Цели:
- образовательная – учить работать с программами компьютерной графики;
- развивающая – развивать логическое мышление, память, воображение;
- воспитательная – воспитывать любознательность и интерес к предмету, культуру поведения, речь;
- методическая – совершенствовать методику проведения занятий кружка, развивать творческие способности учащихся
Методическое обеспечение: компьютеры; инструкционные карты; локальная сеть; индивидуальные задания.
Ход занятий
I. Организационная часть.
1. Приветствие учащихся.
2. Сообщение темы занятий кружка.
II. Вступительное слово преподавателя.
Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых, интересных информационных моделей. Метод художественного проектирования помог мне определить новые направления в моей педагогической практике по достижению основных целей преподавания информатики, т.е. по формированию информационно – коммуникационной компетентности обучающихся и подготовке их к последующей профессиональной деятельности.
Одна из трактовок термина “художественное проектирование” - “процесс конкретного решения проектной задачи с применением анализа объекта, разработка концепций, вычисления конкретных целей, проведения операций проектирования (моделирования, макетирования и пр.) разработки проектной документации…”.
Я предлагаю модель обучения наших учащихся художественному проектированию (дизайну), основанному на использовании средств компьютерной графики. Её особенность в том, что она связана с решением конкретных творческих задач, в реальной жизни необходимы не абстрактные знания о работе того или иного программного инструмента, а практические навыки, позволяющие творчески, в максимально короткие строки, справится с конкретной производственной задачей.
Основными этапами художественного проектирования являются: предпроектное исследование, художественно – конструкторский поиск, разработка эскизного проекта, составление проектно-конструкторской документации, изготовление опытного образца и его испытание. Каждый из этих этапов наряду с традиционной формой представления может быть выполнен с применением компьютера. Приложение 1. (Этапы проектной деятельности.).
III. Теоретическая часть занятия.
1. Предпроектное исследование.
Данный этап характеризуется сбором и анализом информации, относящейся к разрабатываемому художественному изделию (выявлением требований к нему).
Работа начинается с изучения прототипов изделия, анализа функциональных требований к нему, формируются представления о эстетических требований.
Вся собранная информация систематизируется. Результаты лучше представить в виде иллюстрированной таблицы (схемы). Приложение 2.
2. Художественно-конструкционный поиск.
Содержанием этого этапа проекта является выработка и воплощение первоначальных творческих идей в форме эскизов и макета, а также подготовка текста пояснительной записки к проекту. Разработка графических эскизов позволяет сформировать творческий замысел на основе данных предпроектного исследования и нормативных документов (ГОСТов) и носит уже не исследовательский, а конструктивно - поисковой характер. Вырабатывается ряд конкретных эскизных предложений по конструкции, компоновке дикорировки будущего изделия выбираются программные средства и методика работы. Среди наиболее удобных для подготовки эскизов компьютерных программ в первую очередь необходимо перечислить редакторы CorelDRAW и AdobePhotohop.
Редактор векторной графики CorelDRAW – одно из самых распространенных программных средств современного художника – проектировщика. С его помощью можно создавать так называемый фирменный стиль, открытки, фрагменты образовательных продуктов, схемы, иллюстрации, верстку и многое другое.
Графический редактор CorelDRAW представляет собой интегрированный объектно-ориентированный пакет программ для работы с векторной графикой. Термин “интегрированный пакет” означает, что входящие в него программы могут обмениваться данными или последовательно выполнять различные действия над одними и теми же данными, что обуславливает многофункциональность пакета. Термин “объектно-ориентированный” означает, что в процессе создания и изменения изображений все операции пользователь производит с объектами, представляющими собой иерархическую структуру и составляющими целостное изображение. При этом каждому стандартному классу объектов присущи уникальная совокупность управляющих параметров и перечень стандартных операций.
Adobe Photoshop – редактор растровой графики предназначен для создания изображений, используемых в полиграфии, электронных презентациях, ретушировании фотографий, подготовки плакатов, дизайне сайтов Интернета и др.
На сегодняшнем занятии будем реализовывать второй этап проектной деятельности, используя программу Adobe Photoshop.
IV. Работа в группах.
Хочу продемонстрировать применение метода проектов на примере изучения программ компьютерной графики. Составить коллаж на тему “Ртищево-2007”. Выполнить работу в редакторе Adobe Photoshop. Приложение 3. Приложение 4.
V. Подведение итогов занятия.
Подводятся итоги выполненных работ.
Выполнение проектов дает возможность реализовать творческие силы учащегося, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную творческую работу, которая не только привлекает необычностью, что само становится стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
Таким образом, метод художественного проектирования как одна из технологий личностно-ориентированного образования позволяет достичь основных целей в моей педагогической деятельности: сформировать у личности информационно-коммуникационную компетентность, а также содействовать становлению и развитию человеческой индивидуальности.