Учебная цель: сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия.
Оборудование урока:
- портрет Аристотеля,
- текст Конституции РФ,
- мультимедийный проектор,
- фрагмент х/ф “Вокзал для двоих”,
- раздаточный материал (приложение), Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов. – М.: ТИД “Русское слово” – РС” 2001.
№ п\п | Этапы урока и учебные вопросы |
1. | Изучение нового материала |
1.1 1.2 |
Характерные черты рыночной экономики. Сущность, основные элементы, причины возникновения рынка. |
2. | Закрепление. |
1. Изучение нового материала.
Сообщить тему и цель занятия. Записать учебные вопросы.
Изучение новой темы начнем с вопроса от Александра Македонского.
Александр Македонский говорил, что отцу он обязан тем, что живет, а своему учителю – тем, что живет достойно.
Назовите имя учителя.
Великого учителя, не менее великого полководца мы вспомнили неслучайно. Греческий философ Аристотель ввел в оборот термин экономика.
оikonomia – (греч.) | Законы ведения домашнего |
oikos – дом, хозяйство | хозяйства, еще проще домоведение. |
nomos – закон |
Постепенно это понятие стало расширяться и утрачивать свой прежний смысл.
Что же сегодня понимают под экономикой?
Давайте прочитаем.
См. учебник с. 60 (определение)
Экономика сводит два уже известных вам понятия: природу и общество.
Природа | Общество | |
(ресурсы) | (экономические блага: товары и услуги) |
(схема проецируется на экране)
Блага – средства, удовлетворяющие потребности.
Наши потребности разнообразны, ко всему прочему они безграничны, полностью неутолимы. Нам всем постоянно что-то нужно, сегодня – одно, завтра – другое.
В отличие от потребностей все ресурсы в экономике ограничены или редки.
Потребности ? | проблема | |
Ресурсы limit | выбора |
(схема проецируется на экране)
Cм. учебник с. 60 (курсив)
Рассмотрим основные черты рыночной экономики.
Работа с приложением.
Какой тип собственности характерен для рыночной экономики?
Основные черты рыночной экономики кадеты записывают в тетради.
Указанные черты закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.
Работа с текстом Конституции (ст. 8)
А сейчас вновь обратимся к учебнику и узнаем, что представляет собой общественное производство в рыночном обществе.
См. с. 61 (1 абзац снизу)
Воспользуемся для иллюстрации примером из учебника.
См. с. 62
Допустим необходимо произвести только два товара: пушки и хлеб, представляющие альтернативу военного и гражданского производства. Если абсолютно все ресурсы общества израсходовать на производство хлеба, то можно получить его максимальное количество, и наоборот, если все ресурсы израсходовать на производство пушек, то – получим их максимальное количество.
Однако общество может производить и то, и другое одновременно. Для этого необходимо снизить производство и пушек, и хлеба до уровня ниже максимального. Объемы производства хлеба и пушек не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов.
На рисунке показано, как за счет сокращения производства пушек, увеличивается производство хлеба.
Мы рассмотрели первый учебный вопрос, получили общее представление об экономике, ознакомились с основными характеристиками рыночной экономики.
Чуть позже мы запишем определение рынка, а пока вместе с героями одного очень известного фильма побываем там.
Просмотр фрагмента х/ф “Вокзал для двоих”.
Назовите элементы рынка.
Некоторые термины нуждаются в объяснении.
Товар
Работа с учебником с. 305, записи в тетради.
Деньги
Работа с учебником с. 291, записи в тетради.
Любой товар меняется на деньги, а деньги меняются на товар.
Т – Д – Т '
Исходя из главной экономической формулы, даем определение рынка.
Работа с приложением.
Товар у продавца (товаропроизводителя), деньги у покупателя
Продавцы — >Р <— покупатели
(схема проецируется на экране)
Посмотрите на схему и дайте еще одно определение рынка.
Рынок – место встречи продавцов и покупателей.
Что происходит на рынке?
Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации. Это действительно так, но следует помнить, что его возникновение и становление это не результат чьей-либо гениальности, а следствие очень длительного исторического развития.
Как же это произошло?
Работа с приложением.
(схема проецируется на экране)
И в заключение о причинах возникновения рынка.
Работа с приложением (многоточие)
Рыбак, охотник, гончар, земледелец – каждый занимается своим делом.
Как иначе называется этот процесс?
Записать причины возникновения рынка в тетради.
Выводы по 2-му вопросу.
- Рынок – место встречи продавцов и покупателей, первые приходят туда, чтобы продать товар, вторые - чтобы его купить.
- Элементы рынка возникли из натурального родового хозяйства и было это в глубокой древности.
2. Закрепление.
Работа с приложением.
Задание 1.
Задание 2.
Крестики – нолики.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Взвод разделить на две группы “крестики” и “нолики”. За каждый правильный ответ ставить соответствующий значок.
- Что скрывается за ценой? (стоимость товара)
- Товарная эмиграция. (экспорт)
- Установление цены в диалоговом режиме. (торг)
- Институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги. (рынок)
- Долговое обязательство. (вексель)
- Что платит государству гражданин со своих доходов? (налог)
- Деньги “собственной персоной”. (нал)
- Формирование товаропроизводителем у потребителя положительных представлений о свойствах того или иного товара с целью его успешной продажи. (реклама)
- Финансовое учреждение, накапливающее временно свободные денежные средства, предоставляющее кредиты, ссуды, займы, ведущее денежные расчеты, учет векселей, осуществляющее выпуск денег и ценных бумаг. (банк)
Приложение
Тема. Рыночное общество.
Характерные черты рыночной экономики.
Сущность, основные элементы, причины возникновения рынка.
I. · … …
- свобода выбора, свобода принятия решений, свобода обмена
- личный интерес, личная выгода
- конкуренция
II. Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.
- … … …
- экономическое обособление товаропроизводителей в рамках частной формы собственности на средства производства.
III. Закрепление.
(проецируется на экране)
Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пример экономической деятельности | Экономическая система |
1) правительство не ограничивает деятельность фирм | А) рыночная |
2) натуральный характер хозяйства | |
3) преобладание аграрного сектора экономики | Б) традиционная |
4) конкуренция свободных товаропроизводителей | |
5) самообеспеченность средствами производства |
Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
а) Согласно Марксу, интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов механизма, сводящего вместе предъявителей спроса и поставщиков конкретных товара или услуги, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их ассоциаций. (рынок)
б) Важнейшим направлением экономических реформ в России в 90-е годы XX века стала передача большинства объектов государственной собственности в частные руки.(приватизация)