Содержание
I. Введение.
II. Роль языкового образования в развитии личности.
III. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков
IV. Роль учителя в формировании речи подростков.
V. Филологическое образование в школе с углубленным изучением английского языка.
VI. Роль всех предметов в развитии всесторонней личности (концепция лингво-гуманитарного образования).
ХОД УРОКА
I. Введение.
В работе рассматривается вопрос роли языка в становлении духовного мира личности на примере творческого участия коллектива учителей школы № 8 с углубленным изучением английского языка в разработке концепции лингво-гуманитарного образования.
На рубеже веков ученые выделяли три тенденции в развитии языкового образования:
- Огромный шаг сделан в образованности населения России (в прошлом неграмотное население).
- Усиление теоретических, нередко формальных переходов в формировании, как содержания, так и методики: алгоритмы, информационные технологии и другое. Взят курс на интеллектуальное развитие детей.
- Речевая и даже речеведческая деятельность: вводятся системы сочинений разных жанров, функциональная стилистика, культура речи, внезапно пробуждается интерес к риторике, с огромной силой внедряется понимание языка как коммуникативного и информативного средства.
Мы наблюдаем странное явление: с одной стороны в обществе взрыв бездуховности (наркомания, преступность, падение авторитета образования, классической литературы), с другой стороны – подъем духовности: создается новое, переиздается старая научная литература, исследуется духовный мир молодежи, ее ценностные ориентации, накапливаются публикации на эту тему, возрождается влияние церкви, усиливается влечение к полноценному образованию. В методике преподавания предметов усиленно развивается личностно ориентированное образование, учитывающее интересы и одаренность школьников.
II. Роль языкового образования в развитии личности.
Роль языка в формировании личности.
Сегодняшнее время – это время высоких информационных технологий, глубоко гуманистического понимания роли человека. Изучаются возможности “встроенности” личности в общественные отношения. При обучении и использовании разнообразных технологий мы должны помнить, что язык играет огромную роль. Следует отметить, что природа, создавшая человека, позаботилась о трех механизмах языковой способности:
- Субъект решает сам, что он передает другому (внешняя речь).
- Субъект решает, что сохранить в мыслях.
- Процесс речепорождения и понимания скрыт от своего хозяина, и он видит лишь результат.
По приблизительным подсчетам доли использования языка и речи в жизни человека распределяются следующим образом:
а) общение – аудирование и говорение, диалоги, монологи (в среднем не более 15% времени),
б) внутреннее общение: одностороннее – через чтение книг, газет, через телевидение, музеи, а так же письма, записи, дневники – личные и деловые (в совокупности до 35% времени),
в) общение с самим собой, т.е. обдумывание чего-то, воспоминания, внутренний диалог с самим собой или с вымышленными персонажами, муки совести, самоанализ, принятие решений для себя (занимает 50% времени).
Чем богаче мир человека, тем глубже его мысли, и тем более сложных и разнообразных языковых средств он требует. И наоборот: богатство языка осложняет, разнообразит мысленную и духовную жизнь личности.
III. Роль социальных фактов в формировании речи современных подростков.
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговой язык революционных матросов и солдат (от них обращение братишка). Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингента носителей – в этой формулировке выдающегося лингвиста Л.И. Скворцова чувствуется не только революционных энтузиазм эпохи, но и горечь, и сознание трагизма момента, вызвавшего изменение контингента носителей. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Жаргон – английский сленг, французское арго – явление, характерное для языкового развития. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные одним общим делом, общими интересами, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы обращения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значения слов.
Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится первичным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации – вполне естественная плата за шаг, сделанный ей на встречу. То, что так связно с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, которой в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в тестах песен (“Мне все по барабану” – группа “Сплин”, “Заколебал ты” – группа “Дискотека авария”, слова песни Михея Джуманжи: “…дабы или чтобы понять цену лайфа…” от английского слова life – жизнь), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современный старшеклассник.
Стремительное и постоянное ускорение и обновление – ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обуславливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
VI. Роль учителя в формировании речи школьников.
Учитель, во-первых, человек интеллигентный, образованный, культурный немыслим без хорошей речи. Во-вторых, достичь мастерства в области правильной речи можно только в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте, в основном с подростками. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.
Речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того, в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способами организации и изложения информации, т.е. содержанию и форме педагогической речи.
Всякое педагогическое общение есть общение воспитателя и воспитанника. Воспитательная направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору информации и ее подачи.
Речь учителя служит образцом, который воспринимает подросток и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи в обществе. В силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но и в известной мере и для подражания.
Стиль педагогического общения – это совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с молодежью, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит, как сказано, от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог, т.е. от того, как и каким он видит, хочет видеть себя в общении с детьми, какую роль играет в процессе профессиональной деятельности. Общепринятой классификации стилей педагогического общения нет.
Наиболее распространены следующие:
- общение-устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);
- общение-заигрывание (учитель, не уверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками; в обмен на снижение требований к ним он получает, например, лучшую дисциплину в классе);
- общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться);
- общение дружеского расположения (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);
- общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс совместной интеллектуальной деятельности на уроке).
Первые два стиля свидетельствуют о профессиональной непригодности учителя, так как это “отпугивает” подростка от обучения. Элементы трех последних встречаются в стилях общения разных учителей. Лишенные крайностей, эти стили могут помочь в разных ситуациях общения и формировании нормы речи у подростков.
V. Филологическое образование в школе с углубленным изучением английского языка.
В школе с углубленным изучением английского языка очень важно учитывать все вышеизложенные факты. Разрабатывая концепцию лингво-гуманитарного, образования мы сформулировали роль всех школьных предметов в развитии личности, в развитии языкового образования. Огромную роль в процессе приобщения учащегося к духовным ценностям национальной и мировой культуры играет русская литература, которая развивает у ученика речевую культуру, формирует эстетическое отношение к окружающему миру, общественную позицию, историческую память. В настоящее время преподавание филологических дисциплин осуществляется в весьма сложных социокультурных условиях:
- С одной стороны идет деформация русского литературного языка, расшатываются его нормы, снижается речевая культура и грамотность, заменяющая истинно культурные ценности продуктами массовой культуры, падает интерес к изучению родного языка и литературы.
- С другой стороны делается попытка возрождения пластов языка, которые связаны с обозначением морально-нравственных качеств и свойств человека, усиливается внимание к предметам отечественного искусства, где воспевается духовное начало личности.
Вот почему назрела проблема пересмотра методики преподавания русского языка и литературы, необходимость выработки единых подходов к филологическим дисциплинам.
Мы выработали четыре подхода:
а) коммуникативно-деятельностный,
б) функциональный,
в) текстоориентированный,
г) этнокультуроведческий.
Достаточно лишь одного интеллекта, чтобы стать личностью? Одна из главных черт личности – потребность духовности, “стяжание духа”. Хочу привести для примера условные компоненты, составляющие понятие “духовность”.
Эмоции, чувства (от элементарных ощущений до нравственных переживаний). На этой основе происходит самовыражение личности, создаются шедевры поэзии. Сознание (осмысление действительности, включение ее в систему приоритетных понятий, суждений). Память (она не только хранит образы слова, тексты, значение слов и их оттенки, даже запахи, но и подает нужные слова в процессе речи). Ценностные ориентации (здесь осуществляется контроль за самим собой, самоанализ, самооценка, мир интересов, увлечений, одаренности).
Все это работает, в основном, в языковых формах и, в сущности, весь мир личности – это язык, его средства и варианты. В овладении языком совершается петь очеловечивания, поэтому ведущая задача филологических дисциплин – раскрытие культурологического и воспитательного потенциала.
Одно из средств создания речевой среды, развивающей личность – обращение на уроках к образцам, какими являются отрывки из произведений художественной литературы. К сожалению, в современном мире наблюдается отторжение красоты, отвыкание от красоты и обустроенности дома, традиционного обряда, красоты слова. Прошло время, когда разбрасывали камни, приходит время собирать их. В современном мире есть понятие “экология” (она изучается как раздел биологии). Но существует такое понятие как экология души – способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям, иначе – социальная экология.
Активно формируется экология культуры – сохранение и возрождение накопленных ценностей. Пришло время говорить об экологии языка, которая является показателем уровня духовного развития нации. Задачей педагогического коллектива школы является помощь учащимся посредством слова постичь миропонимание, философию, психологию, историю и духовную культуру. На уроках русского языка и литературы проводится работа, которая включает отработку:
- усвоение слов и значений
- определение различий в эмоционально-экспрессивных окрасках слов
- сфера употребления слов
- использование новых, усвоенных слов в собственных высказываниях
- очищение словаря
VI. Роль всех предметов в развитии всесторонней личности (концепция лингво-гуманитарного образования).
Эту же работу проводят учителя предметники на других уроках. В концепции лингво-гуманитароного образования мы отмечаем, что история обогащает память многообразием социального, нравственного, коммуникативного, созидательного опыта человечества в области государственного устройства. Обществознание способствует становлению норм, установок, образования, поведения личности. Оно содействует социализации личности. Экономика представляет творческий поиск эффективных решений на фоне экономических методов управления. Математика направляет развитие мышления на воспитание чувства точности, экономности, информативности речи. Физика и химия способствуют формированию экологически целесообразного поведения, разумного отношения к себе, людям и окружающей природной среде; выработке понимания общественной потребности в развитии этих наук. Экология направлена на составления экологической ответственности личности. В формировании общей экологической культуры участвует география, вооружающая учащихся умениями интегрировать информацию, полученную из множества источников, умениями пользоваться специфическим международным языком общения – географической картой, умением принимать в будущем управленческие решения на всех уровнях. Биология представляет жизнь как величайшую ценность на земле, формирует экологически грамотных людей, способных устанавливать гармоничные отношения с природой, с обществом, самим собой; формирует новое биосферное мышление.
Как видно из вышесказанного, комплекс гуманитарных и естественных наук в аспекте осознания системных связей между ними вооружает выпускников умениями жить в социуме, понимать свои обязанности по отношению к социуму и адаптироваться в жизни постоянно изменяющемся обществе. Особую роль в этом играют предметы школьного образования: русский язык, литература, иностранные языки и информатика.
Современный человек не может быть востребован на рынке труда без знания и владения информационными технологиями. Именно поэтому в школе уделяется большое значение овладению информационными технологиями всеми учащимися и педагогами.
27% педагогов прошли обучение по программе “Интел” в информационном центре, 20% курсы “Интернет технологии”, остальные обучаются у преподавателя информатики.
20% педагогов используют на своих уроках мультимедийную установку, разрабатывая свои презентации учебного материала, что значительно повышает интерес учащихся на учебный процесс.
Основная цель обучения иностранного языка – развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Задачами учителей иностранного языка в школе с углубленным изучением английского языка являются:
1) Формирование и развитие билингвистической коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
2) Осознание учащимися роли иностранного языка как способа приобщения к иноязычной культуре как органической части мировой культуры.
3) Формирование у учащихся представлений о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире.
Для расширения и углубления знаний по иностранному языку в области культурологии и страноведения педагогами школы разработаны программы по спецкурсам “Страноведение” и “Литература англо-язычных стран”, “Основы технического перевода”.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность языкового образования учащихся предметами всех циклов, применять интегрированные знания для формирования широкого кругозора учащихся, для востребованности выпускников школы во всех областях науки, мирового бизнеса. Приложение 1.