Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с нарушениями речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей старшего дошкольного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приёмов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Что становится возможным при использовании метода наглядного моделирования, который облегчает запоминание и актуализирует получаемую информацию. Процесс моделирования основывается на абстрактно-логических процедурах: абстракцией отождествления, идеализацией, абстракцией потенциальной осуществимости. Наглядность при этом обеспечивает связь наблюдаемых явлений и признаков с их анализом и синтезом. Это особенно важно для дошкольников, так как в этом в этом возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального.

Для облегчения процесса освоения связной речи я использую предметно-схематические модели Т.А. Ткаченко, С.А. Васильевой и сенсорно-графические схемы В.К. Воробьевой.

Модели служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, направляют процесс связного высказывания и помогают детям с нарушениями речи выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Конспект занятия в старшей логопедической группе: Лексическая – “Птицы зимой”

Цель занятия: Составление рассказов-описаний.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания детей о зимующих птицах.
  2. Уточнить представления об образе жизни птиц зимой, особенностях их поведения, способах передвижения.
  3. Расширить глагольный и предметный словарь по теме.
  4. Учить детей составлять рассказы.
  5. Продолжить обучение детей составлению описательных рассказов по схемам-моделям.

Развивающая задача: развивать творческое воображение и творческую активность детей, речь детей, умение аргументировать свои ответы.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и интерес к живой природе; учить ценить и беречь природу; воспитывать уважительное отношение к ответам других детей.

Коррекционная задача: улучшение дыхания и голоса; развитие общей и мелкой моторики.

Ход занятия

1 часть занятия

Организационный момент. Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой) Развитие силы голоса “Вьюга”

– Вьюга начинается. Дети стоят спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть у-у-у..

- Сильная вьюга. Дети увеличивают силу голоса.
- Вьюга затухает. Дети уменьшают силу голоса.
- Вьюга закончилась. Дети затихают. П.

2 часть занятия

Актуализация опорных знаний.

1. Ребята, посмотрите на таблицу, составьте рассказ о зиме, (мнемотаблица зима)

2. Ребята посмотрите, к нам прилетели гости из леса (дети рассматривают изображения птиц).

Давайте найдем тех птиц, которым не страшна зима. Как мы их называем?

Д. – зимующие птицы. Почему?

Д. потому что они не улетают, а остаются с нами зимовать.

Как вы думаете, о ком мы будем говорить на занятии?

Д. – о зимующих птицах.

3. Основная часть.

1. Посмотрите на дерево, которое вы вчера изобразили. Какое оно?

Д. – Зимнее, покрытое инеем дерево.

Правильно ребята. Ему одному стоять грустно и тоскливо, пусть наши птицы слетятся к нему.

Возьмите в руки понравившуюся вам зимующую птицу. Какая у тебя птица? Чем она тебе понравилась?

Д. – Снегирь. У него грудка и перья на животике красные, хвостик черный...

2. Ребята посмотрите, сколько птиц прилетело к нашему дереву, давайте сядем на ковер и послушаем, как щебечут птицы (фонограмма пение птиц в лесу).

(дети слушают сидя на ковре.)

Как живется птицам в лесу зимой?

Д. – Зимой птицам не хватает корма. Зимой птицам холодно и голодно.

Чем мы, люди можем помочь птицам зимой?

Д. – Сделать кормушки. Кормить птиц зерном, салом.

3. Ребята давайте перелетим вместе с нашими гостями – птичками с дерева на кормушку.

Дети берут птиц в руки и перелетают к рисунку кормушки.

Дети изображают руками движения перелета птиц (крупные птицы широко размахивают крыльями, мелкие птицы быстро и часто машут крылышками).

4. Ребята назовите стайки птиц, которые прилетели к нам в кормушку. На кормушку села стайка ...

Д. – Снегирей, скворцов, воробьев, дятлов....

5. Физминутка “Снегирь”.

Давайте представим себя стайкой снегирей.

Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири
Распушили перышки
Греются на солнышке
Головой вертят,
Улететь хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Хлопки руками по бокам и наклоны головы в стороны.

Потряхивание руками, хлопки по бокам.

По 2 поворота в разные стороны

Дети разбегаются махая руками. (Нищева)

6. Ребята приготовили нам загадки, давайте, послушаем их и скажем, каких птиц мы будем описывать и сравнивать

Хоть я не молоток
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный (Дятел)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)

Молодцы! Правильно отгадали загадки. Какие слова помогли отгадать загадки?

7. Давайте посоревнуемся, для этого разделитесь на 2 команды.

Задание такое: составить рассказ по схемам – моделям.

Дети проходят к столу, с той стороны, где лежит понравившаяся им птица. На доске вывешены 2 схемы описания и сравнения птиц

Сейчас мы узнаем, какая команда составит лучший рассказ. Для этого необходимо работать вместе, дружно; использовать для составления рассказа слова – действия и слова-признаки 2 детей выходят к доске и рассказывают про птиц по своей схеме. Чей рассказ вам больше понравился? Почему? Давайте попробуем составить сравнительный рассказ – описание. Кто смелый, как зимующая птичка?

3. Итог занятия.

- О каких птицах мы сегодня с вами составляли рассказ?

Д. – О зимующих птицах, о дятле и воробье.

Рефлексия.

- Если вы считаете, что вы все поняли, что у вас все получилось, возьмите большого дрозда, если вы старались, но у вас что-то не получилось – возьмите среднего дрозда, если считаете, что у вас ничего не получилось – возьмите маленького дрозда.