Тема: «Какой характер у деревьев?»
Цель: создание условий для нравственно-эстетического восприятия природы через субъективное осознание причастности, эмоционально-ценностного взаимодействия, поиск неразрывной связи человека с природой.
Задачи:
- развивать стремление к пониманию содержательной и ценностной стороны природы;
- содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
- способствовать возрождению национальной культуры манси и ханты;
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование; творческое и воссоздающее воображение;
- развивать навыки художественного проектирования;
- воспитывать любовь к природе родного края; национальной культуре народов Севера.
Педагогическая технология: технология проектирования.
Оборудование:
- ТСО:
- проектор multimedia,
- магнитола,
- электронный носитель с презентациями Microsoft Office Power Paint ,
- классическая музыка для визуализации.
- Наглядный и демонстративный материал:
- Репродукции картин И.И. Шишкин «Дуб», И.Э. Грабарь «Рябинка».
- Карточки: «древо Добра», «древо Зла»; по две карточки: «фотографии», «цветовая гамма», «символы».
- Таблицы с возможными вариантами оформления веток деревьев и кустарников.
- 5 листов формата А-2, клей.
- У каждого учащегося лист формата А-4, акварель, кисти, ватные палочки.
- В каждой микрогруппе заранее приготовлена краска из сгущенного молока.
- Раздаточный наглядный материал для творческих микрогрупп:
- рисунки растения, бабочек; фотографии птицы, цепи, копий, стрел, проволоки; живой цветок;
- рисунок стилизованного угорского костюма «Рябинка»;
- репродукция картины «Сказка» (1911г.) И.И. Бродский; фотографии деревьев;
- информационная карта «С чем ассоциировались деревья у угорских народов?»;
- 9 карточек с цветовой гаммой: желто-зеленый, краплак красный, бирюзовый, охра, лимонный, черный, серый с разной степенью насыщенности.
СТЕНОГРАММА УРОКА
Этап урока |
Ход урока |
Наглядный и демонстративный материал |
|
Поэтапное использование
информационных технологий. |
Наглядный материал, используемый на уроке |
||
Организационно-мотивационный этап |
Мотивация – Когда у вас
плохое настроение, как вы его поднимаете? Визуализация – Давайте, вместе попробуем поднять настроение
– представим маленький уголок природы. Целеполагание. – Как Вы думаете, о чем мы будем говорить на
уроке? |
Слайд №1, см. Приложение 1 |
|
Ценностно-ориентировочный этап |
– Какие легенды угорских народов Вы
знаете о деревьях? (Например, легенда
о березе. Как вы думаете, чем деревья и человек похожи? (У человека руки – это ветки деревьев, тело – ствол, ноги – корни, сердце у человека – сердцевина у дерева; человек и дерево растут, питаются, чувствуют боль). Согласно европейским языческим представлениям, человек сотворен из деревьев. Жизнь людей таинственна и сокровенна, нежели принято думать, что у них есть душа. Давайте поразмыслим: если бы дуб был человеком, то это какой бы был человек? (Твердый характером мужчина, сильный, мужественный, полон здоровья и оптимизма, любит одиночество). Если бы рябина была человеком, то это какой бы был человек? Общительная девушка, т.к. любит светло и растет в содружестве с другими деревьями; любит менять наряды и привлекать к себе, т.к. весной - красивые цветы, осенью – разного цвета ягоды; добрая, не жадная, т.к. делится со всеми и своей красотой и плодами: с птицами, с людьми; красивая, светолюбивая, среднего роста. |
Слайд № 2, см. Приложение 1 |
Карточки с предполагаемыми «характеристиками
деревьев» располагаются после ответов детей к
репродукциям картин: |
Конструктивный этап |
Поисковая деятельность в
творческих микрогруппах Класс делится на пять микрогрупп; в каждой группе присутствуют учащиеся с сильным, средним и низким уровнем обучаемости. 1 микрогруппа: определить цветовую
гамму доброго и злого сказочного дерева (предлагаются
цвета: краплак красный, лимонный, черный, серый,
изумрудный, бирюзовый, желто-зеленый, сепия). см. Приложение 3. Раздаточный наглядный материал для творческих микрогрупп. |
Слайд № 3, см. Приложение 1 |
На конструктивном этапе при защите
творческих заданий представители каждой
микрогруппы располагают карточки-ответы в
соответствующую графу на доске:
см. Приложение 7 |
Практическая деятельность в
творческих микрогруппах – Сейчас, Вы должны вспомнить, что мы говорили о характере деревьев, и каждый из Вас должен будет при помощи техники «поддувание» нарисовать «Свое» сказочное древо, то есть древо с таким характером, особенностями как у Вас. Затем, когда древо будет готово, Вы вырезаете контур своего дерева и помещаете его на лист ватмана А-2. В каждой микрогруппе получиться свой сказочный лес. Объяснение техники поддувания: – На кисть наберите краску того цвета, похожего на ваше сегодняшнее настроение – краски меньше, воды – больше. В основании альбомного листа поставьте кляксу. Возьмите лист руками и наклоните его. Раздувайте кляксу до тех пор, пока она не «превратиться» в ствол дерева. Объяснение декора веток деревьев: – Ветки декорируются при помощи рассмотренных
ранее нами символов- украшений, либо вы
придумываете свои: кольца, круги, капли, точки и
т.д. Не забывайте, что ваш декор веток должен
отражать характер дерева – доброе или злое. см. Приложение 5. Технология приготовления краски из сгущенного молока. При выполнении творческих работ индивидуальная помощь учителем оказывается учащимся на местах. |
Слайд № 4, см. Приложение 1
Слайд № 5, см. Приложение 1 |
см. Приложение 4 |
|
Оценочно-рефлексивный этап |
Самооценка своей деятельности. Заполнение презентативных таблиц. | ||
Презентативный этап |
Защита проекта получившегося
сказочного леса каждой микрогруппой
проводится по презентативной таблице: см. Приложение 6. Презентативная таблица. |
Готовые проекты сказочного леса помещаются на рабочую доску. | |
Итоговый этап |
Рефлексия – Какое вы
открытие для себя сегодня сделали? Шкала настроения Согласно легендам у ханты и манси священным
деревом считалась береза, на которой в
течение трех лет вела свое гнездо священная
птица. К этому дереву, отправляясь на охоту,
угорские народы приносили дары для бога верхнего
(небесного) мира Номи-Торума. Также на этом дереве
ханты и манси, могли завязать лоскуток ткани и
загадать желание, которое Номи-Торум обязательно
выполнит. |
В качестве священного дерева на итоговом этапе используется березовая ветка с молодыми, едва распустившимися листьями. При анализе и самоанализе урока необходимо интерпретировать выбранные цвета лент, помещенных на данное древо учащимися, по цветовому тесту Люшера. |