Цель: Познакомить детей с противоречивостью в предметах.
Задачи:
- Учить видеть “тайну двойного” в предметах.
- Способствовать созданию в воображении образов на основе изменения предмета.
- Формировать умение находить собственное решение проблемы, поощрять проявление настойчивости в поиске решений.
Материал:
- полоски бумаги,
- клей,
- кисточка,
- салфетка,
- ножницы,
- массажные коврики под ноги у детей.
Ход занятия
1. Д/и: “На что похожа полоска бумаги?”. Ответы детей (линейка, речка и т.д.)
2. Что можно сделать из полоски? Ответы детей (нарисовать рисунок, склеить колечко, сложить гармошку и т.д.)
3. Воспитатель предлагает детям из полоски склеить кольцо.
4. Физминутка. Работа на офтальмотренажере.
5. Д/и: “На что похоже кольцо?”
Ответы детей (обруч, цилиндр и д.р.)
6. Что можно сделать из кольца?
Ответы детей (бантик, очки, рыбку и т.д.)
7. Проблемная ситуация. Воспитатель предлагает детям разрезать кольцо вдоль по середине, спрашивает, что получилось?
Ответы детей: 2 кольца, они уже, чем у них было.
Воспитатель берет волшебную палочку и разрезает свое кольцо по середине (лист Мебиуса). У него получается одно большое кольцо. Почему у вас получилось 2 кольца, а у меня одно. В чем секрет? В волшебной палочке?
Ответы детей: волшебных палочек не бывает, это фокус. Воспитатель предлагает детям склеить кольцо так, чтобы у них при разрезе его получилось одно кольцо. Дети находят самостоятельно решение: склеить в полоску одну сторону на оборот. Воспитатель предлагает детям склеить 2 кольца (лист Мебиуса). Одно кольцо разрезать по середине – получится одно большое кольцо (найдено верное решение задачи). Другое разрезать вдоль, но не по середине, что получается? Ответы: два кольца одно узкое, другое широкое.
8. Физкультминутка “Работа на угловых тренажерах, гимнастика для глаз”
Итог занятия.
Используется сенсорная решетка с картинками (кольцо с ножницами, лист Мебиуса с ножницами). Дети снимают картинки и отвечают.
- если кольцо склеено правильно, и его разрезать получается 2 кольца
- если кольцо склеено наоборот, то когда его разрезать по середине получится одно большое, а если разрезать не по середине, то получится 2 кольца: узкое и широкое.
В подготовительной группе предлагаю рассмотреть второе свойства листа Мебиуса – у него одна сторона.