Урок проведён в классе по классической системе обучения, на основе учебника М. И. Моро “Математика”, 4 класс, часть I, М. “Просвещение”, 2006 г., 3-е издание. Урок по теме “Умножение чисел в записи, которых есть нули” является 4 уроком в теме “Умножение и деление”.
Цели:
- знакомство с приёмом умножения на однозначное число
- многозначных чисел, оканчивающихся одним или несколькими нулями;
- создание условий для развития мышления, внимания, математической речи учащихся;
- формирование ответственного отношения к учёбе, взаимовыручки и взаимоподдержки.
Оборудование:
- учебник “Математика”, 4 класс, часть I, М, “Просвещение”, 2006 г.,
- карточки с заданиями для индивидуальной работы,
- тесты,
- карточки со словами “думать”, “считать”, “рассуждать”, “помогать”,
- чистый лист для каждого ученика, фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Пожелайте удачи друг другу на урок.
Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими.
Какой бы вы хотели видеть меня на уроке?
Кто вам поможет?
Что необходимо чтобы урок стал полезным и плодотворным для Вас? (думать, считать, рассуждать, помогать друг другу и др. варианты ответов детей).
Настроиться на работу нам поможет устный счёт.
II. Устный счёт.
а) Разминка “Мозговой штурм”:
1. Как называются числа при умножении?
2. Как найти неизвестный множитель?
3. Что такое периметр?
4. 8 увеличь в 9 раз.
5. Как называются числа при делении.
6. Сколько месяцев в году.
7. 63 уменьшить в 7 раз.
8. Продолжи мысль: чтобы найти Р прямоугольника…
9. Как найти неизвестное делимое.
10. Частное чисел 54 и 9.
11. Продолжи мысль: чтобы найти Р квадрата…
12. Сколько дней в январе.
13. Назовите последний месяц года.
14. Как найти неизвестный делитель.
б) Задание - тест
С тестами работают 5 учащихся, остальные работают с учителем. Задания в тестах отражают изученный ранее материал и способствуют комплексной проверке знаний учащихся на данном этапе. Учащиеся, выполнившие работу, включаются в коллективную работу класса.
1. Запишите цифрами число триста двадцать
семь тысяч восемьсот девять.__
2. Запишите число, которое при счете идет перед
числом 7800.____
3. Из чисел 8 970, 10 114, 10 096 выберите и
запишите наибольшее число.____
4. Вычислите: 597 + 1303.______
5. Вычислите: 3 120 – 220.______
6. Вычислите: 2 800 x 1._______
7. Вычислите: 609 x 100.______
8. Вычислите: 29 400 : 100._______
9. Вычислите: 20 480 : 1._______
10. Какое действие выполняется первым: 570 + 300
x 60 : 12?______
11. Какое действие выполняется последним: (400 –
80 x 3) : 20?______
12. Сумма равна 80. Первое слагаемое равно 20.
Найдите второе слагаемое.__
13. Чему равно делимое, если делитель равен 40, а
частное 2?________
14. Заполните пропуски: 5090 м = ... км ... м.
15. Выразите в килограммах 3 т 4 кг.______
16. Сторона квадрата равна 5см. Найдите периметр
квадрата.______
17. Длина земельного участка 12м, ширина 9м . Найди
площадь участка.
18. Установи закономерность и запишите еще одно
число: 10; 2; 11; 4; 12; 6;
13; ...______
в) Найди значение выражения:
240 х 2 = | 60 + 190 = |
50 х 9 = | 480 : 8 = |
450 – 210 = | 250 : 5 = |
Назовите выражение, которое, по вашему мнению, является лишним. Обоснуйте свой ответ. (Учитель принимает ответы учащихся, если они верно обоснованы). По мере исключения выражений, учитель стирает их с доски до одного.
Возможные варианты оставшихся выражений:
240 х 2 = 480
480 : 8 = 60
250 : 5 = 50
В зависимости от выбора выполняется следующее задание:
г) “Цепочка”:
1 вариант.
240 х 2 = 480
480 + 520 : 2 – 250 : 10 + 24 х 100 = 4900
2 вариант.
480 : 8 = 60
60 х 7 + 580 : 100 + 570 : 10 х 1000 = 5800
3 вариант.
250 : 5 = 50
50 : 2 + 75 + 440 : 10 + 300 х 10 = 3540
д) Характеристика числа:
Для данного задания берётся число, которое является результатом выполнения действий в предыдущем задании. Данное задание предполагает рассказать о числе всё, что учащиеся изучили за период обучения:
- чётное или нечётное;
- назвать предшествующее и последующее при счёте;
- назвать число по количеству цифр;
- назвать цифры, использованные в записи числа;
- назвать число по классам;
- назвать число по разрядам;
- назвать количество единиц, десятков, сотен и единиц тысяч в числе
III. Подведение к теме урока:
Теперь я считаю, что вы готовы к основной части урока, нужной и важной. Чтобы назвать тему сегодняшнего урока, вам необходимо выполнить задание.
У каждого ученика карточка с заданием.
1. 5 км 013 м + 2 км 114 м =
2. 14 151 + 6 939 =
3. Pпр = (а + в) х 2
4. 1369 х 4 =
5. 16500 х 2 =
6. 500100 – 9359 =
Задание:
I этап – работа индивидуальная (учащийся даёт самооценку)
“На карточках отметьте знаком…”
- + – умею делать
- – – не умею делать
- ? – хочу спросить
II этап – работа в парах (учащиеся обсуждают задание в парах)
Выводы по выполненной работе.
(Подведение детей к теме урока)
16500 х 2 - Что вы об этом знаете?
- Что умеете?
- Что хотите узнать?
- Чему хотите научиться?
IV. Новый материал.
Предлагаю учащимся самостоятельно выполнить письменное вычисление. (Учащиеся выполняют задание по вариантам на чистых листах, фломастером, в крупном масштабе).
I в. 360 х 8 = 2880
II в. 8200 х 7 = 57400
III в. 48000 х 3 = 144000
Анализ выполненных работ, вывод.
Физкультурная пауза.
Игра “Делай так”
Ведущий (может быть учитель или дежурный ученик) показывает учащимся класса разные движения, которые необходимо выполнять только в сопровождении слов “Делай так”. Без данных слов движения выполнять нельзя. Учащиеся выполнившие движения, выбывают из игры. Игра способствует развитию внимания учащихся, быстроты реагирования на предложенное задание.
V. Закрепление:
а) Решение примеров:
с. 75 № 369 (3 столбика)
420 х 8 = | 4700 х 5 = | 30 700 x 9 |
390 x 3 = | 6 800 x 6 = | 20 080 x 7 = |
б) Решение задачи:
с. 75 № 370.
На фабрике за месяц изготовили 40 000 пар обуви. Мужской обуви 8 900 пар, женской – в 2 раза больше, чем мужской, остальная обувь – детская. Сколько пар детской обуви изготовили за этот месяц?
1. Ознакомление с содержанием.
2. Опиши ситуацию. Как вы её представляете (ты работаешь).
3. Чтение, разбив на смысловые части.
4. Краткая запись (чертёж).
5. Поиск решения.
- ?
- 40 000 - ?
- 8 900 + ?
- 8 900 x 2
6. Решение задачи.
7. Ответ.
8. Запись решения задачи математическим выражением.
VI. Повторение:
Самостоятельная работа:
1 вариант:
5 000 – 786 x 4 =
2 вариант:
7 000 + 398 x 7 =
VII. Домашнее задание:
а) c. 75 № 371, № 369 (4 столбик)
б) дополнительное задание по желанию учащихся.
Данное задание практикуется мной на каждом уроке. Учащийся должен проанализировать выполнение всех предложенных заданий на уроке и исходя из этого выбрать для себя задание, которое на его взгляд требует дополнительной практической отработки.
VIII. Итог урока:
Учитель возвращается к вопросам, поставленными учащимися перед изучением новой темы.
- Ответили, ли вы для себя на все поставленные вопросы?
- О чём ещё вы хотите спросить?
- Ваше мнение об уроке?
- Подводя итог уроку, хочу сказать всем спасибо за хорошую плодотворную работу на уроке, за поддержку одноклассников и взаимопонимание на всём уроке.