Контроль знаний – важный этап в обучении

Разделы: Физика


В процессе обучения много важных этапов. Одним из них является – контроль знаний. Каждый учитель старается найти свой подход к проверке знаний учащихся.

В процессе работы мной были апробированы различные варианты дидактических материалов. Но каждый раз не устраивало, то одно, то другое. В результате проб и ошибок я пришла к выводу, что оцениваться должны те только теоретические знания материала и практические умения решать задачи, но и знание физических формул и единиц измерения физических величин. Контроль знаний произвожу в конце изучения темы.

Для этого пришлось разработать собственную систему оценивания знаний и умений учащихся, которая состоит из 4 контролируемых элементов:

  • “Формулы”, здесь проверяется фактическое знание формул изучаемого материала.
  • “Буквы и единицы измерения”, проверяется знание обозначений физических величин и их единицы измерения.
  • “Теоретический этап”, где проверяются теоретические знания, это могут быть вопросы на фактическое знание определений и качественные задачи.
  • “Практический этап”, проверяются умения решать задачи как качественные, так и количественные.

По такой структуре мной составлены контрольные работы для учащихся, начиная с 7-го класса, количество вариантов может варьироваться от 4 до 6. Каждый ученик за контрольную работу получает по 4 оценки. В этом случае удобно проводить поэлементный учёт знаний. И повышается объективность в выставлении оценки.

Для классов со слабой обученностью, предварительно за неделю до проведения работы даю список вопросов из теоретической части, для более качественной подготовки.

Приведённые ниже примеры нескольких контрольных работ для учащихся 7 классов, составлены по программе к учебнику под редакцией А. А. Пинского и В. Г. Разумовского.

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГЛАВЕ 2

  1. Что называется механическим движением материальной точки?
  2. Что называется телом отсчёта?
  3. Назовите два тела, относительно которых Земля движется?
  4. Сформулируйте гипотезу Аристотеля о строении Вселенной?
  5. Чем можно объяснить годичное движение Солнца?
  6. Чем можно объяснить суточное движение звёзд?
  7. Сформулируйте гипотезу Н.Коперника о строении Вселенной?
  8. Что называется траекторией движения материальной точки?
  9. Зависит ли форма траектории от тела отсчёта? Приведите пример.
  10. Изобразите траекторию движения Луны вокруг Земли.
  11. Изобразите траекторию движения Земли вокруг Солнца.
  12. Изобразите траекторию движения конца минутной стрелки часов за 15 мин.
  13. Изобразите траекторию движения конца секундной стрелки часов за одну минуту.
  14. Изобразите траекторию движения груза относительно самолёта во время падения.
  15. Изобразите траекторию движения педали велосипеда относительно рамы.
  16. Что называется материальной точкой?
  17. Приведите пример, когда Землю можно считать материальной точкой?
  18. Что называется координатой?
  19. Что называется перемещением материальной точки?
  20. Как связаны перемещение и пройденный путь?
  21. Что называется равномерным движением?
  22. Что называется скоростью равномерного прямолинейного движения?
  23. Что называется неравномерным движением?
  24. Что называется средней скоростью?
  25. От чего зависит средняя скорость?
  26. Что представляет собой график движения равномерно и прямолинейно движущейся материальной точки?
  27. Что называется инерцией?

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГЛАВЕ 3

  1. Что называется массой тела?
  2. Что такое инертность?
  3. Что называется плотностью вещества?
  4. Что такое деформация? Какие виды деформации вы знаете? Чем они отличаются?
  5. Какая деформация называется упругой? Приведите пример.
  6. Какая деформация называется пластической? Приведите пример.
  7. Что называется силой?
  8. Какие характеристики имеет любая сила?
  9. Что такое равнодействующая сила?
  10. Чему равна равнодействующая, противоположно направленных сил?
  11. Чему равна равнодействующая, сонаправленных сил?
  12. Сформулируйте закон Гука.
  13. От чего зависит сила упругости?
  14. Что называется величиной деформации?
  15. Какая сила называется силой тяжести?
  16. От чего зависит сила тяжести?
  17. Какая сила называется силой трения?
  18. От чего зависит сила трения?
  19. Какая сила называется весом тела?
  20. От чего зависит вес тела?
  21. Что называется невесомостью?
  22. Катящийся шар сталкивается с неподвижным шаром, при этом первый шар останавливается, а второй приходит в движение со скоростью первого шара? Что можно сказать о массах этих шаров? Почему?
  23. Может ли космонавт в состоянии невесомости пользоваться весами, приводимыми в движение гирей? Почему?
  24. При выстреле из пушки, она откатывается назад. Во сколько раз скорость вылета снаряда больше скорости отката орудия?
  25. Чему будет равен вес космонавта в космическом корабле во время полёта в космосе? Почему?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

ВАРИАНТ 1

ФОРМУЛЫ

  1. Перемещение при равномерном прямолинейном движении.
  2. Скорость равномерного прямолинейного движения.
  3. Средняя скорость.
  4. Закон равномерного прямолинейного движения.
  5. Выразите из формулы скорости равномерного прямолинейного движения конечную координату материальной точки.

БУКВЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Какие физические величины обозначаются следующими буквами и в чём они измеряются: x1, l , t.?

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Что называется траекторией движения материальной точки?
  2. Что называется координатой?
  3. Чем можно объяснить годичное движение Солнца?
  4. Изобразите траекторию движения Луны вокруг Земли, относительно Земли.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Африканский слон может развивать скорость до 40 км/ч. Выразите это значение в системе СИ.
  2. Определите координату снеговика относительно дерева, если расстояние между двумя ближайшими штрихами равно 40 м.
  3. Координата пешехода в начальный момент времени была равна 12 м. Определите его конечную координату, если он переместился на 10 м.
  4. Начальная координата автомобиля на прямолинейном участке шоссе была равна 10 м. Через 4 с координата стала равной 50 м. С какой скоростью двигался автомобиль?
  5. В каком направлении и почему будут двигаться пассажиры автобуса при торможении?

ВАРИАНТ 2

ФОРМУЛЫ

  1. Перемещение при равномерном прямолинейном движении.
  2. Скорость равномерного прямолинейного движения.
  3. Средняя скорость.
  4. Закон равномерного прямолинейного движения.
  5. Выразите из формулы скорости равномерного прямолинейного движения начальную координату материальной точки.

БУКВЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Какие физические величины обозначаются следующими буквами и в чём они измеряются:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  1. Что называется материальной точкой?
  2. Что называется равномерным движением?
  3. Сформулируйте гипотезу Н.Коперника о строении Вселенной?
  4. Изобразите траекторию движения конца минутной стрелки часов за 15 мин, относительно циферблата часов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Шмель в полёте развивает скорость до 18 км/ч. Выразите это значение в системе СИ.
  2. Определите координату машины относительно снеговика, если расстояние между двумя ближайшими штрихами равно 10 м.
  3. Координата пешехода в начальный момент времени была равна 100 м. Определите его перемещение, если конечная координата пешехода равна -150 м.
  4. Через 5 с после начала наблюдения за движением мотоциклиста его координата стала равной 11 м. Чему равна его средняя скорость, если его начальная координата равна 1 м.
  5. В каком направлении и почему будут двигаться пассажиры автобуса при правом повороте?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

ВАРИАНТ 1

ФОРМУЛЫ

  1. Масса тела.
  2. Плотность вещества.
  3. Сила тяжести.
  4. Сила упругости.
  5. Выразите коэффициент трения из формулы силы трения.

БУКВЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Какие физические величины обозначаются следующими буквами и в чём они измеряются:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Что называется массой тела?
  2. Что такое деформация? Какие виды деформации вы знаете? Чем они отличаются?
  3. Какая сила называется силой тяжести?
  4. От чего зависит сила трения?
  5. Может ли космонавт в состоянии невесомости пользоваться весами, приводимыми в движение гирей? Почему?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Выразите значение плотности вещества 0,78·10-2 кг/см3 в системе СИ и определите что это за вещество.
  2. После взаимодействия тележки разъехались в разные стороны таким образом, что первая тележка до полной остановки прошла расстояние равное 10 см, а вторая – 40 см. Чему равна масса второй тележки, если масса первой 200 г?
  3. Бак, длиной 40 см, шириной 20 см и высотой 50 см, наполнили керосином. Определите массу керосина в баке.
  4. Сила тяги автомобиля равна 1000 Н, а сила сопротивления движению 700 Н. Определите равнодействующую этих сил. Выполните рисунок.
  5. Определите массу телеги с грузом, если для её равномерного передвижения в горизонтальном направлении трактор прикладывает силу тяги 600 кН. Коэффициент трения равен 0,2.

ВАРИАНТ 2

ФОРМУЛЫ

  1. Масса тела.
  2. Сила трения.
  3. Плотность вещества.
  4. Сила упругости.
  5. Выразите массу тела из формулы силы тяжести.

БУКВЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Какие физические величины обозначаются следующими буквами и в чём они измеряются:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Что называется плотностью вещества?
  2. Что такое равнодействующая сила?
  3. Какая сила называется силой трения?
  4. От чего зависит сила упругости?
  5. Катящийся шар сталкивается с неподвижным шаром, при этом первый шар останавливается, а второй приходит в движение со скоростью первого шара? Что можно сказать о массах этих шаров? Почему?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Выразите значение плотности вещества 9·105 г/м3 в системе СИ и определите что это за вещество.
  2. При взаимодействии двух тел, первое изменило свою скорость на 4 м/c, а скорость второго тела изменилась на 8 м/с. Чему равна масса второго тела, если масса первого тела равна 2 кг?
  3. Определите массу воздуха в кабинете физики, если его размеры равны 10x6x3 м.
  4. К динамометру подвесили два груза. Вес первого 5Н, а масса второго 0,2 кг. Какое значение силы показывает в этом случае динамометр? Выполните рисунок.
  5. Сила упругости, возникающая в пружине при упругой деформации равна 50 Н. Какова длина пружины после растяжения, если её жёсткость равна 103 Н/м, а начальная длинна 15 см?