Цели:
- отрабатывать приёмы внетабличного умножения и деления в пределах 100, совершенствовать умение преобразовывать именованные числа, решать задачи;
- развивать умение осуществлять индивидуальный выбор.
Оборудование:
- рабочие листы (см. приложение 1),
- костюм Незнайки.
Ход урока
(Звучит музыка “Улыбка)
Учитель:
Здравствуйте, друзья,
К вам спешила я.
Вы – это девчонки и мальчишки,
Весёлые ребятишки.
И конечно я.
Мы – это значит вы и я.
Вот и встретились друзья.
Ребята! Давайте жить дружно!
- А начнём мы наш урок с разминки.
1. Какое сегодня число?
2. Что мы слышим в начале урока?
3. У стола четыре угла. Один отпилили. Сколько осталось?
4. Как правильно сказать 5 + 7 равно одиннадцать или адиннадцать?
5. В семье пятеро сыновей и у каждого одна сестра. Сколько детей в семье?
6. Заяц вытащил из грядки 8 морковок и все съел, кроме 3. Сколько морковок осталось?
7. Найди число в слове: РОДИНА, ПОДВАЛ, СЕМЬЯНИН.
8. Как звали сказочного героя, который верил в дружбу?
- Забыли. А отгадка зашифрована. Давайте расшифруем. В ваших рабочих листах предложены 3 задания, вы можете выбрать любое. А кто хочет поработать у доски?
(В рабочих карточках детям предложены на выбор 3 задания для устного счёта. В каждом задании зашифровано слово “Леопольд”. Два задания оформлены на доске.)
1 задание.
16 3 о 54 : 3 е 48 : 2 л 18 4 о 64 : 32 л 100 : 2 д 2 38 п 96 : 3 ь
2 18 48 38 72 24 32 50
2 задание.
16 3 24 : 2 12 6 2 26 Л О П Д
48 :2 72 : 4 18 5 90 : 45 Е О Л Ь
- Так как звали героя, верившего в дружбу? Что он всегда советовал ребятам?
- Но к сожалению не все придерживаются этого совета.
Пословицы-сестрицы вели спор меж собой
И так кричали громко и все рвалися в бой
Спорили долго все об одном
Кто самая важная в учебнике том
И под конец разбежались сестрицы
И не одна не желает мириться.
- Ребята, это не порядок. Давайте поможем пословицам помириться. Соедините парами величины.
(В рабочих листах детям предложены 2 задания на выбор, которые различаются уровнем сложности.)
1 вариант |
||
ДРУГА ИЩИ | ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ | |
7 дм 5 см | 27 мм | |
СТАРЫЙ ДРУГ | А НАЙДЕШЬ – БЕРЕГИ | |
7 мм 2см | 75 см | |
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУГА | А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ | |
63 дм | 1 м | |
НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ | ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ | |
100 см | 6 м 3 дм | |
2 вариант |
||
ДРУГА ИЩИ | ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ | |
5 м + 3 м 4 дм | 69 мм | |
СТАРЫЙ ДРУГ | А НАЙДЕШЬ – БЕРЕГИ | |
2 мм + 7 мм 6 см | 8 м 4 дм | |
ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУГА | А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ | |
15 мин четверть часа + 5 мин | ||
НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ | ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ | |
20 мин | четверть часа |
- Какие пословицы у вас получились?
- Не довольно ли трудиться,
Не пора ли порезвиться?
(Физминутка. Игра “Ищу друга”. У детей карточки, на одной стороне которых выражение, на другой – часть слова. когда дети найдут пару, они переворачивают карточку и читают слово)
- Раз, два, три, ищи!
Карточки
6 • 4 8 • 3 вер – ный 4 • 9 6• 6 надеж – ный 6 • 10 30• 2 близ – кий 16 • 2 8 • 4 доро – гой 27 • 2 9 • 6 предан – ный
- Прочитайте, какой у вас друг. (Дети читают) Будь другом и тебе помогут.
(Входит Незнайка)
Незнайка
Хоть ты смейся, хоть ты плачь
Не могу решать задач.
Я не знаю как считать
И с чего их начинать
Вы поможете, решите,
Подскажите! Объясните!
- Ребята, поможем? Прочтите задачу.
Задача. Однажды два веселых человечка Знайка и Незнайка пошли в лес за ягодами. Каждый собрал по 23 ягоды земляники и 14 ягод малины. Сколько всего ягод собрали веселые человечки?
- О чем задача?
- Что обозначает число 23, 14, 2.
- Что надо узнать?
- Выберите верную краткую запись.
Один человечек Количество Всего З. – 23 2 чел. ? ягод М. – 14
Один человечек Количество Всего 2 чел. З. – 23 ? ягод М. – 14
Один человечек Количество Всего ? ягод 2 чел. З. – 23 М. – 14
- Давайте составим план решения задачи. В рабочих листах вам предложены вопросы. Что необходимо узнать сначала? Что потом? (Вероятно дети предложат два способа решения, поэтому двое детей работают у доски.)
- Подумайте чье мнение вы разделяете и решите задачу.
(Дети решают)
Работа после решения:
- Почему ты выбрал именно этот способ решения?
- Как изменить числовые данные условия, чтобы ответ увеличился?
- Как изменить условие задачи так, чтобы ее решение стало невозможным?
Незнайка.
Когда живется дружно
Что может лучше быть!
И ссорится не нужно,
И можно всех любить!
- За вашу помощь я вас отблагодарю. Видите замок. Хотите туда попасть? Выполните задание и вы узнаете какой ключ подойдет к замку.
Заданье по вкусу себе выбирай
Легкое, как воздушный шарик
Посложнее, как тяжелая гирька.
После выполнения для себя решай
Ты просто потренировался
Или ты уверен в себе и хочешь получить отметку.
Выбери правильный ответ.
Число 16 увеличили в 4 раза. Сколько получили? 48 64 62 Во сколько раз 70 больше 14? в 6 раз в 4 раза в 5 раз Чему равен Х? 72 : х = 3 24 33 28
5 ? 4 Т (этот знак обозначает: этот знак обозначает: “Работаю на оценку”) “Тренируюсь”)
Чему равна одна четвертая часть произведения чисел 36 и 2? 17 18 16 Какое число пропущено? 64 : 16 • ? = 76 17 18 19 Чему равен Х? 5 • 4 • 3 : 2 • х = 45 • 2 3 30 10
5 ? 4 Т (этот знак обозначает: этот знак обозначает: “Работаю на оценку”) “Тренируюсь”)
- В какой цвет окрашены выбранные вами ответы?
- Попробуем открыть замок.
- Получилось. Ребята, вы молодцы. Вы открыли ворота в царство дружбы и добра.
Чтобы солнышко светило
Чтоб его на всех хватило
Чтоб цвели в лугах цветы
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг
Каждый человек человеку – друг!
(Дети встают в круг. У них в руках улыбки из бумаги)
- Давайте подарим друг другу улыбки и скажем пожелания.
- Спасибо за урок. Я получила большое удовольствие от общения с вами.