Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это проявляется в процессе обучения, во внеклассной и внешкольной работе. Наивно предполагать, что “яркое мероприятие” способно изменить поведение учеников, нужна непрерывная, кропотливая работа педагогов, чтобы выработать устойчивые привычки,
Процесс воспитания – это единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчинение идее целостности формирования личности.
Центральным звеном деятельности классного руководителя является изучение личности школьника, Что именно надо изучать? Для этого следует знать определённый общественный эталон, по которому можно судить о воспитанности всех детей. Таким эталоном принято считать всесторонне развитую личность, которая формируется в процессе взаимосвязи умственного, нравственного, физического трудового и эстетического воспитания.
Программу изучения личности школьника можно представить в таблице, где общее, типичное и индивидуальное своеобразие могут быть определены по критериям и показателям с учётом возраста и воспитанности детей.
Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявления истинного уровня воспитанности. Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Перед определением воспитательных задач классный руководитель изучает уровень воспитанности ученика, затем выявляется проблема, определяются цели и задачи для решения этой проблемы. Затем намечаются мероприятия, при помощи которых можно достичь поставленной цели. После проведения мероприятий целесообразно проанализировать результат и если требуется продолжить работу над проблемой.
Мой 10 “Б” класс сформировался из учащихся разных классов и в этом учебном году появились проблемы взаимоотношений учащихся с учителями, а также проблема успеваемости.
В сотрудничестве с Комковой И.Н., которая ведёт профориентационную работу в школе, было проведено анкетирование учащихся, в результате которого подтвердилось, что состояние здоровья детей достаточно слабое. 11 учеников имеют хронические заболевания, такие как брохиальная астма, гастрит, аллергия, анемия, болезнь желчного пузыря. Только за этот учебный год 15 учащихся побывали на больничном( один ученик - 6 раз, другой - 5 раз, два - 3 раза, пять - 2 раза, шесть учеников - 1 раз). Большинство учащихся не желает питаться в школьной столовой, хотя 6 человек периодически питаются горячим, остальные ограничиваются булочкой и стаканом сока.
Оценивая способности своего характера многие (8 чел.) отметили у себя отзывчивость, жизнерадостность и дружелюбие (6 чел.), вспыльчивость (4 чел.). Дети считают себя аккуратными, скромными, общительными, но обидчивыми, но отчасти мстительными, добрыми, усидчивыми, но вредными. Конечно, абсолютно все считают себя воспитанными. Но, проанализировав результаты нравственного изучения детей, я была удивлена несколько неожиданным результатам. Не все десятиклассники имеют высокий уровень воспитанности. Ответы 11 учащихся свидетельствуют о недостаточной сформированности нравственной ориентации, об эгоистической позиции, 4 ученика обнаружили несформированность нравственных отношений, неустойчивое поведение. Отрадно, что из опрошенных учеников имеют высокие показатели.
Значит, проведение воспитательных мероприятий, которые развивают интерес к самому себе, желание развиваться нравственно, критически относиться к себе, избавляться от пороков своего характера, уважительно относиться к другим людям. Полезным может быть посещение театра, картинных и творческих выставок, встречи с интересными людьми, с ветеранами войны. Немаловажно сотрудничество с учителями–предметниками, убеждая их создавать позитивную атмосферу на уроке. Обязательны собеседования с родителями о нравственном совершенствовании их ребёнка.
Проведя диагностическое исследование семей своих учеников, я определила, что большинство семей имеют демократический тип отношений в семье, где родители с доверием относятся к ребёнку, его мнению. В двух семьях преобладают авторитарные отношения, где родители считают, что ребёнок должен выполнять всё, что от него требуют. Выявились также семьи с формальными отношениями, здесь родитель как бы снимают с себя ответственность, считая, что делают для ребёнка всё, что возможно. Есть семьи с детоцентристскими отношениями, где родители, а чаще всего матери, центрируют весь свой мир и свои проблемы на ребёнке.
Учёт специфических особенностей различных родительских групп способствует снятию психологических барьеров, возникновению родителей чувства, что их понимают. Необходимо вести психолого-педагогическое просвещение на родительских собраниях, индивидуальных собеседованиях, привлечение родителей к помощи в проведение досуга детей, поощрении наиболее активных родителей.
Одна из важнейших задач школы - помочь школьникам сознательно выбрать профессию с учётом их желаний и возможностей. В результате анкетирования по профессиональной направленности мы получили следующие данные: 5 учащихся видят себя программистами, 5 учеников избрали творческие профессии, такие как архитектор, дизайнер, реставратор, стилист-визажист,4 десятиклассника мечтают стать врачами (в том числе окулист, стоматолог, хирург), 3 человека желают проявить себя в государственных органах управления, законодательстве, 1 ученик в области экономики,1 - в экологии, 1 хочет овладеть профессией переводчика, 1 - учителя. Один ученик не представляет себя никем.
Несмотря на выбор профессии всех объединяет желание-приносить людям пользу. В основном все остановились на своём выборе сами - 12 чел., 9 чел. - под влиянием родителей, друзей, телевидения, книг и т.д. Важно отметить, что только один ученик указал, что учителя помогли в выборе профессии. Следовательно, всем учителям-предметникам и классному руководителю обязательно следует обращать внимание на профессиональные склонности учащихся и рекомендовать приложить свои способности в той или иной деятельности.
После окончания 11-го класса многие планируют поступать в ВУЗы крупных городов России.
В сотрудничестве с психологом школы Роженцевой В.Н в результате тестирования уровня интеллектуальных способностей учащихся обычной средней школы удалось определить, что один ученик имеет высокий показатель, восемь-хороший, одиннадцать-средний, один-низкий. Возможно, полученные данные не совпадают с нашим мнением об учащихся. Скорее всего, причиной этого является различные проблемы, как со стороны учащихся, так и самих учителей.
Наиболее частными проблемами у 6 учащихся наступают проблемы с характером, 8 учащихся не имеют мотиваций в учёбе, нет желания учиться у четверых, серьёзные проблемы со здоровьем у других четырёх учащихся, со стороны учителя часто встречается нежелания понять ученика, никаких компромиссов, создание нервозной обстановки на уроке, вплоть до унижения и оскорбления ученика.
В ходе анкетирования учащихся удалось выявить, какие предметы им нравятся и не нравятся, какие вызывают трудности.
Изучение учебной мотивации и отношение к школе показало, что наиболее трудный предметы для них алгебра - 15 чел., русский язык - 11 чел., и наверное, по этой же причине эти предметы не нравятся: алгебра - 9 чел., русский язык - 7 чел. Можно было бы предположить, что проблема только в учителе или ученике, но факт, что литература больше всего нравиться учащимся (10 чел.) опровергает это предположение. Об отношении к учёбе можно судить по диаграмме, где отражено, какое время учащиеся затрачивают на подготовку домашних заданий.
Свободное время учащиеся 10 “Б” проводят в основном за чтением книг, журналов, газет (10 чел.), гуляют 7 человек, занимаются компьютером 5 человек. Также в свободное время дети посещают каток, дискотеки, различные кружки, занимаются спортом, музыкой, шитьём, рисованием, смотрят телевизор.
В этом направлении следует убеждать детей в полезном времяпровождении, через чтение воспитывающей литературы, занятия не только компьютером, но и спортом и другими активными видами деятельности.
Весь материал, полученный в результате изучения школьников, используется для дальнейшей работы с классом и с каждым индивидуально.
По полученным результатам можно построить общую характеристику ученика 10 “Б”.
- Это юноша или девушка 15 лет,
- среднего уровня интеллекта, гуманитарного склада мышления,
- не имеющий (не имеющая) мотивации к учёбе,
- которому(-ой) больше всего нравятся биология и литература,
- и не нравится алгебра и русский язык, так как они для него (неё) самые сложные,
- он (она) затрачивает на подготовку домашних заданий 1 час 35 минут,
- болеющий(-ая) в среднем два раза в год,
- проводящий(-ая) свободное время, читая и гуляя,
- представляющий(-ая) себя в будущем программистом,
- который(-ая) сам(-а) выбрал(-а) эту профессию,
- считающий(-ая) себя отзывчивым(-ой), жизнерадостным(-ой), дружелюбным(-ой), иногда вспыльчивый(-ая).
Таков обобщённый портрет ученика 10 “Б”.
Список использованной литературы:
Воронов В.В. “Технология воспитания” - Москва 2000. стр. 38
- Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях “Вестник” образования№18, 2001 г.
- Н.Е. Щуркова “Новое в воспитательной работе школы”, М., 1990 г.
- Н.Е. Щуркова “Игровые методики” М., 2002 г.
- С. Степанов “ЧТО вы знаете и чего вы не знаете о себе и других” М., 1994г.
- М.И. Рожков “Классному руководителю” М., 1999 г.
- В.В. Петрусинский “Игры, обучение, тренинг, досуг” М., 1995 г.
- В.П. Сергеева “Классный руководитель в современной школе” М., 2000 г.
- Л.Г. Петрясевская “Образование родителей и школа” М.,, 1999 г.
- В.П. Шейнов “Как управлять другими, как управлять собой” Минск, 1997г.
- Научно-методические журналы “Классный руководитель” №2,7 2000-2001 г.
- У. Хейнс “Мой мир и я” М., 1994 г.