Кого напоминает Буратино? (Ребенка).
- Хотелось ли вам иметь такого друга? Почему? (Веселый, озорной, справедливый…)
- Вот почему Буратино - любимый герой сказок людей многих поколений. Я думаю, мы правильно описали характер Буратино поэтому можем подняться еще на одну ступеньку.
Физкультминутка
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахал
И на место зашагал.
2. Самостоятельная работа в тетради. Положительные герои
Составление рассказа о Мальвине.
- Ребята вы можете назвать героев, которые выручали Буратино? (Пьеро, Артемон, Мальвина…)
- А можно ли их назвать друзьями? (Да)
- Можно ль Мальвину назвать другом Буратино? ( Можно)
- Какой друг Мальвина? (Настоящий , заботливый друг
- Какой у нее характер? (Серьезная, аккуратная, воспитанная)
- Откройте рабочую тетрадь по чтению, задание 3 на стр. 19.
Прочитайте задание. Составьте рассказ – описание Мальвины.
- Внешний вид. (фарфоровая кукла с голубыми волосами )
- Характер.(справедливая, заботливая, аккуратная, умная, добрая…)
- Что любит? (любит воспитывать, учить…)
- Давайте посмотрим еще один фрагмент из мультфильма.
Фрагмент 3 Просмотр отрывка из мультфильма “Приключение Буратино”
(Школа Мальвины)
- Совпадает ли образ Мальвины представленный нами, с образом созданным авторами мультфильма ( совпадает)
- Молодцы, позади еще одна ступенька, а мы с вами продолжаем путь.
3. Отрицательные герои в сказке
- В повести – сказке много героев Все ли они хорошие, положительные персонажи? ( нет, есть злые, жадные, отрицательные герои)
- Назовите отрицательных героев, которые присутствуют в сказке.
(Карабас-Барабас, Дуремар…)
- Ребята подобрите качества, которые соответствуют характеру Карабаса Барабаса и Дуремара (злые, жадные, завистливые…)
- Что знаете оних? Кто это? Какими были? (Карабас-Барабас жадный, владелец кукольного театра, Дуремар завистливый продавец пиявок)
- Зачем Карабасу был нужен золотой ключик?( он хотел найти потайную дверь за которой спрятан кукольный театр)
- В подтверждение ваших слов предлагаю посмотреть еще один отрывок из мультфильма.
Фрагмент 4 Просмотр отрывка из мультфильма “Приключение Буратино”
(В лесу)
- Справились ли мы с заданием? (Да, мы правильно их описали)
- Да, мы действительно справились с заданием. Значит, можем подняться на следующую ступень.
- Мы посмотрели отрывок из мультфильма. Скажите кто в сказке герой положительный, а кто отрицательный. Поможет нам справиться с этим заданием
Мальвина посмотрите, что она вам приготовила.
4. Работа на доске Два мира в сказке.
- Назовите героев сказки. (Мальвина, Карабас, Тортила, Дуремар, Артемон, Лиса Алиса, Буратино, Кот Базилио.)
- Определите, к какой группе они относятся.
Таблица на доске. Положительные - Отрицательные
- Очень трудно сказать, кто какой герой. Легче разделить их на два мира: мир добра и мир зла.
(Рассуждения детей.)
Работа у доски
Положительные – Отрицательные | |
добро – зло | |
Мальвина | Карабас |
Тортила | Дуремар |
Артемон | Лиса Алиса |
Буратино | Кот Базилио |
V. Беседа о жанре сказки.
- Ребята мы с вами сегодня работали с двумя сказками, одна из них была словесная, а другая мультипликационная. Чем они отличаются?
(В словесном произведении образ создается с помощью языковых средств, особых словесных интонаций, композиционного построения сюжета сказки В мультфильме огромную роль в создании образа играют звуки, свет, движение фигур, деталей в созданном заранее художником кадре, музыка, крупные и дальние планы, перспектива изображения.)
- Что делает писатель, чтобы создать неповторимое впечатление? Что делает для этого режиссер, аниматор? (Например, словесное произведение открывается присказкой, а в мультфильме слышится особый звук или картинка.)
- Каким образом развиваются действия в мультфильме? В точности ли они копируют действия героев сказки? (Да события повторяются, то есть автор мультфильма придерживается того, что придумал автор повести сказки. Герои так же похожи на сказочных.)
- Давайте посмотрим еще один фрагмент из мультфильма.
Фрагмент 5 Просмотр отрывка из мультфильма “Приключение Буратино”
(Театр Буратино)
- Я думаю, мы справились и с этим заданием и можем с гордостью подняться на последнюю ступень.
VI. Итог урока
Наши герои поднялись до самого верха лестницы. Они вместе с нами узнали очень много и о многом поговорили. Заканчивается наш путь-урок.
- Что на уроке для вас было новым и интересным.
(рассуждения детей)
- На ваших партах лежат карточки с изображением героев сказки.
Если урок вам понравился, обведите изображение главного героя Буратино.
Если что - то было не понятно Мальвины она расскажет нам то, что было не понятно.
Если было совсем не интересно, и урок не понравился, обведите Карабаса-Барабаса.
Спасибо!
VII. Домашнее задание.
А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание.
Нарисуйте иллюстрацию к прочитанным главам. Подпишете рисунок словами из текста.