Урок математики в 4-м классе по теме "Умножение чисел, в записи которых есть нули"

Разделы: Начальная школа


Урок проведён в классе по классической системе обучения, на основе учебника М. И. Моро “Математика”, 4 класс, часть I, М. “Просвещение”, 2006 г., 3-е издание. Урок по теме “Умножение чисел в записи, которых есть нули” является 4 уроком в теме “Умножение и деление”.

Цели:

  • знакомство с приёмом умножения на однозначное число
  • многозначных чисел, оканчивающихся одним или несколькими нулями;
  • создание условий для развития мышления, внимания, математической речи учащихся;
  • формирование ответственного отношения к учёбе, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Оборудование:

  • учебник “Математика”, 4 класс, часть I, М, “Просвещение”, 2006 г.,
  • карточки с заданиями для индивидуальной работы,
  • тесты,
  • карточки со словами “думать”, “считать”, “рассуждать”, “помогать”,
  • чистый лист для каждого ученика, фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Пожелайте удачи друг другу на урок.

Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими.

Какой бы вы хотели видеть меня на уроке?

Кто вам поможет?

Что необходимо чтобы урок стал полезным и плодотворным для Вас? (думать, считать, рассуждать, помогать друг другу и др. варианты ответов детей).

Настроиться на работу нам поможет устный счёт.

II. Устный счёт.

а) Разминка “Мозговой штурм”:

1. Как называются числа при умножении?

2. Как найти неизвестный множитель?

3. Что такое периметр?

4. 8 увеличь в 9 раз.

5. Как называются числа при делении.

6. Сколько месяцев в году.

7. 63 уменьшить в 7 раз.

8. Продолжи мысль: чтобы найти Р прямоугольника…

9. Как найти неизвестное делимое.

10. Частное чисел 54 и 9.

11. Продолжи мысль: чтобы найти Р квадрата…

12. Сколько дней в январе.

13. Назовите последний месяц года.

14. Как найти неизвестный делитель.

б) Задание - тест

С тестами работают 5 учащихся, остальные работают с учителем. Задания в тестах отражают изученный ранее материал и способствуют комплексной проверке знаний учащихся на данном этапе. Учащиеся, выполнившие работу, включаются в коллективную работу класса.

1. Запишите цифрами число триста двадцать семь тысяч восемьсот девять.__
2. Запишите число, которое при счете идет перед числом 7800.____
3. Из чисел 8 970, 10 114, 10 096 выберите и запишите наибольшее число.____
4. Вычислите: 597 + 1303.______
5. Вычислите: 3 120 – 220.______
6. Вычислите: 2 800 x 1._______
7. Вычислите: 609 x 100.______
8. Вычислите: 29 400 : 100._______
9. Вычислите: 20 480 : 1._______
10. Какое действие выполняется первым:  570 + 300 x 60 : 12?______
11. Какое действие выполняется последним: (400 – 80 x 3) : 20?______
12. Сумма равна 80. Первое слагаемое равно 20. Найдите второе слагаемое.__
13. Чему равно делимое, если делитель равен 40, а частное 2?________
14. Заполните пропуски: 5090 м = ... км ... м.
15. Выразите в килограммах 3 т 4 кг.______
16. Сторона квадрата равна 5см. Найдите периметр квадрата.______
17. Длина земельного участка 12м, ширина 9м . Найди площадь участка.
18. Установи закономерность и запишите еще одно число: 10; 2; 11; 4; 12; 6;
13; ...______
в) Найди значение выражения:

240 х 2 = 60 + 190 =
50 х 9 = 480 : 8 =
450 – 210 = 250 : 5 =

Назовите выражение, которое, по вашему мнению, является лишним. Обоснуйте свой ответ. (Учитель принимает ответы учащихся, если они верно обоснованы). По мере исключения выражений, учитель стирает их с доски до одного.

Возможные варианты оставшихся выражений:

240 х 2 = 480

480 : 8 = 60

250 : 5 = 50

В зависимости от выбора выполняется следующее задание:

г) “Цепочка”:

1 вариант.

240 х 2 = 480

480 + 520 : 2 – 250 : 10 + 24 х 100 = 4900

2 вариант.

480 : 8 = 60

60 х 7 + 580 : 100 + 570 : 10 х 1000 = 5800

3 вариант.

250 : 5 = 50

50 : 2 + 75 + 440 : 10 + 300 х 10 = 3540

д) Характеристика числа:

Для данного задания берётся число, которое является результатом выполнения действий в предыдущем задании. Данное задание предполагает рассказать о числе всё, что учащиеся изучили за период обучения:

- чётное или нечётное;

- назвать предшествующее и последующее при счёте;

- назвать число по количеству цифр;

- назвать цифры, использованные в записи числа;

- назвать число по классам;

- назвать число по разрядам;

- назвать количество единиц, десятков, сотен и единиц тысяч в числе

III. Подведение к теме урока:

Теперь я считаю, что вы готовы к основной части урока, нужной и важной. Чтобы назвать тему сегодняшнего урока, вам необходимо выполнить задание.

У каждого ученика карточка с заданием.

1. 5 км 013 м + 2 км 114 м =

2. 14 151 + 6 939 =

3. Pпр = (а + в) х 2

4. 1369 х 4 =

5. 16500 х 2 =

6. 500100 – 9359 =

Задание:

I этап – работа индивидуальная (учащийся даёт самооценку)

“На карточках отметьте знаком…”

  • + – умею делать
  • – не умею делать
  • ? – хочу спросить

II этап – работа в парах (учащиеся обсуждают задание в парах)

Выводы по выполненной работе.

(Подведение детей к теме урока)

16500 х 2 - Что вы об этом знаете?

- Что умеете?

- Что хотите узнать?

- Чему хотите научиться?

IV. Новый материал.

Предлагаю учащимся самостоятельно выполнить письменное вычисление. (Учащиеся выполняют задание по вариантам на чистых листах, фломастером, в крупном масштабе).

I в. 360 х 8 = 2880

II в. 8200 х 7 = 57400

III в. 48000 х 3 = 144000

Анализ выполненных работ, вывод.

Физкультурная пауза.

Игра “Делай так”

Ведущий (может быть учитель или дежурный ученик) показывает учащимся класса разные движения, которые необходимо выполнять только в сопровождении слов “Делай так”. Без данных слов движения выполнять нельзя. Учащиеся выполнившие движения, выбывают из игры. Игра способствует развитию внимания учащихся, быстроты реагирования на предложенное задание.

V. Закрепление:

а) Решение примеров:

с. 75 № 369 (3 столбика)

420 х 8 = 4700 х 5 = 30 700 x 9
390 x 3 = 6 800 x 6 = 20 080 x 7 =

б) Решение задачи:

с. 75 № 370.

На фабрике за месяц изготовили 40 000 пар обуви. Мужской обуви 8 900 пар, женской – в 2 раза больше, чем мужской, остальная обувь – детская. Сколько пар детской обуви изготовили за этот месяц?

1. Ознакомление с содержанием.

2. Опиши ситуацию. Как вы её представляете (ты работаешь).

3. Чтение, разбив на смысловые части.

4. Краткая запись (чертёж).

5. Поиск решения.

  • ?
  • 40 000 - ?
  • 8 900 + ?
  • 8 900 x 2

6. Решение задачи.

7. Ответ.

8. Запись решения задачи математическим выражением.

VI. Повторение:

Самостоятельная работа:

1 вариант:

5 000 – 786 x 4 =

2 вариант:

7 000 + 398 x 7 =

VII. Домашнее задание:

а) c. 75 № 371, № 369 (4 столбик)

б) дополнительное задание по желанию учащихся.

Данное задание практикуется мной на каждом уроке. Учащийся должен проанализировать выполнение всех предложенных заданий на уроке и исходя из этого выбрать для себя задание, которое на его взгляд требует дополнительной практической отработки.

VIII. Итог урока:

Учитель возвращается к вопросам, поставленными учащимися перед изучением новой темы.

- Ответили, ли вы для себя на все поставленные вопросы?

- О чём ещё вы хотите спросить?

- Ваше мнение об уроке?

- Подводя итог уроку, хочу сказать всем спасибо за хорошую плодотворную работу на уроке, за поддержку одноклассников и взаимопонимание на всём уроке.