Цели: образовательные:
краткое повторение основных положений
раздела “Лексика”;
развивающие:
- продолжить формирование ОУУН учащихся на основе инструментария, дидактического материала;
- развитие необходимости в интеллектуальной и творческой деятельности через технологию сотрудничества;
воспитательные:
- решение частично-поисковых задач;
- развитие творческого мышления;
- осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней;
- воспитание любви к родному языку.
Оборудование: таблицы, словари, рисунки, индивидуальная карточка-зачёт (приложение 1).
Метод: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
- работа в группах;
- работа в парах;
- индивидуальная работа.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока; мотивация.
Учитель: Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах нам знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие-исследование в страну “Лексика”. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме “Лексика”, развитие умений узнавать новое в уже известном. Компасом будут служить ваши знания, смекалка, умение работать в группах, сотрудничать.
Кто же жители страны “Лексика”? (слова русского языка).
Сколько нужно слов человеку, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться?
Словарный запас современного образованного человека должен составлять, по мнению учёных, от 20 тысяч до 24 тысяч слов. Но чаще всего бывает у нас так, как в стихотворении А. Барто (чтение учащимися).
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!
На каком из рисунков вы узнаёте героя стихотворения?
А кого бы вы выбрали героем сегодняшнего урока?
Так поговорим о словах, сделаем их верными друзьями.
Где хранятся слова, к каким кладовым мы обращаемся в поисках нужного слова? (к словарям)
Вспомним, о чём могут поведать словари. (Работа по выставке словарей)
На уроках, изучая раздел “Лексика”, именно об этом шла речь. Итак, в путь по этой стране! (Учитель обращает внимание учеников на карту страны “Лексика”)
III. Работа по теме урока.
Мы находимся на станции “Однозначные и многозначные слова”.
Как вы понимаете значение названия станции?
Проиллюстрируйте свой ответ, найдя в словаре однозначное слово.
Запишите предложения. Скажите, что обозначает слово земля в них.
(Учитель обращает внимание учащихся на доску, где указаны значения слова земля. Земля: планета, территория, родина, почва, суша.)
- За ночь дождь сильно намочил землю.
- На пятый день плавания мы увидели землю.
- Земля вращается вокруг Солнца.
- Береги землю любимую, как мать родную.
- Мы оказались на земле, открытой Колумбом.
(Учитель опрашивает группы, делается вывод, что земля – многозначное слово)
“Карточка-зачёт”: выпишите из словаря учебника по два примера на однозначные и многозначные слова.
Чтобы попасть на следующую станцию, поработаем с многозначным словом язык. (Запись под диктовку)
- Я больно прикусил язык.
- Язык до Киева доведёт.
Каково значение слова язык во втором предложении? (переносное)
Но с этим выразительным средством языка надо пользоваться умело. (Учитель демонстрирует рисунок с изображением покупателя, идущего к кассе магазина. Покупатель произносит слова: “Выбейте мне мозги, пожалуйста.”)
“Карточка-зачёт”: подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.
Как вы поняли сочетание слов “Язык до Киева доведёт”?
Мы прибыли на станцию “Фразеологизмы”.
Редакторы групп подготовили рисунки: “Угадай фразеологизм”.
“Карточка-зачёт”: объясните, что значит фразеологизмы.
Мы прибываем на станцию “Синонимы”. Но чтобы вступить на неё придётся потрудиться. Запишите слова в строку по три, исключите лишнее.
Огонь, дым, пламя.
Бросать, кидать, ловить.
Ураган, дождь, пламя.
Шалун, тихоня, озорник.
Как называются слова, которые вы оставили? (Синонимы)
Дайте определение термина “Синонимы” Учитель на передвижной таблице выставляет, используя ответы учеников:
Синонимы Значение одинаковое Звучание разное |
“Карточка-зачёт”: запишите слова-синонимы к слову промежуток из стихотворения.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток
Пока начнётся новый акт,
Мы называем все…
На время что-то прекратив,
Мы объявляем…
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим…
После урока непременно
Нужна ребятам…
Для чего же используются в речи синонимы? (для избежания повторов)
Привал совершим в весёлом городе. Но, чтобы попасть в него нужно подобрать ключ. (Учитель демонстрирует рисунок и читает: “Нас попробуй различи, если все мы ключи”)
Что имеется в виду, о каких ключах идёт речь? (слова-омонимы)
Какие слова называются омонимами? Учитель на передвижной таблице выставляет, используя ответы учеников:
Омонимы Значение разное Звучание одинаковое |
“Карточка-зачёт”: объясните, о каких омонимах идёт речь в предложениях.
- На каких полях не сеют и не пашут?
- Какой рукав нельзя пришить?
- Из какого крана не напиться водой?
Побывав на станции “Омонимы”, мы получили таблицу. А как называются слова, которые характеризуют слова-омонимы. (Разное – одинаковое: антонимы)
Дайте определение антонимов, приведите примеры.
“Карточка-зачёт”: опишите жителей этого города, используя антонимы. (Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением двух людей, совершенно противоположных по внешности)
Мы прибыли на станцию, обозначенную пометой обл. Что это значит? (диалектные слова)
Работа по схеме “Вертушка” (учитель раздаёт группам для работы в парах карточки по уровням).
1-й уровень.
Выбери правильное.
Диалектные слова – это:
а) слова, вошедшие в русский язык из других
языков;
б) новые слова, возникающие в языке;
в) слова, употребляемые жителями той или иной
местности.
2-й уровень.
Привести примеры диалектных слов, используя словарь учебника.
3-й уровень
Подчеркнуть диалектные слова:
Говорить, балакать, баять, вечор, капуста, вилок, дрожки, спина, загорбок, человек.
Опрос группы первой по готовности. Другие группы сверяются.
“Карточка-зачёт”: отгадайте значение диалектного слова, употреблённого в известных вам выражениях:
- Москву слезами не расквелить.
- Кто голдобнёй, кто молчанкой берёт.
- По капельке море, по волотке стог.
- Много знай, да мало бай.
Работа по схеме “Вертушка” (учитель раздаёт группам для работы в парах карточки по уровням).
1-й уровень.
Выбери правильное.
Заимствованные слова – это:
а) слова, связанные с особенностями работы
людей той или иной специальности;
б) слова, вошедшие в русский язык из других
языков;
в) новые слова, возникающие в языке
2-й уровень.
Выбери правильный ответ на вопрос, в каких словарях даны значения заимствованных слов:
а) словообразовательный;
б) толковый;
в) орфографический;
г) иностранных слов.
3-й уровень.
Подчеркнуть заимствованные слова, используя словарь учебника.
Живопись, библиотека, альбом, акварель, натюрморт, портрет, пейзаж.
Опрос группы первой по готовности. Другие группы сверяются.
“Это интересно” (сообщение ученика).
Знаете ли вы, что в старославянском языке, который является предком современного, отсутствовал звук “ф”? Так вот, слова, имеющие в своём составе “ф”, являются заимствованными (филин, кофта, кафтан).
“Карточка-зачёт”: запишите слова, имеющие в своём составе заимствованные элементы: аква, био, фон.
Мы прибыли на станцию “Устаревшие слова”
Почему слова устаревают?
Работа по схеме “Вертушка” (учитель раздаёт группам для работы в парах карточки по уровням).
1-й уровень.
Закончи формулировку определения.
Слова, вышедшие из активного употребления, называются…
2-й уровень.
Привести три примера устаревших слов, используя словарь учебника.
3-й уровень.
Подчеркни устаревшие слова:
Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр.
Опрос группы первой по готовности. Другие группы сверяются.
“Карточка-зачёт”: объясни, что обозначают устаревшие слова.
А как появляются новые слова?
(Учитель демонстрирует предметы: бейджек, маркер, корректор…)
“Карточка-зачёт”: запиши, какие новые слова, по твоему мнению, появились недавно.
На уроке мы с вами употребляли термины, специальные слова науки “Лингвистика”, которыми пользуются лингвисты, филологи, люди, изучающие русский язык. Вспомните и назовите эти слова (лексика, омонимы, синонимы, антонимы…)
“Карточка-зачёт”: впиши профессиональные слова, используя словарь учебника.
IV. Итоги урока.
Сухомлинский: “Любовь к родине невозможна без любви к родному слову. Человек не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и племени”.
Выполнение теста по теме: “Лексика” (приложение 2).
V. Домашнее задание.
Повторить всё, что вам известно по теме: “Словообразование” (части слова, способы образования слов).