1) Что такое, по вашему мнению, хороший собеседник?
2) Когда провели опрос на тему: "Что такое хороший собеседник?", то подавляющее большинство ответивших поставили на первое место умение собеседника слушать. И это не случайно. Большинство из нас плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание – это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит.
3) Скажите, что для вас труднее: слушать или говорить? (идет беседа)
4) Да, слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость "говорения "в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому 3/4 возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.
5) Наверное, вы все помните веселую игру в испорченный телефон, когда по кругу шепчут друг другу на ухо какое-нибудь слово или фразу , и это сообщение возвращается к своему автору в совершенно неузнаваемом виде. При этом, каждый старается посильнее испортить условия слышимости, произнося слова очень быстро и неразборчиво. Сейчас же, мы предлагаем игру в телефон, электрический механизм которого, будет работать вполне исправно. Тем не менее, мы убедимся, что сама по себе исправная аппаратура, не исключает возможности ошибок на линии связи.
Сейчас я зачитаю текст телеграммы и определим участника группы, который начнет передавать ее по телефону. В нашем случае текст сообщения будет содержать не одно слово, а несколько фраз.
Телефонограмма 1.
Гастроли итальянской оперы. Беру билеты субботу двадцать третье 19.00. Немедленно вылетай.
Сообщи вылете. Одноклассник Дмитрий.
Телефонограмма 2.
Экзамены сдал отлично. Остаюсь практику две недели. Буду возможно июле. Выезде сообщу.
Ждите. Скучаю всех. Ольга.
6) (Передача телефонограммы по цепочке)
Телефонограмма прошла по всей линии связи до самого конца. Давайте сравним исходный и конечный текст сообщения. Посмотрим, какие элементы текста выпали, какие видоизменились и почему. (Перегруженный телефон)
7) Подчеркнем, что эта игра демонстрирует не только возможности и особенности нашей памяти, но и то, как мы умеем слушать и слышать друг друга.
8) Знаете ли вы, что:
а) когда разговаривают двое мужчин или две женщины, то они перебивают друг друга одинаково часто. При разговоре мужчины и женщины, мужчина перебивает ее почти в 2раза чаще. В результате примерно треть времени у женщины уходит на то, чтобы восстановить направление разговора, бывшее в момент, когда ее перебили.
б) Женщины уделяют больше внимания самому процессу общения, в то время, как мужчины склонны сосредотачиваться больше на содержании разговора. Мужчина, обычно, внимательно слушает женщину только 10-15секунд, после чего начинает "слушать" себя и искать, что бы сказать самому.
9) "Будьте хорошим слушателем!" - гласит одно из правил искусства убеждать. Внимательное слушание - залог вашей убедительности. Никогда не убедить собеседника, если не поймешь ход его мыслей. Кроме того, внимательный слушатель располагает к себе собеседника.
10) Сейчас предлагаем поиграть в игру "эстафета смыслов". Участники игры, от одного к другому "передают", называя социально-культурные ценности, предпочитаемые ими.
а) "Я очень люблю, когда в нашем городе, вечером , вдруг где-то заиграет музыка… потому, что мне тогда кажется, что это душа города поет...Передать личностный смысл можно в любом лексическом варианте и интонационной окраске, но так, чтобы "полученный" личностный смысл не был искажен. Начинать со слов, которые помогают проверить степень понимания: "Правильно ли я Вас понял?", "Другими словами, Вы считаете...", "Сказанное Вами может означать...", "Что Вы имеете в виду?", "Не уточните ли Вы?", "Нельзя ли подробнее?"
Если смысл передан правильно, участник получает право "передачи" своего личностного смысла другому, если смысл искажен, то участник лишается права "передачи".
Арбитрами, оценивающими момент "передачи смысла", будете вы сами. У вас на руках карточки зеленого и красного цветов. Зеленый - смысл принят; красный - смысл искажен. Ни один участник не выбывает из игры, в случае неудачи участник сохраняет только право оценочного голоса.
Правила во время игры: при обращении называть человека по имени; Благодарить за "переданный смысл". Смотреть на того, к кому обращаешься; Никого не унижать неосторожным словом или неожиданной реакцией.
Смыслы для передачи:
- Я очень люблю, когда вся моя семья вместе, не важно где, дома или в кино, или в театре, мне так приятно и спокойно с ними, я чувствую себя защищенной.
- Я думаю, что многие смотрят телевизор от того, что им делать нечего, больше нечем заняться, я думаю, это ленивые и скучные люди.
- Я думаю, телевидение очень плохо влияет на подростков, которые ежедневно смотрят фильмы о насилии, убийствах, а так же они перестали читать книги и совсем не хотят напрягать свои мозги. (Щуркова Н.Е. "Эстафета смыслов")
11)Обратили ли вы внимание на то, как вас слушали ваши собеседники, на их позы и жесты? (Предполагаемые ответы)
12)Если вы знаете язык жестов и поз, то это помогает вам понять, что думает слушатель по поводу ваших слов.
Например:
- Ваш собеседник сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку - это значит, он заинтересован.
- Голова слегка наклонена набок - он вас внимательно слушает.
- Прикрывает рот во время слушания - он сомневается, не верит говорящему.
- Он прикрывает рот рукой во время своего высказывания - он вас обманывает.
- Зрачки расширены - он заинтересован или возбужден.
- Зрачки сужены - он скрывает, утаивает свою позицию.
13).Сейчас мы проверим ваше умение слушать и слышать. Прослушайте отрывок из текста и скажите, сколько раз вы услышите в разных падежах слово
ВАННА - Если ванна потеряла свой блеск и белизну, сделайте следующее: покройте ванну бумажными салфетками, смоченными уксусом и оставьте их в ванне на несколько часов. Ванна будет сиять как новенькая.
ЗУБЫ - У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом... Но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. (Чехов А.П. "Лошадиная фамилия ").
14). А теперь, попробуем вспомнить содержание прослушанного. Кто попытается это сделать? Интересно, что было легче: не слышать слова или запомнить содержание текста? (Игры: обучение, тренинг, досуг. Под редакцией В.В. Петрусинского "Непроизвольное запоминание").
15). И в заключение, поиграем в театр. Все участники выбираются на месте, никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него роль, никто из актеров не является актером, поэтому ваше поведение свободно, актерского мастерства не требуется . Вам нужно, по ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героя, появляться и исполнять все, о чем сообщает голос за кадром.
Пьеса:
"Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь. Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице, на привязи спит Пес. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку. Воробей зачирикал тревожно. Пес отчаянно залаял. Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил, с ружьем в руках Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет..."
Занавес!
16). Как Вы себя чувствовали во время спектакля? Какие мысли у Вас возникали? Понравилось ли Вам участвовать в пьесе? (Зрителям смотреть?)
17) Тест: (по Шестакову)
Всегда - 4балла;
Часто - 3балла;
Иногда - 2балла;
Никогда - 1балл.
- Даете ли Вы, собеседнику, возможность высказаться, не перебивая его?
- Обращаете ли Вы, внимание на подтекст высказывания собеседника?
- Стараетесь ли Вы, запомнить, что говорит Вам собеседник?
- Обращаете ли Вы, внимание на главные стороны сообщения?
- Слушая собеседника, стараетесь ли Вы, сохранить в памяти основные факты сообщения?
- Обращаете ли Вы, внимание собеседника на то, что вытекает из содержания сообщения?
- Подавляете ли Вы, у себя желание, уклониться в беседе от неприятных Вам вопросов?
- Воздерживаетесь ли Вы, от раздражения, когда собеседник высказывает противоположную точку зрения?
- Стараетесь ли Вы, удерживать свое внимание на сообщении собеседника?
- Проявляют ли Ваши собеседники интерес к беседе с Вами?
Расшифровка результатов теста:
32 и более - отлично;
27 - 31 - хорошо;
22 - 26 - посредственно;
менее 22 - надо тренироваться.
Использованная литература:
- В.П.Шейнов "Как управлять другими, как управлять собой" Минск, 1997.
- Н.Е. Щуркова "Игровые методики" Москва 2002.
- А.П.Чехов "Лошадиная фамилия".